Электронный еще не значит эффективный — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Электронный еще не значит эффективный

Казна и Политика
1613
Меньше чем за месяц, с 1 января 2015 года, вступает в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» от 31.07.2014 г. № 1621-VII, которым предусмотрено введение электронной системы оплаты НДС. Основная цель проекта изменений – преодолеть схемы уклонения от уплаты налогов и «налоговые ямы». Но на сегодня вопрос даже не в том, как реализовать реформы, а смогут ли они достичь своей цели.
Так, со следующего года для всех плательщиков НДС в автоматическом режиме откроют электронные счета в банке, которые будут подконтрольны Национальному банку Украины. Все налоговые накладные будут составлять в электронной форме и регистрировать в Едином реестре налоговых накладных. Для этого плательщику необходимо иметь достаточную сумму налогового кредита, подтвержденную зарегистрированными в этом реестре налоговыми накладными и уплатой НДС при импорте товаров.
• Введение электронной системы администрирования, как надеются специалисты, сделает невозможным формирование фиктивного кредита и получения неправомерного возмещения НДС из бюджета, а это, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня поступлений налога в бюджет.
Зато эксперт по финансам и член инициативной группы по вопросам налогообложения при Государственной фискальной службе Леся Кузнецова убеждена, что в 2015 году налогоплательщиков ждут еще большие сложности из-за нового порядка электронного администрирования НДС (напомним, что последний был введен 16 октября 2014 г. Кабинетом Министров Украины и вступает в силу с начала следующего года):
«В частности, в последней редакции НКУ законодатели в корне меняют систему администрирования НДС. При этом облегчение для плательщиков НДС ждать не стоит, наоборот, тех, кто занимается торговлей товарами (работами, услугами), ограничили в праве регистрации налоговых накладных в ЕРНН. Например, если такой плательщик НДС фактически ничего не купил, то он ничего не сможет продать. А если продать необходимо, то ему нужно будет заплатить НДС «наперед». В частности, если плательщик НДС хочет продать товары (работы, услуги и т.п.) на сумму большую, чем он купил за отчетный период, в т.ч. импортировал товары (работы, услуги и т.п.), он должен перечислить НДС на счет системы электронного администрирования, т.е. «уплатить налог наперед». Таким образом, налоговое обязательство, как и раньше, плательщики НДС должны будут начислять по первому из событий, однако для регистрации и выдачи покупателю или заказчику налоговой накладной, которая давала право включить ее в налоговый кредит, нужно будет выполнить дополнительно ряд процедур. Это значительно усложнит процесс уплаты НДС.
Но это еще не все «неприятности». Непонятна процедура с пополнением специального счета по НДС, которая в значительной степени избавит налогоплательщиков оборотных средств и права распоряжаться этими суммами по своему усмотрению.
• Напомним, что НДС – это не только основной бюджетообразующий налог, но и основной способ мошеннического обогащения. Однако государственная фискальная служба решила добиться наполнения бюджета не путем борьбы с «фиктивными» предприятиями, а наоборот, за счет добросовестных плательщиков налогов, поскольку именно им придется платить налог наперед. И таким образом будут «вымываться» оборотные средства из предприятия, соответственно, ухудшая его финансовое состояние, и без того плачевное ввиду невозможности получения кредитов и валютных колебаний.
• В идеале система электронного администрирования НДС должна обеспечить автоматический учет сумм НДС в разрезе плательщиков. Но на самом деле каждый налогоплательщик довольно часто имеет дело с неудовлетворительной работой системы электронной отчетности, когда не работает сервер ГФС, не вовремя приходят квитанции о принятии/непринятии отчетов или с правом налоговиков в одностороннем порядке расторгать договоры электронной отчетности с налогоплательщиками и прочее.
С одной стороны, вышеупомянутое нововведение должно ломать привычные мошеннические схемы, хотя вполне возможно, что вместо этого возникнут новые, например, связанные с вмешательством в работу компьютерной программы или уходом бизнеса в «тень». Хуже всего, что при этом многие предприятия банально могут обанкротиться. Зато система электронного администрирования позволит государству аккумулировать на специальных счетах по НДС огромные суммы, которыми она сможет пользоваться до наступления срока уплаты НДС, в то время как для плательщиков НДС это фактически приведет к замедлению оборота. Даже если у плательщика НДС избыток финансовых ресурсов, который он размещает на депозиты, данная система все равно приведет к снижению пассивных доходов.
• Еще одно слабое место измененного НКУ: при аннулировании регистрации плательщика НДС его счет в системе электронного администрирования закрывается, а остаток средств с этого счета перечисляется в госбюджет (п. 2001.8 ст. 2001 гл. V НК Украины). Перечисление осуществляется на основании реестра, который готовит ГФС. Обычно аннулирование регистрации плательщика НДС по инициативе фискальной службы происходит по надуманным причинам. Например, из-за отсутствия предприятия по его месту нахождения, несмотря на то, что предприятие в течение 5-10 лет не меняло ни фактический, ни юридический адрес. Такая практика приведет к тому, что плательщики НДС будут терять средства, аккумулированные на спецсчетах с НДС. Таким образом, мы видим, что последняя редакция НКУ не только не решает насущных проблем плательщиков НДС, но и усложняет процесс налогообложения и деятельности налогоплательщиков в целом. Отныне вопрос уплаты НДС может возникать ежедневно, а не только в конце месяца или в момент составления декларации».
• «Прежде чем вводить данные изменения в систему налогообложения, следовало бы изучить мировую практику, – дополняет коллегу директор по стратегическому планированию и развитию бизнеса в аграрной компании ГК «Агровет Атлантик» Ирина Пономарь. – Например, известно, что во всем мире подобная электронная система была реализована только в двух странах – Азербайджане и Болгарии. В частности, в Болгарии после трех лет применения (2003-2006 гг.) от подобной практики отказались из-за ее неэффективности. В Азербайджане система работает до сих пор, однако сказать, что она привела к положительным экономическим изменениям, нельзя. Следовательно, возникает резонный вопрос: так ли уж необходимо данное реформирование в период глубокого экономического кризиса, который переживает сейчас украинская экономика? Уже сейчас специалисты понимают, что последствия изменений в налогообложении могут быть отрицательными, поэтому общественные организации обращаются к главе ГФС с требованием отменить изменения, которые вступают в силу 1 января 2015 года».
Алла Дубровик
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас