Получить права в Грузии можно за час, а в Молдове справку о несудимости можно заказать через интернет — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Получить права в Грузии можно за час, а в Молдове справку о несудимости можно заказать через интернет

Казна и Политика
923
Получить права в Грузии можно за час. А в Молдове справку о несудимости можно заказать через интернет и получить ее через 24-48 часов, причем – даже домой. Когда же в Украине наконец-то станут доступными электронные услуги?
Об уровне предоставления админуслуг в Украине сами за себя говорят цифры: например, только 8% ЦНАП (Центры предоставления административных услуг) оснащены соответствующим образом для людей с ограниченными возможностями. Еще меньше из них имеют комнаты для временного пребывания детей, в которых их можно оставить, пока родители сидят у регистратора или чиновника и работают с документами.
Электронные услуги в Украине возможны только на местном уровне и только несколько муниципалитетов готовы их предоставлять. “Это связано с законодательным полем, потому что нет качественной идентификации личности, нет системы предоставления этих услуг и это находится в зачаточном состоянии”, – объясняет исполнительный директор ОО “Подольское агентство регионального развития” Олег Левченко. Причем лидерство по внедрению электронных систем предоставления услуг в Украине принадлежит не крупным городам.
“Большие города имеют большие бюджеты, но это не всегда эффективная система управления этими услугами и этими сервисами. Более эффективны города, где есть политическая воля и готовность быть открытыми. Например, Винница, Бердянск, Ивано-Франковск – это не самые крупные города в Украине, и даже не миллионники. Тоже для примера – я как предприниматель получил за 20 минут выписку из реестра. И сделал это не выходя из самого помещения – здесь же есть и платежный терминал, не отходя от самого чиновника, который предоставляет услуги. Поэтому главное – это заставлять крупные города-миллионники работать по такому образцу, и бизнес должен побуждать их к этому”, – считает Левченко.
Вопрос не только в деньгах
Близким и ярким примером для Украины сейчас является Молдова. “Они за 3 года построили очень мощную и одну из лучших европейских систем. И это благодаря политической воле и готовности команды это делать. И потрачено было всего-навсего порядка 24 млн. долл. Причем сервисы и инструменты, которые были построены, действительно являются одними из лучших в Европе, основываясь на том, что есть. Например, в Украине это примерно тиражирование один к четырем. То есть, по сравнению с Молдовой, в Украине нужно потратить в четыре раза больше. На содержание электронных реестров – это 18 баз данных, – в прошлом году тратилось 5,2 млн. дол. в месяц, и другие суммы, космические. Когда рассказывали эстонцам и молдаванам о том, какие суммы у нас потрачены в прошлом году на эту систему, они говорили, что в своей стране смогли бы построить таких три, и еще нам построить”, – отметил Олег Левченко.
Поэтому, подчеркивает эксперт, надо понимать, что не только политическая воля нужна. “Сегодня даже при новом правительстве, при новых игроках в ведомствах и министерствах – а в системе электронного управления это 8 основных игроков, – нужно не просто воевать с ними, а договариваться и действительно понимать, какой нужен единый подход, чтобы над нами не смеялась Европа.
К большому счастью Украина подписала соглашение, и подпишет еще вторую часть сделки. В ней есть обязанности Украины относительно приведения в соответствие законодательства с европейским. И там четко нормировано все. Нам не нужно изобретать велосипед и взять за основу европейские директивы и из этих директив просто принять законодательство и на их базе построить эту модель”, – объясняет он.
Поэтому на воплощение системы предоставления услуг, которая будет соответствовать европейскому уровню, нужно два-три года. “Трудно сказать сегодня, но я думаю, что у нас есть очень хорошие перспективы и эта политическая воля сохранится”, – отметил Левченко.
“Надо помнить, что 8 кандидатов в президенты из общего списка сказали, что хотят, чтобы было электронное управление. Я не уверен, что они все знали, что это такое, но вот уже такое заигрывание с гражданами может побуждать к тому, что придется это принимать. Поэтому есть надежда, есть шанс. Технологических проблем нет. Нужно прийти к единому пониманию, что такое электронное управление и начать делать его – безотлагательно. Потому что это не панацея, но очень важный инструмент в верификации работы чиновников, правительства, вообще государства”, – подытожил эксперт.
Мешать будут сами чиновники
Противодействовать нововведениям будут сами же чиновники, рассказал заместитель винницкого городского головы Владимир Слишинский. “Самая большая проблема – это сопротивление, которое будут создавать непосредственно на местах, чиновники в первую очередь среднего звена: начальники департаментов, отделов, их подчиненные. Например, когда мы вводили электронный документооборот, мы получали ультиматумы “Немедленно отказывайтесь, иначе не будем работать!”. Такую психологию надо ломать”.
Сейчас Винница по оценкам экспертов по мониторингу распространения лучших практик предоставления административных услуг занимает ведущее место в рейтинге 100 городов Украины, которые достигли успеха во внедрении электронных систем.
“По своему опыту скажу, когда уже разработан продукт, программа, для того, чтобы его ввести, надо минимум 1 год. А вообще, для того, чтобы ввести в Украине, после определенной подготовки, когда есть опять же готовые продукты, надо минимум 1,5-2 года. И отдельные города не могут развиваться самостоятельно, если не будут введены определенные механизмы на уровне государственном”, – добавил Слишинский.
Проблемную ментальность украинских чиновников отмечает и Олег Левченко. “Надо, чтобы чиновники были готовы отдать предоставление админуслуг машине, а не придерживали ее для себя, чтобы ее контролировать и иметь какую-то для себя выгоду”, – считает он.
Украинцы на самом деле хотят комфорта
В то же время украинцы от внедрения электронных систем ожидают в первую очередь комфорта. “Внедрение электронного правительства в масштабах всей страны – очень амбициозный план, вместо этого исследования показывают, что очень часто гражданам не хватает каких-то элементарных небольших моментов, которые могли бы повысить эффективность или сократить время, которое они потратят на получение услуги, либо повысить уровень удовлетворенности от посещения того или иного ЦНАП”, – рассказывает руководитель проекта ЕС и ПРООН “Распространение лучших практик негосударственного мониторинга предоставления административных услуг” Елена Урсу.
“Например, наш опрос показывает, что в большинстве ЦНАП имеются определенные элементы улучшения физической инфраструктуры, оборудованные места для заполнения документов, территории для ожидания, имеется питьевая вода. В то же время нет тех маленьких аспектов электронного управления, как банально возможность записаться из дома на прием, чтобы не тратить время в очереди. Или возможности на месте воспользоваться электронным терминалом самообслуживания, ознакомиться с перечнем документов, со всей процедурой, чтобы не тратить время на ожидание консультации”, – считает она.
Гражданам, на самом деле, зачастую не так много нужно – чтобы с ними вежливо общались и дали возможность свести к минимуму время, которое они потратят на получение государственной услуги. “А такие аспекты не требуют каких-либо существенных изменений в законодательстве – только политической воли тех руководителей Центров предоставления административных услуг, которые общаются с гражданами”, – подытожила эксперт
Городской голова Киева Виталий Кличко накануне пообещал, что быстро введет “единое окно” для админуслуг – это позволит киевлянам получать любую справку за 15 минут. Вот это и есть первая возможность убедиться, насколько сильна упомянутая ранее “политическая воля” у украинских политиков.
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас