Почему бензин так медленно дешевеет — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Почему бензин так медленно дешевеет

Энергетика
1191
Вечером 21 августа мировые цены на нефть в очередной раз резко упали и впервые за шесть лет пробили психологическую отметку в $40 за баррель марки WTI. Цена нефти Brent опустилась до $45 за баррель.
Эту ситуацию сложно назвать неожиданной, ведь стоимость нефти постепенно снижается еще с начала лета. Этому есть несколько причин. Основных две.
Первая – отсутствие должного спроса. Это обусловлено, в первую очередь, замедлением экономического роста в Китае. С мая его фондовый рынок потерял около 30% капитализации. А поскольку КНР является крупнейшим импортёром энергоресурсов, замедление роста ее ВВП приведёт к снижению потребления сырья.
Вторая – приближающийся выход на мировые рынки иранской нефти. До 2012 года исламская республика продавала порядка 2,5 млн баррелей сырья в сутки. Однако после ужесточения санкций Запада была вынуждена снизить экспорт до 1 млн баррелей.
После того, как по ядерной программе Ирана был достигнут компромисс, а США и ЕС пообещали снять с него эмбарго, Тегеран сообщил о намерении вернуться к прежним показателям экспорта. На фоне уже присутствующего сегодня превышения предложения над спросом, это еще больше усугубит ситуацию.
Цена нефти, как и курс доллара, является одними из основных составляющих стоимости готового топлива, поэтому ее падение не может не отразиться на табло украинских АЗС. Похожая ситуация была и в прошлом году, но тогда существенно снизить цены помешала девальвация гривны.
В июле-августе 2015 года, по данным консалтинговой группы “А-95”, тонна бензина А-95 на европейских рынках подешевела с $605 до $486. Цены на дизельное топливо снизились с $470 до $407 за тонну.
На украинском оптовом рынке нефтепродуктов цены начали снижаться в августе, но более медленными темпами.
По данным крупных нефтетрейдеров, которые есть в распоряжении INSIDER, 26 августа импортеры на опте предлагали бензин марки А-95 по 23,4-23,9 тыс. грн/тонна, тогда, как еще 20 августа тонна аналогичного топлива стоила 24-24,4 тыс. грн/тонна.
Бензин А-92 импортеры предлагали 20 августа по 23–23,4 тыс. грн/тонна. Через шесть дней оптовая цена этого топлива снизилась до 22,6-22,9 тыс. грн/тонна. Оптовые цены на дизельное топливо с 20 августа по 26 августа снизились на 200-300 грн – до 16,6 тыс. грн/тонна.
Розничный рынок Украины отреагировал на снижение оптовых цен на бензин после 20-х чисел августа. По данным операторов, на 50 копеек в литре цены снизили практически все крупные сети АЗС. При этом дизтопливо начало дешеветь еще с начала месяца.
“Дизель начал дешеветь раньше потому, что на рынке много этого топлива и его больше потребляется. Более того, сейчас игроки рынка пытаются продать его больше, на фоне падения цен на нефть. В тоже время, бензинов в страну везут мало. А крупные розничные сети сами формируют цены и контракты на бензин с заводами-производителями, пытаясь удерживать цену на определённом уровне”, – говорит крупный нефтетрейдер.
Сегодня, если сравнить цены четырех крупных сетей АЗС: WOG, ОККО, Shell, Socar, то мы увидим, что они одинаковые на все виды бензинов. При этом их цены выше, по сравнению с другими сетями, которые меньше по размеру и менее разрекламированы.
К примеру, крупные сети АЗС 27 августа продавали бензин А-95 по 22 грн/л, А-92 по 21 грн/л, ДТ- по 19 грн/л. Мелкие, которые работают в отдельных регионах страны, продавали топливо дешевле на 1-1,5 грн.
Цены на АЗС “Привата”: ANP, Укрнафта (крупнейшая сеть в Украине) – были еще ниже. Так литр А-95 стоил 19 грн, литр 92-го – 18,5 грн, а литр ДТ – 17,5 грн. Низкие цены “Привата”, по сравнению с конкурентами, объясняются наличием у группы собственного НПЗ и более низким качеством топлива из-за устаревшей технологии переработки.
По словам аналитика компании UPECO Александра Сиренко, сегодня ни один трейдер не хранит большие запасы топлива. Поэтому то, что закупали по старой цене, уже должно закончиться либо быть на исходе.
“Адекватная реакция на сегодняшнюю ситуацию – это снижение цены на бензин на 3-4 гривны, а на дизтопливо – на 5. Существенное падение цен должно было бы наблюдаться уже сегодня. Но, скорее всего, это произойдет через 1,5 – 2 недели. Проблема в том, что когда рынок растет, операторы поднимают цены мгновенно, а когда он падает, они всегда находят причины оттянуть снижение цен”, – говорит Сиренко.
Он так же добавляет, что трейдеры будут стараться оттянуть снижение розницы, но один из игроков, у которого будет менее всего дорогих остатков, может увести весь рынок вниз в соответствии с тенденциями гораздо быстрее, чем планировалось.
Директор одной из крупных компаний-импортеров топлива, который пожелал остаться неназванным, рассказал INSIDER, что закупленного по старой цене топлива и правда осталось мало, но оно еще есть. Кроме того, быстро понизить цену, по его словам, не дает недавний скачек курса.
“При колебаниях курса игроки рынка делают перерасчет налоговых платежей и себестоимости продукции. Например при курсе 22,65 грн/$ себестоимость дизеля – 16,75 тыс. грн/тонна, а при курсе 21,4 (который был установлен 26 августа) – на 900 грн меньше”, – объясняет собеседник.
Несмотря на это, он подтверждает, что в первой неделе сентября бензин на АЗС все же подешевеет. Ситуация с дизелем будет немного хуже, потому что в данный момент в Украине присутствует его переизбыток.
Дмитрий Король, Юрий Винничук
По материалам:
Інсайдер
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас