Короткое армянское замыкание — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Короткое армянское замыкание

Мир
1044
“Электрическое” сопротивление в Ереване растет по мере роста напряжения и снижения силы власти
Формула «электрических» протестов в Ереване примерно соответствует известному закону Ома: армянское сопротивление примерно равно напряжению в обществе, разделенному на силу местных властей. До недавнего времени цепь эта не искрила, находясь в динамическом равновесии, однако все изменилось в начале июня, когда напряжение в ней резко подскочило. Причина тому – постоянное повышение значений напряжения в обществе с одновременным снижением силы государственного аппарата. Поводом же для значительного скачка напряжения стало увеличить на 16 процентов тарифы на свет.
«Электросети Армении» (дочерняя компания российской «Интер РАО»), пользуясь своим монопольным положением на местном рынке, потребовала от правительства увеличить тарифы на 40 процентов. Главных объяснений тому было два: предстоящий ремонт Мецаморской АЭС, которая вырабатывает более 35 процентов всей энергии в стране, а также 20-процентное снижение курса местной валюты – драма, что резко подняло цену на импортный газ и мазут для армянских ТЭЦ.
Теоретически, это решение выглядит логичным: при повышении издержек генерирующих компаний должны расти и тарифы. Это, что называется, текст, но в данном случае важен и контекст. А он как раз выглядит довольно противоречиво. Местные активисты и блогеры не раз обвиняли главу «Электросетей Армении» Евгения Бибина в том, что он ведет невероятно роскошный образ жизни, плохо согласующийся с заявлениями о том, что компания переживает отчаянные времена. Критики упоминали баснословные зарплаты и премии, дорогие дома, автомобили и авиаперелеты, а также необоснованно дорогие закупки. Правда это или нет, никто точно не знает – официального расследования не было, но люди, возмущенные очередным ростом цен, склонны верить.
Помимо этого, всех страшно возмутило поведение Бибина, который почти демонстративно не явился на парламентские слушания по поводу необходимости повышения тарифов. Если бы он просто объяснил, что и почему происходит, а также ответил на вопросы депутатов о собственных доходах, то акций протеста, возможно, и не было бы. Но гендиректор компании, очевидно, счел это лишним, чем раздосадовал не только простых людей, но и многих депутатов.
Ну и третье: к компании, принадлежащей иностранцам-россиянам, и ими же управляемой, у части армянского общества есть определенное недоверие, сильно разогретое убийством целой армянской семьи российским солдатом в городе Гюмри. Пассивность властей, не ставших настаивать на выдаче преступника Еревану, лишь усугубила ситуацию, создав у многих впечатление, что президент Серж Саргсян и его окружение – лишь послушные марионетки Москвы.
Тут важно отметить еще два обстоятельства. Во-первых, клан Сагрсяна, состоящий из ветеранов Карабахской войны, находящийся сейчас у власти, в прошлом был силен и монолитен, вызывая уважение у сограждан. Сейчас же его участники из бравых и подтянутых офицеров превратились в жадных и обрюзгших старцев с сомнительными навыками в области управления экономикой. Ни гордости, ни уважения, ни хотя бы страха они уже не вызывают. Во-вторых, результаты их деятельности близки к провальным. Расслоение общества на бедных и богатых достигло невероятных величин, средний класс едва теплится, экономическое положение небогатых слоев – хуже, чем когда бы то ни было. Кроме того, их односторонняя ориентация на Россию оттолкнула от Армении влиятельные диаспоры в США и Франции, что поставило страну на грань международной изоляции.
В общем, сила государственной власти неумолимо снижалась, напряжение, напротив, росло, а последний его скачок (в соответствии с законом старины Ома) привел к перегрузке сети и взрывообразному росту сопротивления. Проспект Баграмяна в Ереване заискрился мангалами демонстрантов.
Выход тысяч демонстрантов на улицы, их разгон водометами и последующее возвращение протестующих в еще больших количествах с баррикадами вызывал настолько сильные аналогии с событиями ноября 2013 года в Киеве, что вызвал моментальное помутнение рассудка сразу у двух очень разных, но в то же время внутренне схожих категорий граждан, проживающих далеко от Еревана.
Слово «Майдан» наполнило выступления политических комментаторов и приравненных к ним лиц в Москве и Киеве почти одновременно. При этом россияне ватной ориентации тут же окрестили происходящее «цветной революцией», посоветовав Саргсяну применить пулеметы и «намотать кишки демонстрантов на гусеницы танков», покуда он не разделил судьбы Виктора «я легитимный» Януковича, а сама Армения, как перезревший абрикос, не свалилась в жадно протянутые, костлявые руки Барака Обамы и его друзей из «гейропы».
Украинские «эксперты», по большей части, «майданную» оценку событий разделяли, только, разумеется, в зеркальной коннотации. Дескать, гордый армянский народ восстал против сгнившего пророссийского режима и уже готов присоединиться к семье западных народов, с недоверием и отвращением взирающих на московских агрессоров, топчущих грязным, варварским сапогом древнюю землю вольнолюбивой Армении.
Главным источником информации для тех и других были российские и украинские СМИ, имеющие весьма приблизительное представление о том, что такое Армения, и что там вообще происходит. Недостаток фактических знаний с лихвой компенсировался политическими предпочтениями и представлениями авторов о том, что именно творится под сенью седого Арарата. Полет мысли в таких случаях, как известно, ограничен только фантазией оратора.
На самом же деле, к большому огорчению обеих сторон, в Армении никакой «цветной революции» не происходит. Местные жители действительно недовольны ростом цен на электричество. Среди них есть правые, левые, «голуби», «ястребы», сторонники сближения с Россией и Западом, но всех их роднит одно: возмущение цифрами в ежемесячных платежках. В многочисленных записях в соцсетях они, как заведенные, по-русски и по-английски пишут, что Майдан им не нужен, политических требований сейчас (пока) нет.
Российским «имперцам», уже начавшим нагнетать антиармянскую истерику в СМИ, должно быть особенно обидно: их навыки по разжиганию ненависти, набившие оскомину в случае с Украиной, оказались не ко двору. Кстати, в российских блогах уже звучат довольно резонные призывы к руководству Армении отключить вещание российских каналов, чтобы не испортить нормальные отношения между народами воплями телеклоунов насчет «перекинувшейся на Армению майданной заразы».
Кремль пытается сохранять нейтралитет, призывая стороны уладить конфликт миром. Однако перед ним стоит серьезная дилемма. С одной стороны, можно изо всех сил держаться за «своего» Саргсяна, объявив фактически весь армянский народ «хунтой», испортив с ним отношения так же, как это уже произошло с украинцами. С другой, можно позволить развиваться событиям своим чередом, рискуя получить президента, который пойдет на сближение Еревана с Западом. Пока выбран первый вариант, но нервозность Москвы растет. Дело в том, что для Владимира Путина любое народное выступление против действующей власти – настоящий кошмар, который ни за что не должен стать реальностью. Выдержат ли у него нервы, найдет ли он в себе силы не вмешиваться – очень большой вопрос.
Объективно для России сейчас единственно верная стратегия – это лишь полное невмешательство. Если даже режим Саргсяна в результате протестных акций падет, вероятность прихода к власти в Ереване откровенно антироссийских сил крайне мала. Большинство жителей Армении осознает, что присутствие российской военной базы на ее территории – одна из немногих гарантий от возобновления войны с Азербайджаном за Нагорный Карабах. Учитывая то обстоятельство, что азербайджанский военный бюджет своим объемом сейчас превышает бюджет всей Армении, исход такой войны был бы очевиден. Кроме того, Армения, несмотря на многочисленные разногласия, традиционно была в неплохих отношениях с Россией, поэтому портить их просто так смысла нет.
Другое дело, что любая попытка армян серьезно укрепить отношения с США и ЕС в Москве будет воспринята как предательство, что повлечет санкции со стороны все более параноидального Кремля. Исключать такой вариант полностью нельзя, поскольку Владимир Путин, давно переселившийся в воображаемую действительность, уже давно ведет себя не рационально, а в соответствии со своими страхами и инстинктами. До чего они довели в украинском случае, всем хорошо известно.
Впрочем, вполне возможно, что до этого не дойдет. Власти уже пообещали пересмотреть свое решение о повышении тарифов. Вопрос лишь в том, не слишком ли поздно?
Иван Яковина
Фото: Armenianow.com
По материалам:
НВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас