Фантастические планы: как Украина собирается "умные дороги" строить — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Фантастические планы: как Украина собирается "умные дороги" строить

Казна и Политика
465
Три месяца назад Кабмин одобрил национальную транспортную стратегию до 2030 года. Один из пунктов в планах правительства — создание в стране “умных дорог”. О чем вообще идет речь и реально ли реализовать подобные проекты в Украине?
В мае 2018 года правительство одобрило “Национальную транспортную стратегию до 2030 года”. Основные тезисы документа — 95% украинских дорог разбиты, 90% дорог не ремонтировались последние 30 лет, смертность на дорогах самая высокая в Европе.
Кроме описания плачевного состояния инфраструктуры, документ содержит пункт “Умные дороги”. Казалось бы, о каких умных дорогах может идти речь в стране, пути которой разрушены почти на 100%?
Однако в Министерстве инфраструктуры к этому вопросу относятся серьезно и даже верят, что часть задуманного удастся реализовать.
В этом году в министерстве создали директорат цифровой инфраструктуры на транспорте, который занимается указанными проектами. Именно поэтому пункт об умных дорогах попал в “Национальную транспортную стратегию”.
Деталей в стратегии немного, всего три пункта: система контроля трафика с использованием Big Data, строительство интеллектуальных дорог для беспилотного транспорта и Smart-road — пилотная дорога, которая генерирует электроэнергию.
Несмотря на скепсис критиков, министерство планирует реализовать один из пунктов к концу 2019 года. Какой именно, и когда начнется работа над двумя другими — далее.
Умная дорога. Что это и для чего
В мире термин “умная дорога” давно не нов, но каждый трактует его по-своему. Для кого-то такая дорога может обеспечивать водителя информацией, для других — светиться в темноте или подпитывать транспортное средство энергией.
ЭП поинтересовалась у представителей Министерства инфраструктуры, как они понимают понятие “умная дорога” и какими будут ее функции. Вот что они ответили.
“Умная дорога — это дорога, в которую ее разработчики и операторы вложили интеллект и последние достижения науки. Она должна обеспечивать безопасность, коммуникацию и комфорт”, — рассказал советник министра инфраструктуры Виктор Загреба.
По его словам, на уровне обычного пользователя умная дорога должна помогать не допускать ошибок, принимать оптимальные маршрутные решения и иметь высокий уровень удовольствия от пользования.
“На макроуровне умная дорожная сеть должна обеспечивать равномерное движение потоков, соблюдение правил участниками, сбор крупных данных и онлайн-аналитики, оперативное перераспределение потоков”, — добавляет Загреба.
В Министерстве инфраструктуры говорят, что Украине в течение пяти лет следует сконцентрироваться на первом уровне умных дорог — на повышении их рационального планирования, проектирования и состояния содержания.
“Наши дороги часто нерациональны, опасны и непрогнозируемы — полная противоположность “умным”. В данном случае речь идет не о выбоинах, а об ошибках в организации движения, конфликтных точках, “черных точках” на трассах, отсутствующих или ненужных дорожных знаках”, — заявил советник министра.
То есть первый шаг на пути к “умным дорогам” — сделать их рациональными.
Первый шаг
В Украине стартовала цифровая инвентаризация дорожного хозяйства. “Начинать надо с изучения того, что у нас есть”, — говорит собеседник в министерстве.
По его словам, в 2018 году научный институт имени Шульгина на заказ “Укравтодора” завершает оцифровку путей государственного значения. В результате будет создана GIS-база каждой дороги с каждым объектом на ней. Большинство этих данных планируется сделать публичными.
“В ближайшие два месяца закончим работу над стратегией. Создадим Action plan по всем направлениям, включая умные дороги”, — говорит руководитель директората стратегического планирования и координации Мининфраструктуры Виталий Киндратив.
Все наработки планируется реализовать поэтапно за три-четыре года.
“Это первый шаг к умным дорогам. И смех, и грех, но оказалось, что в Киеве никто не знает, сколько в городе нерегулируемых пешеходных переходов. Сколько знаков на дорогах — тоже загадка”, — рассказывает собеседник в министерстве.
Weight-in-motion
Один из проектов – по системе контроля трафика, планируется реализовать до конца 2019 года. Государственное агентство автодорог объявило тендер на проектирование, поставку и монтаж первых шести площадок взвешивания в движении на дорогах вокруг Киева.
Десять Weight-in-motion-комплексов будут выявлять среди потока перегруженные автомобили и передавать информацию инспекторам “Укртрансбезопасности” на мобильные пункты контроля. Локаций будет шесть. На четырех измерения будут осуществляться в двух направлениях, на двух — только в одном направлении, в сторону Киева.
Получив информацию, инспекторы будут останавливать авто и взвешивать его. В случае подтверждения нарушения будут его документировать и штрафовать водителя. Комплексы установят на подъездах к Киеву, на трассах Киев — Ковель, Киев — Чоп, Киев — Довжанский, Киев — Чернигов — Новые Яриловичи и Киев — Одесса.
После завершения тендерной процедуры система будет установлена за четыре-восемь месяцев.
“Эти проекты уже в работе. Осенью вокруг Киева начнется строительство первых станций контроля. Проект финансирует Всемирный банк”, — говорит Загреба.
Предполагается, что на первые площадки ВБ выделит 4 млн евро. По мнению представителей Мининфраструктуры, соответствующие средства очень быстро можно будет окупить за счет штрафов и экономии на ремонте дорожного полотна.
При этом в Министерстве инфраструктуры признают, что большинство проектов, которые планируется реализовать в ближайшее время, не являются высокотехнологичными.
“Чтобы осуществлять более амбициозные проекты, необходимо добиться базового “состояния здоровья” дорог: развить организационную способность, создать или усилить структурные подразделения, провести цифровую инвентаризацию хозяйства, разработать новые схемы организации дорожного движения”, — говорит собеседник.
“Мы должны держать в поле зрения мировой контекст развития дорожного сектора. Готовность к движению беспилотных авто, скоростные зарядные станции для электрокаров, оптовоколоконные и беспроводные каналы связи, подключение к европейской системе eCall — все это стоит на повестке дня”, — говорит представитель министерства.
Среди вопросов без ответов — стоимость километра умной дороги, кто, где и за чей счет ее будет строить, как инвесторы будут возвращать вложенные деньги, чьи технологии будут использоваться. Без ответа также остался вопрос, когда можно будет ознакомиться с экспериментальным участком умной дороги.
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас