Украинским городам обещают вернуть утраченные полномочия — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Украинским городам обещают вернуть утраченные полномочия

Казна и Политика
486
Город Славутич уже давно имеет славу инновационной общины. Мэр Владимир Удовиченко не пропускает ни одного случая попробовать новейшие управленческие подходы, чтобы модернизировать город, дать ему новую жизнь. После снятия с эксплуатации Чернобыльской атомной электростанции несколько тысяч человек в городе-спутнике остались без работы. Общине нужны инвестиции, чтобы иметь перспективу без ЧАЭС. Чего только не делал Удовиченко: создал инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса, агентство по развитию бизнеса и даже “бизнес-инкубатор” для тех, кто рисковал начинать собственное дело «с нуля». “Все это работало, потому что у нас на месте были широкие полномочия для принятия важных для бизнеса решений”, – рассказал мэр в беседе с DW.
Впрочем, на протяжении последних десяти лет, жалуется Владимир Удовиченко, каждое правительство забирало у общин все больше полномочий, пока никаких возможностей для поддержки бизнеса в общин не осталось. “Сегодня действует централизованная система на уровне областных государственных администраций. Вся разрешительная система зарегулирована. А она должна быть у нас, в городах”, – говорит мэр Славутича. Он приводит пример: чтобы инвестору решить все вопросы с отводом земельного участка, а затем получать еще разрешения на строительство, ему нужно потратить больше года. “У нас в городе мы бы выдавали разрешения в разы быстрее”, – уверяет градоначальник.
Непобедимая централизация?
Верховная Рада прошлого созыва уже дважды рассматривала законопроект, чтобы децентрализовать разрешительную систему. Дважды он был отклонен. В общем Ассоциацией городов Украины наработан пакет законопроектов по децентрализации. С началом работы нового состава Верховной Рады впервые за много лет у местного самоуправления появился шанс отвоевать свои базовые полномочия и получить средства, необходимые для развития городов. В новом коалиционном соглашении, подписанном лидерами правительственных фракций парламента, содержатся обязательства воплотить все ключевые требования общин по децентрализации. Среди главных – передача общинам разрешительных функций, таких как выдача разрешений на строительство. “Там, где много централизованно, там сразу возникает коррупция”, – сказал в интервью DW исполнительный директор Ассоциации городов Украины Мирослав Питцик.
Передать административные услуги в компетенцию местных общин коалиционное соглашение предусматривает в течение 2015 года. Самой первой реформой должно стать перераспределение налоговых поступлений таким образом, чтобы в городах оставались хоть какие-то ресурсы на базовые потребности общин. В Ассоциации городов Украины надеются, что в декабре Верховная Рада примет наконец изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы. “Если изменения будут приняты, то налоговые поступления в бюджеты городов, предназначенные для развития, в частности, инфраструктуры, увеличатся втрое”, – прогнозирует Мирослав Потоцкая.
Новые налоговые возможности
Общины, как это предусмотрено запланированными реформами получать 10 процентов налога с прибыли предприятий, единый налог с малого бизнеса, а также налог на недвижимость и на землю. “Общины даже получат право самостоятельно устанавливать ставки налога на землю”, – отмечает Потоцкая. Таким образом, общины впервые получают не только ресурс денежных средств, но и полномочия по регулированию налогов на местном уровне, в зависимости от приоритетов общества.
Еще одним налоговым инструментом, хотя и довольно скромным, будет возможность на местах устанавливать ставку акцизного сбора с продажи алкоголя и сигарет – в пределах пяти процентов. Хотя мэру Славутича Владимиру Удовиченко “акцизный эксперимент” не нравится (“теперь местные власти будут заинтересованы, чтобы продавалось больше алкоголя и сигарет”), возможность регулировать налоговые ставки на уровне общины соответствует практике многих европейских стран. Хотя и налоги в разных странах общинам отдают разные.
О местных налогах: немецкий опыт
В Германии, например, в руках мэров и местных советов очень весомый инструмент не только наполнение казны городов, но и регулирования бизнес-среды. Речь идет о “промышленном” налоге (Gewerbesteuer). Каждая община может самостоятельно устанавливать ставку этого налога с оборота, который платят все предприятия. Минимальная ставка составляет 200 “базовых пунктов” (это равно семи процентам с оборота, налог рассчитывается по сложной формуле), а в среднем составляет около 435 пунктов (15%).
Насколько важен это налог, показал на собственном примере мэр города Монгайм вблизи Кельна Даниэль Циммерманн. В 27 лет он сенсационно победил на выборах городского головы, опередив кандидатов от ведущих партий. Обещание вытянуть город из долговой ямы он выполнил за три года. Теперь его переизбрали с результатом в 95 процентов голосов. Секрет успеха заключается в том, что Циммерманн в несколько раз снизил ставку промыслового налога. Затем он запустил рекламную кампанию на региональном радио и ездил по бизнес-форумах, чтобы заманить компании низким налогом. “Низкий налог – это лишь один пункт нашей инвестиционной программы. Мы идем на встречу бизнесу во всем. К примеру, мы гарантируем предоставление разрешения на строительство за пять недель. В других городах это часто приходится тратить пять месяцев”, – отметил Циммерманн в беседе с DW. За несколько лет ему удалось создать полторы тысячи новых рабочих мест и увеличить налоговые поступления в десятки раз.
Славутичу большие поступления пока не светят
О тысячах новых рабочих мест и миллионах собранных налогов глава Славутича Владимир Удовиченко пока может только мечтать. Сейчас он надеется хотя бы на то, что депутаты выполнят обещание и отдадут городам разрешительные полномочия, что хотя бы позволит уменьшить бюрократическую нагрузку на бизнес. Относительно бюджетных реформ мэр настроен скептически: Удовиченко вычислил, что его городу они много не принесут. Обещанное увеличение поступлений касается далеко не всех городов, а только тех, где есть большие поступления от налогов, переводимых в распоряжение общины. К тому же, речь идет пока только о “второстепенных” налогах. Серьезных налоговых стимулов для бизнеса в руках мэров пока не будет.
Евгений Тейзе
По материалам:
Deutsche Welle
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас