Зима без газа? Или зима без денег?
Цена на газ снова и опять будет меняться. Глава Национальной комиссии госрегулирования энергетики и коммунальных услуг Дмитрий Вовк сообщил, что с 1 апреля тариф на газ для населения снизится с 7,2 грн за кубометр примерно до 6,5 грн, но при этом так называемый “социальный” тариф увеличится с 3,6 грн до 5,5 грн.
“Согласно подписанному прошлогоднему меморандуму с МВФ нужно пересмотреть цены к 1 апреля, достичь 75% от импортного паритета по цене на газ и для населения, которое потребляет газ напрямую, и для ТКЭ. Если с 1 апреля поднимется цена, я думаю, что верхняя цена немного упадет, где-то до 10%, а нижняя, так называемая социальная увеличиться до 5500 гривень за 1000 кубометров”, – рассказал Вовк.
Кабмин, принимай решение
Однако, согласно Закону Украины “О рынке природного газа”, решение о повышении “социальной” цены на газ для населения, а также цены для предприятий теплокоммунэнерго должен принять Кабинет министров. В соответствии с законом, который был введен 1 октября 2015 года, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, потеряла полномочия по обеспечению проведения ценовой политики на рынке природного газа ( в частности, установления цен на природный газ для потребителей Украины). В соответствии со статьей 11 данного Закона, единственным возможным путем для установления розничных цен на природный газ, для обеспечения нужд населения, является механизм возложения специальных обязанностей на субъектов рынка природного газа, согласно соответствующему решению Кабмина, которого еще нет.
Исходя из этого, 1 октября 2015 Кабмином было принято постановление под номером 758 “Об утверждении Положения о возложении специальных обязанностей на субъектов рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа (отношения в переходный период)”, согласно которому цена на природный газ составляет:
“Газ – это дорогой ресурс, поэтому его использование должно быть рациональным! О временах дешевого газа, когда ненавязчиво насаждался дешевый газ РФ (т.к. это был совместный бизнес РФ-Украины на уровне руководства стран) и русский язык, придется забыть. Иначе за газ снова придется расплачиваться независимостью государства. В большинстве стран Европы большой дом отапливаемый газом – непозволительная роскошь. До уровня жизни в Европе Украине далековато”, – отмечает Александр Лактионов, кандидат наук, эксперт в области энергетики.
В НАК “Нафтогазе” отмечают, что согласно постановлению КМУ под номером 758 НАК “Нафтогаз” обязан до 31.03.2016 г. формировать ресурс природного газа для бытовых потребителей и продавать, граничная цена газа этой категории составляет 3,6 грн/куб.м. при потреблении до 1200 куб. м за отопительный сезон, 7,19 грн/куб.м. более этого объема. Вопрос повышения граничной цены для населения с первого апреля 2016 года относится к сфере компетенции органа исполнительной власти, который возлагает на НАК и других участников рынка специальные обязательства, а именно, КМУ. На сегодняшний день НАК не может предоставить достоверную информацию о возможном повышении граничной цены на природный газ для бытовых потребителей с 1.04.2016 года.
Вместе с тем, справедливо отметить, что меморандум с МВФ 2015 года предусматривает, что с первого апреля цена на природный газ для населения будет составлять 75 % импортного паритета. Для снижения финансовой нагрузки на эту категорию потребителей работает система государственных субсидий. По данным Минсоцполитики в 2015 году 4,3 млн семей оформили субсидии на оплату коммунальных услуг. По состоянию на декабрь 2015, 30% семей уже получали субсидию. Можно ожидать, что этот процент значительно возрастет до отопительного сезона 2016/2017 года.
Бесспорно, есть список людей, которые не смогли получить обещанную государственную помощь, и количество таких людей также внушающее. В новом отопительном сезоне может возникнуть ситуация, когда задолженность по оплате за тепло будет показывать непомерно высокие цифры, и если социальный тариф возрастет до 5500 гривен за кубометр, осилить такую сумму удастся не многим.
“Дело в том, что пока заниженную цену дотирует государство, мы все платим из своих налогов и за богатых, и за бедных. По новой системе те, кому тяжело оплачивать по установленной цене, получают субсидию напрямую. Таких семей миллионы, они спокойно пережили зиму. Те, кто может себе позволить, например, дорогие дома и авто, платят сами. Разве это не более справедливый подход? Разве мы можем себе позволить в условиях войны доплачивать за газ для тех, кто в состоянии за него платить самостоятельно? Разве не лучше, чтобы государство отправляло сэкономленные деньги на энергосбережение, чтобы Украина закупала меньше газа? Насчет непомерности цен на газ. Здесь можно посмотреть рыночные цены, с которыми Нафтогаз конкурирует на рынке промышленных потребителей. Самая низкая цена – для оптовых покупателей, которые потребляют больше 25 млн куб. м газа в месяц, не имеют долгов и покупают по предоплате: 7342 грн/тыс куб м (из них за газ 5500 грн, остальное – налоги и транспортировка). Самая высокая цена – для покупателей, которые покупают меньше 50 тыс. куб. м в месяц (или с долгами) и оплачивают после поставки: 8385 грн/ткм (из них за газ 6255 грн)”, – комментирует пресс-служба НАК “Нафтогаз”.
Другими словами, даже самая высокая розничная цена для населения в Украине (7188 грн/ткм) не дотягивает до самой низкой цены для оптовых промпотребителей. В Нафтогазе сравнили цены в Европе и сообщили, что везде в европейских странах розничная цена для домохозяйств выше, чем оптовая для промышленности.
“В среднем в Евросоюзе население платит примерно в два (!) раза больше, чем промпотребители. Мы же бьемся за то, чтобы хотя бы довести цену для населения до уровня промышленности, при этом государство обеспечивает субсидиями тех, кому дорого”, – отмечают в пресс-службе ведомства.
Выполняя требования МВФ, тариф для домохозяйств планируется также увеличивать. В частности, для домохозяйств, потребляющих более 1200 куб.м., и которые используют газ для отопления в период с 1 октября 2015 года до 31 марта 2016 года и газ для приготовления пищи и подогрева еды, – до 100% от размера затрат на основе паритета импорта, которые действуют до 1 апреля 2016 года. Эту дату уже успели назвать, как новый структурный “маяк”. Тариф для домохозяйств, потребляющих свыше 1200 куб.м. будет также корректироваться ежеквартально для отражения динамики международных цен на газ и обменного курса, чтобы обеспечить 100% покрытие затрат на основе паритета импорта.
Плюсы от повышения?
Повышение позволит поднять цену на газ для Укргаздобычи. В свою очередь, Укргаздобыча сможет вкладывать в разработку более сложных, дорогих, месторождений, чтобы остановить падение добычи и добывать намного больше газа. Благодаря такой взаимосвязи Украина сможет меньше импортировать, меньше зависеть от иностранных поставщиков и соответственно тратить меньше валюты.
“Благодаря этому будет стабильнее гривна, больше денег в резервах, это важно для всех, мне кажется. Еще один момент. Мы конкурируем за промпотребителей с частными компаниями, которые добывают газ в Украине. Если газ у нас добывать действительно дешево, они снизили бы цены, чтобы отобрать у нас этот рынок. Но они не снижают ни до 1590 грн (как получает Укргаздобыча), ни до 5400 грн, чтобы перебить наше самое выгодное предложение. Укргаздобыча платит в бюджет ренту 70% от цены, частники – 55%. При этом частники свернули свои инвестпрограммы, говорят, им невыгодно добывать”, – поясняют в Нафтогазе.
Качество не приравнивается к цене
Около двух лет назад, в СМИ просачивалась информация о том, что некоторые украинские производители газа разбавляют его азотом, дабы увеличить объем, что соответственно снижало его качество. Начиная с прошлого года Укртрансгаз(УТГ) стал мониторить качественные параметры газа в системе.
“Плохое качество газа у потребителя вопрос, который выходит за пределы компетенции УТГ, т.к. звено, которое соединяет ГТС Украины и потребителя – облагазы (публичные акционерные общества по газоснабжению, 25 из около 40 всего по Украине принадлежат Д.Фирташу), ответственны за качество газа!
УТГ со своей стороны теперь регулярно публикует отчеты о проверке качества. Ее реально делают”, – отмечает Александр Лактионов.
УТГ со своей стороны теперь регулярно публикует отчеты о проверке качества. Ее реально делают”, – отмечает Александр Лактионов.
Контроль качества природного газа (в том числе определение его компонентного состава и теплоты сгорания), который передается в газораспределительных сетей ОАО по газоснабжению, проводится 67 химико-аналитическими лабораториями ПАО “Укртрансгаз”. Все они аттестованы с учетом требований нормативно-технической документации, приказов и распоряжений Министерства экономического развития и торговли Украины, НАК “Нафтогаз Украины”, ОАО “Укртрансгаз”.
Кроме того, для определения компонентного состава на части пограничных и внутренних ГИС (ПИРГ) и ГРС I категории и используется 46 автоматических поточных хроматографов, что позволяет определять физико-химические показатели газа в режиме реального времени.
Транспортировка газа по газораспределительным сетям и подачу газа в жилые дома осуществляют публичные акционерные общества по газоснабжению, которые отвечают за качественные показатели природного газа, подаваемого конечным потребителям. В случае сомнений в качестве природного газа потребитель имеет право обратиться в соответствующие территориальные органы Департамента технического регулирования Минэкономразвития для проведения внеочередной проверки качества природного газа.
Паспорта физико-химических показателей природного газа по областям за январь 2016 года
Факт импорта газа (норвежского, российского и др.) с европейского рынка в Украину не влияет на качество газа у потребителей Украины. Закупаемый в Европе газ по калорийности не ниже российского, а чаще всего и есть тот же российский газ. К их качеству претензий нет. Качество газа “портится” на участке работы облгазов, которые осуществляют непосредственную поставку газа потребителям.
На сегодняшний день импорт газа в Украину поступает из стран Европы, а также из России.
За 2 месяца 2016 всего было импортировано 2,1 млрд.куб.м природного газа, что соответствует объемам поступлений из Европы прошлого года. Более 90% поступило по газотранспортному коридору через Словакию. Импорт из России за 2015 год сократился в 2,4 раза в сравнении с 2014 годом (с 14,5 до 6,1 млрд куб. м). Вследствие этих изменений доля российских поставок во внутреннем использовании газа в Украине сократилась с 34% в 2014 г. до 18% в 2015 г.
В целом ситуация вырисовывается таким образом: правительство пока очень затягивает с окончательным решением по повышению стоимости голубого топлива. Это в свою очередь держит население в напряжении, так как неизвестно насколько больше придется платить и главное, где брать деньги. С другой стороны, повышение может послужить хорошим толчком для Укргаздобычи. Так как, чем больше Украина сможет самостоятельно добывать, тем больше сможет зарабатывать. Ведь для страны выгодно добывать то, что гораздо дешевле импорта. Для этого нужно дать Укргаздобыче возможность вкладывать в более дорогое производство. А если не рассматривать никаких вариантов относительно повышения, то добыча Укргаздобычи будет падать, страна будет вынуждена больше импортировать, а это, в свою очередь, будет оказывать давление на резервы.
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью