Приватизация под наблюдением МВФ — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Приватизация под наблюдением МВФ

Казна и Политика
1151
Активная приватизация государственных предприятий в Украине, скорее всего, продолжится. Но можно предположить, что соответствующая статья доходов бюджета уже не будет столь впечатляющей, как раньше. В середине января министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус рассказал о трансформации списка предприятий госсобственности, не подлежащих приватизации. Если раньше он включал почти полторы тысячи объектов, то новый законопроект, по словам министра, предлагает сократить их количество почти на треть – до 551. Таким образом, на «полках» Фонда госимущества, как нас уверяют, пустого места не будет. Министр обещает, что на них появятся доли предприятий атомной промышленности, объекты железных дорог и даже военные объекты.
Однако, понятно, что время для приватизации сегодня не слишком подходящее. Впрочем, во второй декаде января Фонд госимущества Украины все же сделал определенный вклад в госбюджет. От продажи 14 января на Украинской межбанковской валютной бирже 21,9% акций Ильичевского судоремонтного завода государство получило 100 млн гривен. Если учесть сегодняшний курс национальной валюты, то это совсем копейки – чуть более $5 млн.
Но интересно другое. Более пятой части завода продавалось тремя траншами, и покупателем их выступило одно лицо – кипрская компания «Вейселл Холдингс Лимитед», о которой ни Фонду, ни украинской общественности ничего не известно. А предприятие, расположенное в 20 километрах от Одессы, отнюдь не маленькое. Оно имеет возможность ремонтировать все типы судов, в том числе автомобилевозы, паромы, танкеры-продуктовозы, риферный флот, контейнеровозы, суда многоцелевого назначения. У него три плавучие дока грузоподъемностью от 4 до 20 000 тонн, два буксира, два плавучих крана. Длина заводских причалов, оборудованных подъемными кранами, более 2,5 тысячи километров. 2008 года на территории ИСРЗ был открыт еще и зерновой терминал, чьи мощности позволяют обслуживать очень большие суда.
В любом случае самый большой в стране судоремонтный завод – это стратегическое предприятие, и передавать его за копейки неизвестно кому в то время, когда в Украине идет война, а военного флота практически нет, по меньшей мере, бесхозяйственно, а возможно и вообще преступно. Напомним, что государство отошло от управления предприятием еще в конце 2003 года, передав целостный имущественный комплекс в аренду ильичевскому ООО «Верфь». Среди его учредителей местная компания «Интер-Агро» (близкая к Алексею Почиковскому – зятю мэра Ильичевска Валерия Хмельнюка), одесская фирма «Каскад», входящая в орбиту нынешнего руководителя предприятия Михаила Рафаевича, а также киевский «Драккар», не чужой видному одесском бизнесмену и партнеру Дмитрия Фирташа Ивану Фурсину.
В апреле 2004 года госпредприятие «ИСРЗ» было ликвидировано приказом Министерства транспорта, а его имущество присоединено к арендатору. Последний 2004 переименовался в ООО «ИСРЗ», и тогда Михаил Рафаевич стал его директором. В результате дальнейших транзакций бывшие арендаторы сумели существенно размыть государственный пакет. А теперь именно они его, скорее всего, и приобрели под видом кипрской оффшорки. Не случайно имена реальных владельцев окутаны такой непроницаемой тайной.
Случайно в понедельник, буквально через две недели после продажи Ильичевского судоремонтного, в Фонде госимущества состоялась встреча с представителями технической миссии Международного валютного фонда? О чем там на самом деле говорили, пока точно не известно, но понятно, что МВФ не очень доволен работой ФГИУ. Как сообщает пресс-служба фонда, руководитель технической миссии МВФ Брайан Олден заявил, что миссии МВФ важно присоединиться к вопросу реформирования сектора государственных предприятий, которое сегодня широко обсуждается в Украине. По его словам, сочетание государством функций собственности и регулирования является неэффективным.
А глава ФГИУ Дмитрий Парфененко, согласно этому сообщению, информировал гостей, что в государственной собственности остается еще много предприятий, которые ждут приватизации и которым государство по объективным причинам не может обеспечить ни инвестирования, ни финансирования. «В первую очередь, это множество так называемых недоприватизированных предприятий (под эту рубрику, похоже, попадает и Ильичевский судоремонтный завод. – Авт.), которые не являются инвестиционно привлекательными, но государство вынуждено ими управлять, – объяснял глава ФГИУ. – Мы считаем необходимым избавиться от этих предприятий и привлечь туда частных владельцев ».
«МВФ не такая структура, чтобы интересоваться такими вопросами, – возразил «Дню» один из бывших чиновников Кабмина. – А Фонд госимущества сейчас вообще никто и ничто. Его опустили до очень низкого уровня. В сфере приватизации все решает Минэкономики. И, как ни странно, самыми противниками приватизации сегодня в нашем правительстве есть иностранные министры. Если когда-то министр экономики в правительстве Азарова Петр Алексеевич Порошенко предлагал оставить в госсобственности менее трехсот объектов, то новый министр Абромавичус говорит о пятистах. У кого, спрашивается, был реформаторский курс? Кроме того, у нынешнего министра абсолютно неправильная идеология отбора объектов для продажи. В парламенте, уверен, его предложения не поддержат».
Свои мысли и намерения у президента «Укрсудпрома» Виктора Лисицкого. В разговоре с «Днем» он сказал: «Ильичевский судоремонтный завод не просто большой – предприятие стратегического значения. Мы, государство, в процессе приватизации многое можем потерять. И это будет не страшно, но это завод, который открывает еще и двери, путь на международные рынки. С такими надо возиться и «цацкаться» и следить специально … » Он также сообщил, что недели через две ассоциация «Укрсудпром» выйдет с соответствующей инициативой.
Виталий Княжанський
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас