Распределение может и не состояться — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Распределение может и не состояться

Казна и Политика
799
Заканчивается шестая неделя, как парламент решил «ликвидировать» Министерство доходов и сборов. Соответствующее постановление № 4380 депутаты проголосовали еще 28 февраля 2014 года. Но правительство, которое согласно тексту постановления, назначено ответственным за «реформу», до сих пор не ликвидировало и не разделило Миндоходов на две части (как объявлялось ранее): Государственную таможенную службу и Государственную налоговую администрацию Украины. «Правительство медлит с постановлением об отделении таможни и налоговой. Хотя должно было это сделать еще четыре недели назад. Ведь положения о реформировании давно переданы в КМУ», – говорит в комментарии «Дню» председатель парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник.
Как известно, сначала руководитель правительства Арсений Яценюк прислушался к голосу большинства из Совета, и 12 марта 2014 года Кабмин создал комиссию, которая должна ликвидировать Миндоходов. Ликвидаторами ведомства назначили двоих человек: на таможенное направление – Виталия Науменко, а на налоговое – Игоря Белоуса. За две недели они должны были подать КМУ кандидатуры новых руководителей таможенной и налоговой служб и предложения, как реанимировать Государственную налоговую службу и Государственную таможенную службу.
Почему же тормозят таможенно-налоговую реформу? Об этом «День» спрашивал депутатов, бизнесменов и экспертов.
Хомутынник заявил, что как председателю профильного комитета, ему не объясняют причин задержки с распределением Миндоходов. Возможно, предполагает он, в правительстве хотят сохранить прежний формат ведомства. Но поскольку уже звучали политические заявления о разъединении Миндоходов, говорит он, то ищут какой-то компромиссный формат.
Народный депутат от «Батькивщины» Николай Катеринчук рассказал «Дню», что в правительстве сейчас рассматривают вариант создания двух департаментов (таможенного и налогового) в структуре Минфина.
Надо напомнить, что именно за подчинение таможни и налоговой Минфину 28 февраля ратовал и депутат от «УДАРа», бывший министр финансов Украины Виктор Пинзеник. «Таможенный орган – это и сама налоговая служба, только она собирает налоги на границе. Невозможно управлять, администрировать, например, возвратом НДС, если не анализировать потоки, которые идут через таможню, идут внутренним НДС. Поэтому это должна быть единая служба», – внося поправку от фракции в постановление, говорил он тогда.
На то, что правительство может отказаться от выбранного ранее пути реформирования Миндоходов, намекает и свежее заявление заместителя министра, куратора налоговой службы Игоря Белоуса. «Я этот вопрос поднимал в субботу с премьер-министром и лично ему сказал, что это ваша политическая воля – разделить министерство на два ведомства. Но я, как человек, который практически за три недели что-то увидел, считаю, что можно было бы сохранить эту службу, которая бы объединила налоги и таможню», – резюмировал он в ответ на вопрос о том, будут ли разделять ГТСУ и ГНАУ.
О причинах задержки и конечной дате распределения Миндоходов молчит и Виталий Науменко. На вопрос «Дня» он только разводит руками, мол все передали, ждем ответа сверху.
По мнению одного из совладельцев группы компаний «Континиум», народного депутата Игоря Еремеева, бизнесу больше импонирует работа объединенной таможенной и налоговой службы. «Сегодня таможня – это место сборов налогов. Ведь таможенные пошлины в общей системе ее доходов – 0,9%, а остальное – налоги и сборы. И когда налоговая и таможенная службы объединились, то в их базе стало видно всех контрагентов и быстро можно понять, кто платит налоги, а кто – нет», – объясняет он. Хорошо и то, что в таком случае происходит формирование единой организационной структуры на центральном и региональном уровнях, интеграция налогового и таможенного аудита, уже создано единое подразделение для борьбы с налоговыми преступлениями и контрабандой. Впрочем, чтобы предотвратить повторение призрака фискального «монстра» Клименко, надо смотреть, в чьи руки отдавать этот инструмент, продолжает он. «Если министр финансов сможет сделать прозрачную систему сбора налогов и будет строить прозрачную систему возмещения НДС, то все будет нормально. Но если он будет рассматривать это, как способ увеличения своих полномочий, то это приведет к тому, что уже имели», – пояснил он «Дню».
Исполнительный директор «Европейской бизнес-ассоциации» Анна Деревянко также заявила «Дню», что два ведомства под эгидой Минфина – вполне рациональная идея. «Почему бы и нет? Это нормальная практика, когда Минфин контролирует или курирует эти два важных ведомства для наполнения бюджета. Бизнесу все равно, как построена система. Главное, чтобы это отрицательно не отражалось на уровне сервиса», – говорит она. Впрочем, что действительно настораживает сегодня бизнес-сообщество, продолжает Деревянко, так это промедление Кабмина с окончательным выбором реформирования Миндоходов.
Сохранение нынешнего статуса-кво выгодно власти, рассказывает «Дню» заместитель председателя комитета парламента по вопросам налоговой и таможенной политики, бывший глава Крымской таможни Виктор Тимошенко. «Очень удобная кормушка. Говорят, что мафию нельзя победить, ее можно только возглавить. Это тоже может быть одной из причин, почему так долго… А может им (правительству. – Авт.) не дают назначать основные кадры до завершения выборов Президента», – называет он свое видение возможных причин задержки с реформированием. Поэтому, говорит народный избранник, надо завершать с перезагрузкой основных таможенно-налоговых ведомств. Он предлагает остановиться на европейском подходе: включении налоговой и таможенной служб в виде отдельных департаментов в Минфин.
Ничего из этого путного не выйдет, напротив заявил «Дню» автор постановления о распределении Миндоходов, народный депутат Мищенко. При сохранении в стенах парламента и КМУ квотного принципа формирования органов власти, получить прозрачную европейскую модель управления Минфином налоговым и таможенным департаментами невозможно, убежден он. По его мнению, если эти ведомства отдадут Минфину, то есть риск, что просто изменятся табличка с Миндох на Минфин, но суть останется той же. «Я понимаю, почему это надо: чтобы в одних руках иметь министра финансов и министра доходов и сборов… Конечно, многим хочется такого «монстра» держать в кармане», – объясняет Мищенко. Впрочем, создавать его без изменения подходов в назначении главных фигур в исполнительной власти нельзя. Должны приходить профессионалы, а не «квотовики», настаивает на своем народный депутат. Он пояснил, что премьер-министр должен определять, кто возглавит таможенный и налоговый департамент или отдельную службу. И именно руководитель КМУ, по мнению Мищенко, должен отвечать за ликвидацию коррупционных схем на границе – и только тогда долгожданные изменения придут.
Зато Деревянко уверена, что коррупцию творит человеческий фактор. Поэтому нужно его минимизировать во всей цепочке отношений бизнес-власть.
Именно это, если верить Виталию Науменко, и делают в таможенном ведомстве. Как рассказал он «Дню», уже уволены 22 руководителей региональных таможни и назначены исполняющие обязанности. По мнению Науменко, принципиальный момент таких изменений – максимальная автоматизация всех процедур таможенного контроля. Поэтому в таможенном департаменте сегодня восстанавливают электронную систему анализа риска представленных таможенных деклараций: на компьютере отрабатываются возможные схемы, модели минимизации, и таможенный инспектор получает возможный риск. Кроме того, рассказывает он, восстанавливается работа по улучшению проведения постаудит-контроля, потому что с момента объединения двух ведомств его эффективность снизилась в 130 раз! Сколько времени на это нужно? Он разводит руками.
Наталия Билоусова
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас