Читать украинское: за что живет отечественное книгоиздание — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Читать украинское: за что живет отечественное книгоиздание

Мир
547
Всплеск патриотизма и девальвация гривны дали шанс украинской литературе занять больше места на полках книжных магазинов. От окончательного захвата рынка удерживают только цены на бумагу и полиграфические услуги.
Самой продаваемой книгой издательства «Фолио» – одного из крупнейших в Украине – по итогам 2014 года стала книга‑реквием «Небесна сотня», посвященная погибшим участникам «революции достоинства». За пять месяцев издательство отгрузило в книжные магазины 7129 экземпляров. В тройке лидеров также «Танго смертi» Юрия Винничука. С 2012-го эта книга получила несколько литературных премий в Украине и за рубежом. В прошлом году было продано 5527 экземпляров. И казалось бы неожиданно – мемуары третьего президента Украины Виктора Ющенко «Недержавні таємниці» (продано 6757 экземпляров).
Ничего неожиданного, уверен генеральный директор «Фолио» Александр Красовицкий. «Виктор Андреевич рассказывает, как в 2005 году складывались отношения между Петром Порошенко и Юлией Тимошенко; говорит о том, что уже в 2008-м, когда шла российско‑грузинская война, было понятно, что следующей станет Украина. Конечно, это интересно читать», – отмечает Красовицкий и признает, что если бы книга была издана годом ранее, такая популярность и столько переизданий ей бы не грозили.
Украина переживает всплеск интереса к историческим книгам, украинской публицистике, произведениям, посвященным самым свежим событиям в стране, констатирует президент Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей Александр Афонин. Среди новинок в каталоге практически каждого издательства есть книги известных и не очень авторов, посвященные Майдану, Крыму, войне на Донбассе, отношениям с Россией и т. д.
Но не только желание пере­осмыслить историю и разобраться в происходящем определяет литературные вкусы украинцев. «Люди меньше доверяют российским публицистам и хотят читать своих, местных, авторов. Патриотические настроения заставляют смотреть на украиноязычные книги», – говорит директор издательства «Нора‑Друк» Элеонора Симонова. По наблюдениям Афонина, спрос на литературу на украинском языке существенно вырос даже в восточных, центральных и южных областях. Впрочем, как и на русско­язычные издания, но изданные в Украине, а не в России.
В целом, подсчитал экс‑­директор по развитию сети «Читай‑город», частный консультант Роман Шута, доля напечатанных в Украине книг в рознице выросла примерно на 17–20%. И, как предполагает Красовицкий, сейчас составляет примерно четверть от общего количества.
Есть этому и чисто экономические причины. После девальвации гривны, превысившей девальвацию рубля, книги из России стали существенно дороже украинских, и ввоз литературы из РФ сократился примерно на 40%. Эту цифру в том числе обеспечила потеря Украиной Крыма и частично двух восточных областей, где, по оценкам Шуты, продавалось около 22–25% русскоязычных книг. Но, оценивая объемы экспорта, собеседники не могут назвать точную цифру.
По данным Госстата, в 2014 году из РФ к нам было завезено книг на $11,3 млн, а в 2013‑м – на $20,1 млн. «На самом деле, думаю, объем ввоза составил около 30 млн экземпляров, на $100 млн. Возможно, многие книги идут к нам через третьи страны, а также контрабандой через физлиц. Я не верил бы официальной статистике. Весь вывоз белый, а ввоз – почти весь черный», – отмечает Красовицкий.
Тем не менее о падении продаж российских издательств говорят практически все игроки рынка. По мнению сооснователя «Видавництва Старого Лева» Марьяны Савки, нынешняя ситуация – прекрасный шанс для украинских издателей занять освободившуюся нишу. Это уже частично произошло, например, в сегменте детской литературы. Тиражи детских книг с 2011 по 2013 год выросли почти вдвое, с 3,6 млн до 6,7 млн экземпляров. Правда, в 2014‑м тиражи упали до 4,9 млн.
Растет интерес и к беллетристике. «Мы только начали продвигать новый роман Ирэн Роздобудько «Гудзик 2», но по вниманию общественности видим, что будет фурор», – говорит Элеонора Симонова. Презентация книги запланирована на сентябрь 2015 года. У «Видавництва Старого Лева» продажи в прошлом году выросли на 60%, во многом благодаря новому роману Софии Андрухович «Фелiкс Австрiя». «Но могут быть и абсолютно случайные находки. Например, у нас прекрасно продавалась раскраска для взрослых, на что мы даже не рассчитывали», – рассказывает Савка. По ее словам, продано более 50 000 экземпляров. Издательство, которое уже выпустило две раскраски – «Чарівний сад» и «Зачарований ліс», не планирует отказываться от проекта.
Но большинству издателей патриотизм читателей не помог удержать продажи на уровне 2013 года. По оценкам Афонина, в 2014-м объем изданных в стране книг сократился почти на 15% по количеству наименований (22 000 против 26 000 в 2013 году) и почти на 20%, если считать тиражи (55 млн экземпляров по сравнению с 69 млн). Всего, по данным Ассоциации издателей и книгораспространителей, в 2014-м было продано 54 млн отечественных книг. Научная, справочная и энциклопедическая литература продавалась хуже всего: падение составило 50–60%. В результате многие профильные издательства приостановили работу.
«А в этом году ситуация будет еще хуже. По итогам I квартала падение по названиям (выпущенных наименований книг. – ред.) составило 37%, а по тиражам – 67%», – отмечает Афонин. В первую очередь это вызвано диспаритетом покупательной способности населения и цен на книги.
«Чтобы напечатать новую книжку, нужно продать три старых», – говорит Красовицкий. По его словам, «Фолио» первые два месяца 2015-го вообще не печатало новых книг и только сейчас выпускает новинки. До этого времени продавали книги, напечатанные при более низких ценах на бумагу и типографские услуги. «Поскольку зарплаты у людей растут не так быстро, мы балансируем на грани рентабельности, чтобы не потерять читателя», – вторит Савка. По оценкам издателей, себестоимость книг в среднем увеличилась втрое. По данным ассоциации, в середине прошлого года 1 т бумаги стоила 10 000–12 000 гривен, к декабрю – до 14 000, а в марте 2015‑го – 40 000 гривен. «Цены на полиграфию выросли на 30–40%, в первую очередь из‑за роста цен на краску. Украина не производит никаких печатных красок, кроме черной, но и она далека от стандартов», – объясняет Афонин.
Как предполагает глава ассоциации, в 2015-м будет издано 40% от тиражей прошлого года – примерно 22 млн экземпляров и около 13 000–14 000 названий. Универсального рецепта для выздоровления отрасли игроки не видят. «Если в стране схлынет паника, люди снова начнут покупать книги. Ведь когда вокруг тебя скупают сахар и крупу, не всякий пойдет в книжный магазин», – говорит Симонова.
Наталия Гузенко
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас