Инициативы и возможности Украины для усиления энергетической безопасности ЕС — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Инициативы и возможности Украины для усиления энергетической безопасности ЕС

Энергетика
910
Расширение использования Россией «газового» оружия уже не оставляет Европе сомнений относительно неотложности потребности в развитии газотранспортных мощностей, способных обеспечить диверсификацию маршрутов и источников углеводородов.
Инициативы стран 2014 года, по развитию новых трубопроводов и коридоров для поставки газа (в частности, TANAP, Eastring, Vertical corridor, East-med pipeline) и организации газовых хабов в Греции, Польши и Болгарии – могут свидетельствовать о грандиозности замыслов, однако являются ли они в нынешних условиях реалистичными и оптимальными?
Оценка стоимости таких проектов и идей их реализации несколько пугает. Одни из них – составляют актуальную потребность в диверсификации и основываются на необходимости в дополнительных технических мощностях для устранения слабых мест газотранспортной системы ЕС, другие – позиционируются, как альтернатива неосуществленным планам, связанным с проектами транспортировкой российского газа, третьи – планируется реализовать «с нуля» на ровном месте, в странах, где напрочь отсутствует инфраструктура, внутренний рынок газа, из-за чего расходы могут быть оценены как колоссальные и не будут оправданы, учитывая цели ЕС.
Украина, благодаря своей газотранспортной инфраструктуре уже сегодня способна обеспечить безопасность и маневренность поставок в страны Восточной и Южной Европы, а также временно хранить европейский газ в своих хранилищах – и тем самым устранить слабые места европейской газотранспортной сети. То есть, то на что Европа планирует потратить значительные средства уже есть, и только отсутствие политической воли сдерживает применение этого актива для выполнения целей ЕС.
Разветвленная и мощная газотранспортная система Украины – не самый большой актив постсоветского прошлого страны, который до последнего времени находился под значительным влиянием РФ, но сейчас открываются широкие возможности его использования для нужд ЕС. Несмотря на всестороннюю поддержку и помощь Украине в большинстве вопросам развития и европейской интеграции, к сожалению, преимущества газотранспортной системы Украины для Европы все еще не очевидны.
Тем не менее, избрание Украиной нового вектора развития и декларация постепенного движения реформ в европейском направлении – должны изменить фокус наблюдателей и потенциальных партнеров.
Текущие проблемы стран ЕС в сфере поставок газа
Несмотря на казалось бы достаточный уровень развития собственных газотранспортных сетей, Европа проявляет все новые проблемные места, которые постепенно локализует и решает. Среди них актуальными сейчас являются:
  • Недостаточная интегрированность сетей стран Восточной Европы, выявила потребность в дополнительных газовых интерконнекторах;
  • Недостаточные мощности для хранения газа;
  • Критически низкий уровень диверсификации поступлений газа отдельных стран-членов ЕС, обусловил высокий уровень зависимости от поставок газа из РФ и в случае их прекращения или приостановки.
Развитие газового коридора «Север-Юг», который осуществляется в соответствии с инвестиционным планом Gas Regional Investment Plan (GRIP), предусматривает расширение мощностей ГТС почти всех стран Восточной Европы, соединение их между собой и обеспечения поставок в обоих направлениях. Это станет возможным благодаря интерконнекторам, а именно модернизации старых и строительству как минимум 15 новых, которые будут обеспечивать переток объемов газа в обе стороны и в целом образуют систему транспортировки газа между Балтийским и Адриатическим морями.
По данным стресс-тестов ЕС в 2014, было обнаружено потребности в дополнительных мощностях ПХГ более 40 млрд. куб.м, создание которых запланировано в 2025-2030гг.
Также по их заключению, Балканские страны определены как наиболее уязвимые к прерыванию поставок российского газа, то есть слабое звено европейской системы газоснабжения (рис.1) ¹
Решение указанных и других проблемных вопросов становится возможным благодаря реализации соответствующих планов в рамках ЕС, которые сосредоточены на собственных технических возможностях. В то же время к границе ЕС примыкает одна из самых мощных газотранспортных систем Европы, возможности которой пока неучтенные в текущих планах ЕС.
К сожалению, долгое время, по понятным причинам, ЕС не рассматривал Украину как партнера, с которым можно совместно реализовывать газотранспортные проекты. Однако теперь, когда приоритеты развития Украины стали проевропейскими, Европе следует широко взглянуть на возможности плотного сотрудничества, и в частности в сфере обеспечения безопасности поставок углеводородов.
Эффективное использование существующих мощностей Украины, дополненное развитием новых, ориентированных на рынок Европы – может значительно, в разы, усилить энергетическую безопасность ЕС.
Украина – мощный концентратор газотранспортных мощностей на границе ЕС
Украина – является крупным потребителем природного газа (42,6 млрд.куб.м – в 2014), потребности в котором чуть меньше чем на половину обеспечиваются собственной добычей (20,5 млрд.куб.м – в 2014), уровень которого является недостижимым для стран континентальной Европы, в отдаленной перспективе позволяет рассматривать Украину и как потенциального экспортера/или реэкспортера газа для ЕС.
Украина остается одним из крупнейших газовых рынков Европы, объем которых суммарно с рынками стран Восточной Европы может достичь 90-100 млрд.куб.м.
Имеющаяся газовая инфраструктура Украины, которая используется для транспортировки природного газа внутри страны и в страны ЕС, обеспечивает высокий уровень интерконектинга, и является одной из самых мощных в Европе:
  • Суммарная длина ГТС – 38,55 тыс.км, в т.ч. 22,16 тыс.км – магистральные газопроводы;
  • Мощность ГТС «на входе» – 288 млрд.куб.м/год, «на выходе» (граница с ЕС) более 140 млрд.куб.м;
  • Давление в ГТС обеспечивают 72 компрессорных станций суммарная мощность 5443 МВт;
  • Балансировки ГТС осуществляется благодаря 13 подземным хранилищам газа с рабочим объемом хранения газа 32 млрд.куб.м, из которых 5 ПХГ (более 25 млрд.куб.м) – расположены на границе Украина-ЕС;
  • Разветвленность ГТС создает возможность поставки газа из одной точки на границе Украина-ЕС в 6 стран, в т.ч. 4 стран ЕС.
Очевидно, что именно этих мощностей не хватает для оптимальной работы европейской сети.
Почему Украина – необходимая составляющая энергетического рынка ЕС?
Прежде всего, Украина открывается для ЕС, которые минимум с четырех сторон, в частности, как:
1. Аварийный маршрут поставок газа (Emergency Gas route) в страны ЕС на Балканах. Именно эти страны ЕС наиболее уязвимы и зависимы от поставок российского газа. Использование украинской ГТС для газоснабжения Балкан позволяет уже сейчас, без дополнительных финансовых инвестиций и работ по расширению, обеспечить поставки газа из Центральной Европы в Румынию и далее в другие страны региона: до 5 млрд.куб.м с северного направления (ГИС «Теково» / ГИС «Mediesu Aurit»), а также до 26 млрд.куб.м с восточного направления (через ГИС «Орловка» / ГИС «Isaccea»).
2. Альтернативные мощности для хранения газа (сезонное хранение, и хранение стратегических запасов стран ЕС). Украина уже сегодня готова открыть европейским клиентам доступ к 12-17 млрд. куб.м мощностей хранения газа, которые соединены с разветвленной ГТС на границе Украины с 4 странами ЕС.
3. Мощный концентратор технических мощностей для перенаправления объемов газа и их хранения для нужд ЕС. Создание газового хаба, который будет включать украинские ПХГ на Западной Украине и ГТС соседних стран ЕС, является достаточно интересной и привлекательной идеей. Его дополнение интерконнектора обеспечит свободные перетоки объемов газа между странами ЕС, в частности Восточной и Южной Европы. Такой газовый хаб может быть создан по типу “linked-hub” с другим крупным региональным хабом (например, CEGH).
4. Новый газовый коридор для поставок каспийского газа. Диверсификация поставок газа является на важных задачей для руководства ЕС. Доступ к азербайджанскому газу и развитие СПГ-поставок позволят странам ЕС существенно снизить зависимость от поставок из РФ. Несмотря на это, логичным для ЕС было бы поддержать строительство приемного СПГ-терминала на черноморском побережье Украины в районе Одессы для организации поставок СПГ из Азербайджана, а после решения вопросов прохождения Босфора, поставок СПГ с глобального рынка. Подключение этого объекта к ГТС Украины позволит обеспечить поставки газа как в страны Центральной и Восточной Европы, так и на Балканы. Поставки из Азербайджана в страны ЕС и Украину морем СПГ-танкерами – не только кратчайшие, а еще и минимизируют транзитные риски, которые всегда существуют при строительстве и эксплуатации сухопутного газопровода.
Поэтому вполне логичным выглядело бы решение ЕС – инвестировать совместно с азербайджанской SOCAR в строительство СПГ-завода в Грузии, что принесет реальную диверсификацию поставок.
Реализация указанных инициатив позволяет Европе оптимизировать и сбалансировать систему на проблемных участках без значительных дополнительных лишних затрат на развитие соответствующей инфраструктуры с гарантированным получением более широких технических возможностей по транспортировке газа.
Обоснование предложенных инициатив – подтверждает существенные преимущества по сравнению с альтернативными проектами ЕС в сфере поставок каспийского газа и обеспечения безопасности газоснабжения стран Восточной и Южной Европы.
Среди «сильных сторон» инициатив Украины отмечаются следующие:
  1. Украина – это мощный потребитель газа и один из крупнейших газовых рынков Европы;
  2. Украинская ГТС не требует существенной перестройки для «аварийных» поставок газа в Балканские страны, и Украина готова предоставить подобные услуги хоть сейчас;
  3. Развита и мощная ГТС Украины уже сейчас способна обеспечить: необходимые мощности перенаправление объемов газа между странами, без существенных затрат на их развитие; маневренность (подача из одной точки сразу в 4 стран ЕС) и собственные ПХГ для сезонного хранения газа европейских компаний и их стратегических резервов;
  4. Через Черное море и Украину пролегает кратчайший маршрут транспортировки каспийских углеводородов в ЕС! Этот коридор максимально возможно минимизирует влияние РФ на реализацию трубопроводных проектов поставок углеводородов из Каспия в ЕС, угроза реализации которым будет поступать теперь со стороны «Турецкого потока» и станет очевидной позже, как это было с «Набукко»;
  5. Имеющаяся инфраструктура Украины не требует развития для транспортировки каспийских энергоресурсов через свою территорию уже в краткосрочной перспективе и др.
Более того, Украина уже начала определенные работы, которые при поддержке ЕС могут быть реализованы более эффективно и в сжатые сроки, что приблизит достижение целей во времени.
Сейчас на разных стадиях развития находится несколько проектов, которые позволяют увеличить мощности ГТС Украины относительно приема и транспортировки газа:
  • Модернизация ГТС (в частности, газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород», проект финансируется ЕБРР и ЕИБ);
  • Строительство и расширение интерконнекторов с Польшей, Венгрией, Словакией и Румынией;
  • Строительство на побережье Черного моря в г. Одесса приемного СПГ-терминала (для потребностей Украины и ЕС);
  • Обоснование создания на границе Украина-ЕС концентратора технических мощностей для транспортировки и хранения газа (физического газового хаба).
В частности, реализация в Украине проектов развития СПГ-терминала и создание газового хаба, в формате расширенном для нужд Европы – являются наиболее очевидными и менее затратными. Эти критерии соответствуют текущим задачам ЕС и уменьшают уровень энергетических угроз со стороны РФ.
Понимая это, Украина, кроме расширения своих технических мощностей для Европы, готова искать приемлемые формы сотрудничества с ЕС, вплоть до предоставления специального статуса этим объектам (СПГ-терминала, мощностям для создания газового хаба) и территориям, например, свободных экономических зон, которые будут действовать под юрисдикцией и в правовом поле ЕС.
Воплощение этих проектов и инициатив Украины в первую очередь существенно усиливает именно европейскую безопасность поставок углеводородов.
Евросоюз уже продемонстрировал свою непоколебимую позицию по отношению монополистических проектов OPAL и «Южный поток», а планы по созданию Энергетического Союза свидетельствуют о единстве и необратимость стремлений и предпринятых мер, направленных на снижение зависимости от российских энергоносителей.
Европе самое время делать конкретные шаги совместно с Украиной
Последний год, со стороны Европы Украина получает уверенные сигналы, свидетельствующие о понимании ситуации, в которой она оказалась, и свое значение в европейской системе. Резолюция Европарламента ³ в середине января 2015 по ситуации в Украине последовательно это подтверждает, и в частности:
- Важность энергетической безопасности в Украине, с подчеркиванием необходимости проведения реформ энергетического сектора страны;
- Необходимость в увеличении количества газа, поступающего в Украину из ЕС;
- Необходимость коренного повышения энергетической безопасности и независимости ЕС и их устойчивость к внешнему давлению;
- Насущную необходимость снижения энергетической зависимости от России и внедрение конкретных альтернатив, направленных на помощь странам-членам ЕС, которые сейчас зависят от монопольных поставок РФ;
- Потребность в соблюдении действительно общей внешней энергетической политики и дальнейшей работе над созданием Европейского Энергетического Союза, а также полного соблюдения правил внутреннего общего энергетического рынка, в т.ч. 3-го энергопакета и недискриминационных выводов, ожидаемых по судебному делу против «Газпрома»;
- Приоритетность трубопроводных проектов, которые диверсифицируют энергоснабжения ЕС;
- Что стабильные поставки газа в Украину также имеют важное значение для обеспечения энергетической безопасности государств-членов ЕС.
Европа не только должна делать выводы и заявления, но и начать действовать, в т.ч. на предупреждение и опережение. Сейчас наступил этап, когда кроме поддержки украинских инициатив актуализируется потребность в конкретных действиях и мероприятиях со стороны ЕС. В частности Европе следует сделать следующее:
1. Обязать компании-операторы стран ЕС, граничащих с Украиной (Польша, Словакия, Венгрия, Румыния) подписать стандартные соглашения о интерконнекторах, что позволит украинскому оператору ГТС стать полноценным оператором, ответственным за транспортировку газа по территории Украины. В частности существует большая потребность в реализации стандартных операций “backhaul” и “swap”;
Кроме того, Украина уже существенно увеличила мощности для реверса газа из Европы в 60 млн.куб.м /сутки и видит большой потенциал и технически готова начать применение схем получения газа по сделкам “swap” и “backhaul”, которые являются стандартными для европейских операторов . Однако, дальнейшее более широкое использование этих схем ограничивает неподписание прямых соглашений о интерконнекторах с операторами ГТС соответствующих стран.
Хотя, по данным исследования европейской компании КЕМА, перенаправления объемов газа через Украину (в т.ч. использование операторами ГТС Румынии, Венгрии и Украины соглашений “swap”) для удовлетворения потребностей в газе и снижение потребности в дополнительных мощностях интерконнекторов Румынии и Венгрии на 33% – признан одним из оптимальных вариантов решения указанных проблем и исключает необходимость существенной перестройки ГТС в этих странах, и соответственно – сокращение объемов инвестиций на эти цели ЕС.
2. Обязать европейские компании привести свои контракты на транспортировку газа из РФ в соответствие с нормами 3-го энергопакета и антимонопольного законодательства ЕС, включая соглашение между «Газпром Экспорт» и Eustream (оператор ГТС Словакии);
3. Включить на общих основаниях проекты развития ГТС Украины в пан-европейские инициативы и планы развития газотранспортной инфраструктуры (в частности, в газовых коридоров North-South gas corridor, Southern gas corridor, согласно Gas Regional Investment Plan для стран Central Eastern Europe) и предоставить этим проектам общеевропейский статус «Проект совместного интереса» (Projects of common interest, PCI), что позволит привлечь финансирование ЕС для их реализации. Сейчас Европейская комиссия готовит план развития Энергетического союза, а также просматривает план развития газовой инфраструктуры, в которых Украина планирует быть достойно представленной.
Рядом с соответствующими политическими решениями на времени потребность в согласованной интеграции ГТС Украины (благодаря развитию новых интерконнекторов, которые обеспечат или увеличат техническую мощность приема газа со стороны ЕС) по существующей европейской сетью ГТС и ПХГ.
Европе следует начать смотреть на Украину как на свою неотъемлемую часть и более активно внедрять реальные шаги по евроинтеграции и объединению газотранспортных сетей для реализации общих целей: усиление позиций в противостоянии газовому шантажу со стороны монополистов, а также приумножение и оптимальное использование технических возможностей стран «Первого газового удара», суммарно направленные на повышение уровня энергетической безопасности всей Европы.
Александр Лактионов, кандидат наук, эксперт в области энергетики
Примечания
¹ Source: COMMUNICATION FROM THE COMMISSION TO THE EUROPEAN PARLIAMENT AND THE COUNCIL on the short term resilience of the European gas system Preparedness for a possible disruption of supplies from the East during the fall and winter of 2014/2015 COM (2014) 654 final, Brussels, 16.10.2014 (https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/2014_stresstests_com_en.pdf)
² Сценарий «Cooperative scenario» – демонстрирует эффект от прекращения поставок российского газа течение 6 месяцев в условиях обычной зимы, «Cooperative scenario» – то же самое в условиях слишком холодной зимы.
³Source: European Parliament resolution on the situation in Ukraine (2014/2965 (RSP)).
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас