Как США и страны ЕС из кризиса выходили — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Как США и страны ЕС из кризиса выходили

Мир
947
Планы выхода из экономических и политических кризисов каждая из стран разрабатывает по-разному. В начале прошлого века на старте строительства коммунизма при поголовной безработице в городах большевики дождались высказывания тогдашних юмористов: «когда угасла последняя лампочка, был разработан план ГОЭЛРО». Этим планом из национальной экономики выделен транспортно-энергетический каркас всей территории страны (развитие энергетики и промышленных предприятий, которые связаны с ней, с учетом территориального размещения природных полезных ископаемых и т.п.). Было также запланировано создать и присоединить к этому каркасу такие отрасли, как тракторная, автомобильная промышленности, станкостроение, химия, сельхозмашиностроение, авиация и т.д. Однако реализация плана ГОЭЛРО с его гигантоманией, как отмечает российский ученый, доктор технических наук, профессор Б. И. Кудрин, способствовали закрытию 250 царских станций общественного пользования, 6000 частных электростанций, а в ходе раскулачивания и ликвидации нэпа было уничтожено около одного миллиона различных источников энергии, включая малые ГЭС и 830 тыс. ветряков. Это все те альтернативные источники энергии, использование которых сейчас растет высокими темпами во многих странах мира.
• Другие страны в период Великой депрессии 1929-1933 гг. не ждали, когда потухнет последняя лампочка и появится массовая безработица, точнее, им не позволили забастовщики с многотысячными «голодными походами» к правительствам и т.д. И все же уровень безработицы в период Великой депрессии в США достиг 25% (15 млн безработных, а в 32-х развитых странах – 30 млн), в некоторых странах Европы – 33% (в индустриальных регионах Англии, например, отдельных городах северо-востока после остановки работы промышленных предприятий – до 70%).
В условиях кризиса новый президент США Ф. Рузвельт, осуществляя реформы в соответствии с «Новым курсом», в первую очередь направил все усилия на «забытого человека» – полностью ликвидировать безработицу. Были приняты законы о восстановлении национальной промышленности и регулировании сельского хозяйства как инструменте государственного контроля над экономикой страны. Согласно им, регламентировались порядки взыскания и расходования налогов для финансирования организации общественных работ и выплаты пособия по безработице. Конгрессом США была создана Администрация общественных работ для управления дорожным строительством, возведением гигантских плотин, сооружением автострад, аэродромов, мостов, гаваней и т.д. На этих работах были задействованы 5 млн человек, а остальные безработные получали пособие по безработице и т.д. Также были разработаны и приняты кодексы честной конкуренции в отраслях экономики (регламентировались объемы производства, уровень заработной платы, рынки сбыта, цены на продукцию и т.д.). То есть согласовывались движения технологических ресурсов и готовой продукции, а также финансов на цепи производство-реализация.
• Был также принят закон «О регулировании сельского хозяйства» (1933), нацеленный на преодоление кризиса перепроизводства и поддержания цен на сельскохозяйственные товары. За счет проведенной эмиссии казначейских билетов и государственных акций ($3 млрд) фермеры получили дешевые кредиты ($2 млрд), что уменьшило аукционную продажу обанкротившихся фермерских хозяйств (разорилось почти 10% всех ферм за неуплату долгов и т.д.).
То есть все мероприятия «Нового курса» направили на перезапуск экономики США. При этом на старте реформы была увеличена максимальная налоговая ставка с 25 до 63% в качестве меры накопления финансовых ресурсов для общественных работ. К сожалению, наших владельцев агрохолдингов устраивает налог в размере 6-10 грн за 1 га земель, который установили для поддержки мелкого и среднего бизнеса в аграрной сфере.
• Согласно данным отечественной статистики, уровень безработицы в трудоспособном возрасте в целом по Украине в 2013 г. составил всего 7,7%, а в Донецкой и Луганской областях – соответственно 8,2% (165,5 тыс.) и 6,7% (66,3 тыс. человек). Какой у нас кризис? Общество непрерывного и безграничного процветания! Численность сельского населения в 2013 г. составляла 740 тыс. человек, занятых – 355 тыс. (в т.ч. около 2 тыс. фермеров), а наемных работников в сельском хозяйстве – 43 тыс. человек. Что озачает занят? За рубежом занятые – это те, кто получает плату за свою занятость, которая обеспечивает достойную жизнь семьи. Все остальные виды труда – хобби. Сколько занятых, точнее тех, кто получает достойную зарплату за свою работу, в сельском хозяйстве Донецкой или Луганской областей? Ведь из-за проблем с отсутствием справедливости в ценообразовании на сельскохозяйственную продукцию (отсутствие для мелких хозяйств цивилизованных рынков сбыта с соответствующей справедливой ценой) свои паи владельцы (по статистике – занятые) сдали в аренду агрохолдингам. Такой вопрос можно задать и относительно многих других областей.
• В кризисных условиях 1929-1933 гг. многие страны мира начали применять планирование как метод государственного регулирования экономики. В Германии еще в 1932 г. разработали индикативный план, задачей которого была борьба с безработицей и обеспечение занятости населения. А после Второй мировой войны стали планировать развитие экономики практически все государства (Франция, Италия, Япония, Нидерланды, Мексика, Индия, Южная Корея, Малайзия, Тайвань и др.). Основная идея индикативного планирования – недирективное планирование на государственном уровне с помощью определенных целей развития производства (основных задач) и финансовых преференций со стороны государства для тех фирм, которые дадут согласие выполнять этот план. Индикативный план выступает как долгосрочный координатор использования государственных ресурсов, которые необходимы для восстановления экономики, ее модернизации, реконструкции и создания современных отраслей производства. За годы развития национальных экономик задачи расширялись и усложнялись, а методы индикативного планирования совершенствовались. Кроме обеспечения пропорционального экономического роста, равновесия внешнеторгового баланса, на повестку дня ставили задачу решения социальных проблем и обеспечения полной занятости как основы разработки планов (проектов) социально-экономического развития регионов и т.д.
• В процессе индикативного планирования страны начали использовать математические методы. На первых этапах планирования – система национальных счетов. С первыми успехами в экономике, связанными с индикативным планированием, методология усложнялась. Система национальных счетов начала дополняться межотраслевым балансом (показывает структуру экономики и технологические связи), сводной таблицей финансовых операций (показывает структуру рынка, финансовых ресурсов и в целом экономический оборот – оборотная ведомость) и национальной балансовой таблицей (финансовый баланс на начало или конец года). В такой системе координат методов анализа и планирования видно систему причинно-следственных связей в национальной экономике и все основные закономерности поведения хозяйственных единиц, включая уплату налогов. И до сих пор имеет место эволюция математического инструментария индикативного планирования. Главная особенность процесса такого планирования – все население страны через открытость (телефон, Интернет, пресса, телевидение и т.д.) участвует даже на предварительных этапах разработки долгосрочных, среднесрочных и годовых планов, и всем известны намерения и показатели планов социально-экономического развития страны.
• В преамбуле проекта «Программы создания рабочих мест и стабилизации занятости в Донецкой и Луганской областях на период до 2017 года» говорится, что в отдельных городах региона полностью остановили работу промышленные предприятия, а в целом за 5 месяцев 2014 г. объемы производства сократились более чем на 30% в текстильной отрасли, производстве химических веществ и химической продукции, резиновых и пластмассовых изделий, прочей неметаллической минеральной продукции, машиностроении. Соответственно выросла безработица.
• Основная проблема Украины заключается в том, сможет ли наше правительство сформировать коллектив экспертов (не чиновников), отраслевых технологов, специалистов по моделированию и планированию технико-технологических и социально-экономических процессов с тем, чтобы разработать индикативные планы, в которых будут понятны ориентиры для менеджеров государственных и частных предприятий, и вызвать деловой интерес на долгосрочную перспективу? Сможем ли определить приоритет в модернизации и обновлении в стране, в первую очередь на Донбассе, предприятий или отраслей, функционирование которых даст наибольший толчок для развития всей экономики? Будет ли смелость установить контроль над ценами, как это делали страны мира даже в кризисных ситуациях (не только в период войны), и сказать доморощенным бизнесменам, что устанавливается, например, на пшеницу одинаковая для всех цена, а не в 1,5-10 раз ниже для отдельных незащищенных чиновниками групп сельскохозяйственных предприятий? Или вспомним об основной доле населения, которое в нормальных рыночных условиях могло бы организовать мелкий и средний бизнес? Многие страны мира, в соответствии с мерами индикативных планов, резервируют для них отдельные отрасли экономики, обеспечивают кредитом, производственной инфраструктурой, дефицитным сырьем, упрощают доступ к кредиту и капиталу на финансовых рынках, развивают сеть магазинов и способствуют сбыту продукции, строят производственные помещения и сдают их в аренду, как это делает Турция, Индия и т.д. И все плановые расчеты находятся под зонтиком сбалансированного и эффективного распределения и использования ресурсов каждой страны. Или сведем планы развития каждой области, которые сейчас разрабатывают (или делают попытки) без какой-либо методологии сбора информации, ее анализа, формирования главных целей развития регионов к общегосударственному видению вектора стратегии экономического движения? Что будем делать с кучей разнообразных цифр, которые поступят из каждой области, ведь основным элементом областных планов вместо оптимизации использования ресурсов, включая трудовые, будет требование предоставить огромные бюджетные средства? Сможем ли мы увязать регионы и отдельные отрасли наиболее оптимальными потоками готовой продукции, технологических и финансовых ресурсов? Круг вопросов можно продолжить, но вывод понятен: необходимо срочно находить тех специалистов (вместе с бизнесменами, технологами, специалистами по математическому моделированию), которые сформулируют наиболее рациональные стратегические цели страны и разработают проекты и программы (связанные с конкретными объектами) их эффективного достижения. При этом решение проблемы занятости населения будет стоять на первом месте. Только тогда мы сможем задать наиболее оптимальный вектор стратегического развития экономики страны и достигнем столь желаемого социально-экономического равновесия как в стране, так и в отдельных регионах.
Николай Калинчик, доктор экономических наук
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас