По локоть в нефти — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

По локоть в нефти

Энергетика
1191
На днях украинский рынок всколыхнула новость о возвращении крупнейшего нефтяного игрока — «Укрнафты» под контроль государства. Сделав такой, казалось бы, парадоксальный шаг, группа «Приват» бесповоротно усилит свое влияние в нефте­переработке.
Уставные отношения
В середине января Верховная Рада приняла правки к Закону «Об акционерных обществах», которыми кворум для проведения собрания акционеров был снижен с 60% до 50% + 1 акция. Эта новость тут же разделила рынок на два лагеря: одни принялись утверждать, что таким образом власть наконец­то сможет получить административный контроль над ПАО «Укрнафта», в котором государственному НАК «Нафтогаз Украины» принадлежит контрольный пакет, другие акцентировали внимание на том, что корректировки упомянутого закона были сырыми. И чтобы группа «Приват» Игоря Коломойского не смогла использовать лазейки для сохранения оперативного контроля над неф­тедобывающим предприятием, нужен повторный пересмотр документа. На самом деле не правы ни одни ни другие.
«Приват» перестраховался от любых законодательных изменений еще пять лет назад, когда между учредителями «Укрнафты» было подписано так называемое акционерное соглашение, в котором стороны четко распределили влияние на ПАО. «Простое большинство наблюдательного совета и ревизионной комиссии, в том числе главы этих органов, будут избираться из кандидатов, предложенных «Наф­тогазом». Председатель правления и остальные члены количественного состава набсовета и ревкомиссии будут избираться из кандидатов, предложенных большинством голосов миноритарных акционеров ОАО», — говорится в документе, которым располагает «k:».
Такой механизм распределения прав учредителей был внесен в устав «Укрнафты» 26 января 2010 года на собрании ее акционеров, и в случае его нарушения пострадавшая сторона вправе обратиться в Лондонский суд международного арбитража. И даже если законодательно обнулить кворум, назначить в «Укр­нафту» государственный менеджмент не получится.
С одной стороны, в этом следует обвинять Юлию Тимошенко. 16 сентября 2009 года она в статусе премьер­министра подписала поручение №50274/1/1­09, на основании которого «Нафтогаз» и заключил такое акционерное соглашение. К тому же нужно понимать, что нынешняя власть тоже не ставит задачу снизить степень влияния Игоря Коломойского на нефтяной рынок. Пример лежит на поверхности: сейчас государственным оператором нефтетранспортной системы Украины — ПАО «Укртранснафта» — руководит Александр Лазорко, который в свое время возглавлял ОАО «НПК «Галичина», подконтрольное группе «Приват». И несмотря на то, что под его руководством компания сократила объемы прокачки нефти до 17 млн. т в год (а в 2013 году Минэнергоугля прогнозировало для госбюджета­2014 объемы транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам на уровне 19,08 млн. т. — Ред.), правительство не использует свои права для его увольнения. Кстати, до недавних пор Кабмин демонстрировал странную пассивность и в теме пересмотра правил продажи энергоресурсов, из­за чего фирмы из орбиты днепропетровской группы вплоть до конца января 2015 года выкупали всю нефть «Укрнафты» как минимум с 15%­ным дисконтом.
Суверенный кворум
Фактов достаточно, чтобы понять, что вопрос о снижении планки кворума был вынесен на повестку дня ради создания иллюзии борьбы олигархией. Но трагизм ситуации в том, что политическим популизмом дело не ограничится — законодательные правки привнесут реальные изменения в рынок. Главное из них — ослабление роли государства в нефтяном секторе.
Речь о том, что нынешняя редакция Закона «Об акционерных обществах» дает возможность Игорю Коломойскому самостоятельно проводить собрания акционеров на единственном ликвидном нефтеперерабатывающем предприятии страны — ПАО «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ). Для этого лидеру «Привата» нужно лишь сохранять партнерские отношения с харьковским бизнесменом Александром Ярославским, с которым они на паритетной основе владеют 56% акций ПАО.
Таким образом, уже скоро участники рынка могут стать свидетелями внеочередного собрания «Укртатнафты», по итогам которого из ее правления, набсовета и ревкомиссии могут быть вычищены представители государства. Однако «Приват» вряд ли на этом остановится.
Переход кременчугского завода под единоличное управление Коломойского дает ему возможность распоряжаться имуществом. А это означает, что бизнесмен может вернуться к своей давнишней мечте о вливании нефтеперерабатывающих активов в «Укрнафту». На выходе это позволит построить первый в Украине вертикально интегрированный нефтяной холдинг. А то, что государству в нем будет принадлежать уже сов­сем другая доля, — мелкий побочный эффект.
Глубина залегания
ПАО «Укрнафта» известно на рынке как крупнейший добытчик нефти в стране. Однако чем дальше, тем больше начинает казаться, что этим статусом компания владеет уже скорее по инерции. Виной тому — падение ее производственных показателей: в 2004 году предприятие добыло 3 млн. т черного золота, в 2009 году — 2,5 млн. т, а по итогам 2014-го — уже 1,8 млн. т.
Куратор ПАО — группа «Приват» не видит в этом своей вины, списывая неудачи на государство, которое искусственно занижает стоимость добываемых энергоресурсов. Менеджмент Игоря Коломойского прав, но только отчасти: национальный регулятор НКРЭКУ вправе утверждать лишь цену на природный газ «Укрнафты», тогда как стоимость нефти фактически корректируется на свободном рынке.
Формально котировки определяются на соответствующих торгах. Но это фальшивая демократия: к конкурсам «Приват» допускает лишь родственные компании, которые выкупают ресурс по стартовой (минимальной) стоимости.
Какой бы ни была причина производственной деградации «Укрнафты», очевидно одно: с нынешними темпами она уже через несколько лет может превратиться в провинциального игрока на рынке. Игорь Коломойский в этом явно не заинтересован, потому что для него «Укрнафта» — это в первую очередь основной поставщик сырья на Кременчугский НПЗ, снабжающий нефтепродуктами родственную сеть АЗС. Именно поэтому в последнее время «приватовцы» стали проявлять большую активность в разрешении проблем взаимоотношений с государством. Например, озвученная в прошлом году премьер- министром Арсением Яценюком идея приватизации госпакета компании — 50%+1 акция — авторства днепропетровцев. В случае осуществления этого плана государство потеряло бы основание вручную регулировать стоимость добываемого «Укрнафтой» газа, что в свою очередь стимулировало бы компанию к инвестициям в нефтегазодобывающий сектор. Но в приватизационных списках на 2015 год ценные бумаги ПАО не фигурируют, поэтому в ближайшей перспективе производственный ренессанс предприятию не грозит.
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас