Королевская охота — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Королевская охота

Энергетика
2959
Эра дешевой нефти закончится, когда Саудовская Аравия решит все свои внешнеэкономические вопросы
В начале ноября нидерландско-британская корпорация Royal Dutch Shell Exploration Inc. (RDSE) выставила на продажу свое главное добывающее подразделение в Нигерии — эта распродажа стала очередным подтверждением того, что все больше реальных игроков мирового энергетического рынка начали готовиться к эре дешевой нефти. Ведь еще весной RDSE продала свое подразделение в Австралии.
Ключ на старт
Формально галопирующее падение стоимости нефти началось после состоявшегося в конце октября 2014 года ежегодного саммита государств ОПЕК в Вене. На этом заседании Венесуэла, Иран и Нигерия не смогли убедить остальных членов картеля в необходимости сокращения текущих квот на добычу. В результате в период проведения саммита биржевые цены на январские фьючерсы марки Brent рухнули с $75 до $68,5/бар.
В начале этой недели цены на короткое время стабилизировались на уровне 70$/бар, и рынок приступил к очередному анализу ежегодных корпоративных ценовых прогнозов. Большинство оракулов предрекают проседание рынка до коридора $62–72/бар.
Хотя оптимистически настроенное меньшинство и убеждало в реальности значения $80–92/бар. Как оказалось, напрасно. К примеру, бельгийская компания Societe Generale уже перестала транслировать свои прогнозы непосредственно рынку и передает информацию о пересмотре цен через агентство Bloomberg. Ее предыдущий прогноз котировок Brent на 2015–2016 годы был снижен до $70/бар. А рынок так и не узнал, какие именно мотивы двигали бельгийцами, когда они почти целый год твердили о цене $90/бар как о данности, а не дезинформации для отъема денег у наиболее доверчивых инвесторов.
Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард, комментируя 2 декабря произошедшее за 2014 год 24% ное падение цены нефти, заявила, что снижение стоимости этого сырья повлияет на мировую экономику позитивно. Так, в результате ВВП США в 2015 году вырастет на 3,5% вместо ранее прогнозируемых МВФ 3,1%. А в целом падение цен на нефть даст добавку к экономическому росту США на 0,6% и +0,8% роста для остальных стран с развитой экономикой.
Саудовская буря
После саммита ОПЕК не на шутку разошелся главный нынешний игрок на понижение цен — Саудовская Аравия. Государству успели порядком надоесть США со своей «сланцевой революцией» и соседние монархии Персидского залива, которые незаслуженно, по мнению Эр-Рияда, купались в нефтедолларах из-за слишком высокой стоимости сырья. Аравийцы твердо решили увеличить экспорт своих нефтепродуктов, производство которых становится сверхприбыльным именно при падении цен на нефть. Пока на внутренний рынок Аравии идет 70% мощностей ее нефтеперерабатывающих заводов, превышающих 100 млн. т в год. В перспективе аравийцы наметили сокращать долю ТЭС в своей энергетике за счет строительства нескольких АЭС, а освободившиеся нефтепродукты к 2020–2024 годам вывести на мировые рынки. Успех этой стратегии кроется именно в падении цены нефти до драматических $60/бар. А при шоковом уровне котировок Brent ниже $40/бар владельцы саудовских НПЗ станут мировыми лидерами рентабельности. Сейчас этот статус принадлежит перерабатывающим заводам Нидерландов и Сингапура, что для аравийцев выглядит временным явлением и досадной несправедливостью.
Не следует сбрасывать со счетов и амбиции Саудовской Аравии по экспорту сжиженного природного и нефтяного газа (LNG и LPG), которые монархия пока официально не афиширует. На протяжении эпохи дорогой нефти она предпочитала инвестировать в НПЗ и нефтехимию. В то же время страны Персидского залива тоже строили аналогичные мощности, но при этом делали акцент еще и на накоплении самого крупного в мире танкерного флота для перевозки LNG и LPG. В Саудовской Аравии такой вектор развития соседей восприняли как намерение заняться перепродажей аравийского сырья. Обеспокоенный подобной реакцией Эр-Рияда Катар в 2011–2013 годах заверил, что для загрузки флота у страны хватит и своих ресурсов. Так, Катар заявил об окончании конфликта с Ираном за распределение сырья крупнейшего в мире месторождения газа Парс. А Тегеран к тому же презентовал проект строительства газопровода Islamic Gas Pilpelines (IGP) в Европу через Сирию и Кипр.
На этом, судя по всему, терпение Саудовской Аравии лопнуло, и к началу 2014 года государство начало постепенно переходить к политике шокового снижения цен на нефть. Иных мирных путей лишить Тегеран и Доху излишних доходов от экспорта нефти и затормозить презентованный Катаром и Ираном газовый проект попросту не существует.
Впрочем, Аравия не будет вечно играть на понижение цен и сбивать величину экспортных доходов Ирана и Катара, чтобы затормозить проект IGP. Логическим окончанием такого противостояния могли бы стать новые газо- и нефтепроводы из Саудовской Аравии. Рано или поздно они будут построены через Израиль и Турцию в ЕС, чтобы стать альтернативой или дополнением к катаро-иранскому проекту. Вполне возможно, что именно тогда закончится эра дешевой нефти, а аравийцы опять вспомнят игру на повышение цен.
Пока же, по информации кувейтского госагентства Kuna, в ходе саммита ОПЕК министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими сообщил коллегам, что его страна отныне может начать экспортировать нефть в Европу через Израиль. Этот путь аравийских ресурсов из-за политического фактора много лет был немыслимым, но дело в том, что он — самый короткий и не требует дополнительных крупных инвестиций, что дает неимоверную экономию на логистике, позволяющей пережить издержки от любого снижения мировых цен. Вплоть до предела рентабельности разработки аравийских месторождений, который официально признан на уровне $10/бар…
Андрей Старостин
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас