Небо напополам: Россия и ЕС могут начать полноценную торговую войну в сфере авиациии — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Небо напополам: Россия и ЕС могут начать полноценную торговую войну в сфере авиациии

Мир
1518
РФ может дать “симметричный ответ” на санкции против своего остановившего работу лоукостера “Добролет”. В России грозятся закрыть для европейских авиакомпаний транзит через свою территорию.
“Добролет” оказался единственной авиакомпанией, попавшей в санкционный список ЕС. “Со времени незаконной аннексии Крыма “Добролет” выполняет рейсы Москва-Симферополь, таким образом обеспечивая интеграцию Крыма в состав России и подрывая территориальную целостность Украины”, – сказано в сообщении ЕС. Вторым основанием для попадания компании под санкции стало то, что более 50% в ее акционерном капитале принадлежит российскому государству.
Анализируя возможные последствия от этих мер для авиаперевозчика, еще несколько дней назад аналитики не давали “летальных” прогнозов. Санкции предусматривали заморозку активов “Добролета” на территории ЕС и запрет европейским контрагентам на взаиморасчеты с перевозчиком. Но компания не выполняет полетов в ЕС. “Добролет”, позиционируемый как лоукост перевозчик, начал летать в июне этого года. Первым направлением стал рейс Москва-Симферополь.
“Добролет” не создавался специально под полеты в оккупированный Крым. О намерении создать “дочку”, которая займет нишу лоу-кост перевозок, руководство “Аэрофлота” заявило более года назад. Бизнес-план на $100 млн предполагал, что через пять лет компания будет выполнять до 45 внутренних и международных рейсов, иметь в парке 40 бортов Boeing-737-800 Next-Generation и перевозить 10 млн пассажиров в год. Пока, кроме Симферополя, компания начала полеты только из Москвы в Волгоград, а также – продажу билетов на рейсы в Пермь, Казань, Уфу, Самару и Екатеринбург.
В парке “Добролета” было только три самолета – два Boeing 737-800 и один Sukhoj Superjet 100. Зарубежные самолеты находились в сублизинге через материнскую структуру, которая не попала под санкции. Поэтому были основания считать, что ограничительные меры серьезно не затронут “Добролет”. Аналитики прогнозировали, что санкции угрожают компании лишь после начала полетов в Европу. Но по российскому законодательству она могла бы начать международные авиаперевозки не ранее, чем после двух лет полетов по внутренним маршрутам, напоминает глава аналитической службы российского агентства “АвиаПорт” Олег Пантелеев. Тем не менее, зарубежные партнеры “Добролета” пошли на немедленное аннулирование договоров лизинга, хоть такие меры не были указаны как необходимые в списке санкций.
Эксперты затрудняются прогнозировать последствия санкций для других российских авиакомпаний или оценивать риски для них. “Будут ли расширять список дальше? Не знаю, это зависит от политики России и реакции ЕС”, – говорит Синицкий. Наиболее высоки они в отношении “Оренбургских авиалиний” – также “дочки” “Аэрофлота”, которая взялась перевезти в Крым пассажиров, купивших билеты в этом направлении.
Как сообщили в Рескоме по транспорту и связи Совмина АРК, все авиакомпании продолжают летать в Симферополь. Среди крупнейших из них по количеству рейсов, помимо “Аэрофлота” – “Трансаэро”, ВИМ-Авиа, Red Wings, «Уральские авиалинии». Информация на он-лайн табло на сайтах этих авиакомпаний также говорит о том, что все рейсы в Симферополь выполняются по расписанию. Интересно, что на сайте, к примеру, компании “Трансаэро”, аэропорт Симферополь отнесен к Украине.
Большинство летающих в Крым авиакомпаний выполняют также и международные рейсы, поэтому теоретически подвергают себя тому же риску, что и “Добролет”. Компании могли бы найти партнеров по лизингу и техобслуживанию и вне ЕС, например в Азии, говорит Алексей Синицкий, но это займет время. Риски расширения санкций к другим компаниям есть, считает Олег Пантелеев, но вероятность этого сценария зависит от политиков. “Перед авиакомпаниями стоит простой выбор. Либо сократить риски, отказавшись от сотрудничества с западными партнерами и сделав выбор в пользу российских компаний и компаний Юго-Восточной Азии. Либо отказаться от полетов в Симферополь”, – отмечает он. При этом можно создать специализированную компанию, летающую на российских самолетах и не имеющую иностранных поставщиков.
Эксперты не исключают, что в случае если Россия решится на ответные шаги в отношении европейских перевозчиков, конфликт может перерасти в полномасштабную экономическую войну. Если Европа пойдет на эскалацию санкций – они, скорее всего, затронут предоставление услуг на обслуживание российских авиакомпаний в аэропортах Европы, прогнозирует Пантелеев.
Однако сразу двое госслужащих РФ со ссылкой на источники в европейских регулирующих органах сообщили о том, что ЕС рассматривает возможность дальнейшего усиления санкций, в том числе в авиационной отрасли. “Санкции могут коснуться как отдельных авиакомпаний, так и сектора в целом. Но государственные авиакомпании уже сейчас ищут пути для того, чтобы избежать транзита через территорию РФ”, – сказал один из них. С одной стороны, по его словам, это – мера, связанная с безопасностью, поскольку после катастрофы малазийского “Боинга” мировым сообществом получен сигнал о небезопасности российского воздушного пространства. С другой – это один из рычагов экономического давления на Россию.
В свою очередь закрыть небо над своей территорией для европейских компаний угрожает и Россия. Со стороны официальных лиц заявлений об этом не было, но о том, что такая мера обсуждается, сообщила газета “Ведомости” со ссылкой на свои источники. Речь якобы идет о запрете или ограничении эксплуатации транссибирского маршрута из Европы в Азию.
Обе меры на данном этапе эксперты оценивают как маловероятные. “У европейских гигантов, таких как Lufthansa, British Airways и других огромные объемы перевозок по транссибирскому маршруту. Для них искать другие пути будет крайне болезненно и экономически невыгодно”, – считает исполнительный директор авиакомпании “Аэроджет” Анатолий Мазуренко.
Но также невыгодна эта мера и для России, которая зарабатывает на транзитных перелетах над своей территорией. Точнее, зарабатывает госкомпания “Аэрофлот”, которой эта статья дохода досталась “в наследство” от советского одноименного предшественника. По оценке самого “Аэрофлота”, он зарабатывает на этих платежах не менее $300 млн в год, а ранее озвучивались цифры и в $500 млн. Вчера, после появления информации о возможности закрытия воздушного Транссиба, акции компании подешевели на 6,5%, став лидером падения на бирже на момент оценки.
“Думаю, что Россия пойдет на такую меру только в крайнем случае – уже после того, как ЕС введет дополнительные санкции, затрагивающие все или многие компании. Потому что это слишком рискованно – такой шаг с ее стороны уж точно повлечет закрытие рынка для всех российских авиакомпаний в Европе, и тогда терять уже будет нечего”, – прогнозирует Мазуренко.
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас