ПРОМО
Автогражданка по-новому с 1 января 2025 года. Что изменится?
С 1 января 2025 г. в силу вступает новая редакция Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». Новая версия закона предусматривает множество изменений по сравнению с нынешней редакцией. Цель Закона — усиление защиты водителей и улучшение сервиса, предоставляемого страховыми компаниями своим клиентам.
Все изменения касаются исключительно полисов, которые вступают в действие с 1 января 2025 года.
Большинство водителей относились к Автогражданке так: «Куплю самую дешевую страховку, потому что это страховка для полиции, а не для меня».
Новый Закон изменяет эту ситуацию, потому что теперь Автогражданка — это полис не только для полиции и пострадавших в ДТП, но и для самого страхователя — в первую очередь благодаря введению прямого урегулирования для всех страховых, которые продают Автогражданку. Раньше было так — если вы стали пострадавшей стороной ДТП, за компенсацию ущерба отвечала только страховая виновника. Поэтому это всегда была лотерея на кого ты натолкнешься — на виновника с полисом из хорошей страховой, или с полисом страховой, где качество сервиса низкое. С введением прямого урегулирования для всех страховых у водителя появляется мотивация выбирать не самую дешевую страховку — а страховку от компании, предоставляющей качественный сервис. Потому что именно твоя страховая будет заниматься ремонтом твоей машины, если тебя кто-то бахнул.
Кроме того, увеличивается страховое покрытие, отменяются франшизы и применение коэффициента износа.
А теперь обо всём подробно и по порядку. Что именно меняется для водителей с нового года?
Увеличение страховых сумм Страховые суммы по полисам Автогражданки будут увеличиваться в несколько этапов.
С 1 января 2025 года страховые суммы изменятся следующим образом:
— по жизни и здоровью — с 320 тыс. до 500 тыс. грн. грн на одного пострадавшего (5 млн. грн. на один страховой случай);
— по имуществу — со 160 тыс. до 250 тыс. грн. грн. на одного пострадавшего (1,25 млн. грн. на один случай).
Следующий этап повышения — с 2026 года (но не ранее 1 января года, следующего после прекращения или отмены военного положения в Украине).
Финальный этап повышения — с 1 января года, который наступает через 5 лет после вступления Украины в Европейский союз. Страховые суммы будут составлять:
— по жизни и здоровью — эквивалент 1,3 миллиона евро на одного пострадавшего и 6,45 млн евро на один страховой случай;
— по имуществу — эквивалент 1,3 млн евро на один страховой случай.
Прямое урегулирование. На данный момент потерпевшая сторона ДТП может обратиться за выплатой именно в свою страховую только в случае, если и у нее, и у виновника есть полисы Автогражданки от страховых компаний, являющихся участниками соглашения о прямом урегулировании. Однако с 1 января 2025 г. прямое урегулирование обязаны осуществлять все страховые, продающие полисы Автогражданки — то есть теперь потерпевшие всегда смогут обращаться за выплатой именно к своей страховой, а не к страховой виновнику.
Условия для прямого урегулирования следующие:
— в ДТП приняли участие только 2 транспортных средства;
— оба водителя имеют действующие полисы Автогражданки;
— повреждено исключительно имущество (в результате ДТП нет погибших и травмированных).
Также прямое урегулирование работает в случае, если в ДТП приняло участие 2 транспортных средства и только потерпевшая сторона имеет действующий полис Автогражданки.
Проверка наличия полиса полицией. Действующим Законом предусмотрено, что работники Национальной полиции могут проверять наличие полиса при составлении протокола о нарушении ПДД и при оформлении ДТП.
По новому Закону полицейские смогут проверять наличие полиса автогражданки и в других случаях, а именно:
— при регулировке дорожного движения;
— при контроле соблюдения правил дорожного движения;
— при контроле за правомерностью использования транспортных средств.
Также наличие автогражданки может проверяться с помощью фото- и видеофиксации — то есть через камеры контроля дорожного движения.
Отмена лимита по Европротоколу. В настоящее время максимальная выплата по Европротоколу составляет 80 тыс. грн, но с 1 января 2025 года этот лимит отменяется — максимальная выплата по Европротоколу может быть равна страховой сумме.
Напомним, что Европротокол — это официальный документ с информацией о ДТП, который участники ДТП могут самостоятельно заполнить без вызова Полиции. Этот документ следует предоставить в страховую для получения выплаты по страховому случаю.
Новое условие для оформления Европротокола. Новый закон четко прописывает — Европротокол можно оформлять только в случае, когда ДТП между двумя транспортными средствами было контактным (они столкнулись).
Остальные условия остаются неизменными:
— оба водителя имеют действующие полисы Автогражданки;
— в ДТП приняло участие 2 транспортных средства;
— ущерб причинен только имуществу — в результате ДТП никто не погиб и не пострадал;
— оба водителя совершенно трезвые;
— оба водителя согласны с обстоятельствами ДТП.
Никаких франшиз. На данный момент при покупке полиса в «Арсенал Страхование» водители могут выбрать один из следующих вариантов франшизы — 0, 1500, 2600 или 3200 грн.
Однако с 1 января франшизы по Автогражданке отменяются — теперь страховщики будут осуществлять выплаты в полном объеме.
Отмена использования коэффициента износа. С 1 января страховые компании будут обязаны восстанавливать автомобиль до состояния, в котором он находился до ДТП. Коэффициент износа больше не применяется — страховая оплачивает ремонт в полном объеме в пределах страховой суммы. Причем если авто не старше 5 лет — для ремонта должны использоваться новые оригинальные запчасти. Если же авто старше 5 лет — для ремонта могут использоваться аналоги оригинальных деталей.
Выплаты на СТО. Теперь страховщики должны ремонтировать авто на СТО — именно на ее счет страховая должна переводить деньги за ремонт. Однако в случае, если этого требует клиент, выплата будет произведена на его личный счет.
Если авто не старше 5 лет или оно находится на официальной гарантии от производителя — клиент имеет право требовать ремонта на СТО, авторизованной производителем.
Только электронные полисы. С 2026 года все страховые полисы будут укладываться исключительно в электронной форме, а информация о каждом полисе Автогражданки должна быть внесена в Единую централизованную базу данных МТСБУ. Полис не может вступить в действие до того момента, пока информация о нем не будет внесена в эту базу.
На 2025 год введен переходный период — в течение года полисы еще можно выпускать как в электронном, так и в бумажном виде.
Сроки принятия решений о выплатах. Новый Закон устанавливает, что страховая обязана принять решение о выплате в течение 60 дней с момента получения заявления и всех нужных для выплаты документов. При определенных условиях (необходимость проведения экспертизы или исследования причин и обстоятельств ДТП) этот срок может быть продлен до 90 дней.
Ускорение выплат по полисам проблемных страховщиков. Если страховая виновника имеет проблемы (находится в процессе признания банкротом, в процессе ликвидации или ей аннулированная лицензия) — по таким полисам выплата может происходить очень долго. По новому Закону МТСБУ выплачивает по полису такой страховой в установленном порядке до окончания всех судов и признания компании банкротом.
Свободное ценообразование. По новому Закону, страховые компании имеют право устанавливать страховые тарифы на полисы ОСАГО по собственному усмотрению. При расчете тарифа страховщики будут иметь право брать в известность предыдущую историю ДТП по вине водителя.
Льготники. Действующей редакцией закона об ОСАГО являются 2 категории льготников — те, кто освобожден от обязанности покупать полис и имеющие право на скидку в 50%. Согласно новой редакции Закона, абсолютно все льготники обязаны покупать полис Автогражданки. Для всех льготников предусмотрена скидка в 50% стоимости полиса.
К льготникам относятся:
— участники боевых действий;
— пострадавшие участники Революции Достоинства;
— участники войны;
— лица с инвалидностью I и II групп;
— пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы, отнесенные к I и II категориям;
— пенсионеры.
Скидка доступна транспортным средствам с объемом двигателя до 2500 см3 или мощностью электродвигателя до 100 кВт. Автомобиль должен принадлежать страхователю и управляться исключительно им. Авто не должно использоваться с целью предоставления платных услуг по перевозке пассажиров или груза. Правда, кабинет министров зарегистрировал в Верховной Раде проект Закона № 12 295 о внесении изменений в Закон об ОСАГО, который может отсрочить часть этих изменений и оставить части льготников возможность не покупать полис ОСАГО до конца 2025 года — на момент выхода этой статьи эти изменения еще не приняты Верховной Радой.
Сделаем результат. Новый Закон сделает Автогражданку дороже, но водители получат значительно более высокий уровень защиты и сервиса — страховые суммы возрастут, выплаты станут быстрее, а общий процесс урегулирования станет более прозрачным и справедливым. Новации Закона приближают Украину к европейским стандартам автострахования.
По материалам: Арсенал Страхування
Поделиться новостью