Промежуточные выборы в Конгресс: чего ждать Украине — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Промежуточные выборы в Конгресс: чего ждать Украине

Мир
1008
В ближайший вторник, 4 ноября, в США состоятся так называемые промежуточные выборы в Конгресс − американцы переизберут треть Сената, а также палату представителей в полном объеме. Как показывают опросы Rasmussen Reports, Республиканская партия вполне может возглавить Сенат в последние два года президентства Барака Обамы. Сейчас Соединенные Штаты поддерживают Украину, однако выборы в Конгресс могут изменить политическую подоплеку. Возникает вопрос, какой будет политика США по отношению к Украине до избрания преемника Обамы?
Прежде чем перейти к конкретным пунктам, хотелось бы выделить четыре общих момента.
Во-первых, если республиканцы будут контролировать Сенат после выборов в ноябре, усилится политическое давление на Обаму с целью не поступаться России и помогать Украине, включая предоставление Украине летального вооружения. Однако из-за общественного скептицизма относительно внешнеполитической активности и наличия в самой Республиканской партии высокой доли сторонников политики «изоляционизма», я не думаю, что давление на президента будет достаточно серьезным, чтобы заставить его пойти на те шаги, на которые он не пошел бы при других условиях.
Во-вторых, согласно Чикагскому совету по глобальной политике, лишь 42% американцев поддержали бы военные действия, если Россия вторгнется в страны Балтии, которые, как вы знаете, являются членами НАТО. Мне кажется, большинство американцев не подозревают, что балтийские страны являются союзниками США по НАТО, и если страны-члены блока подвергнутся нападению, юридическим обязательством США будет помочь им в обороне. Также только 30% американцев поддерживают военную помощь Украине, если Российская Федерация посягнет на остальные ее территории. Как видим, существуют значительные внутренние противоречия более решительного ответа на кризис в Украине, которые ограничат действия республиканцев.
В-третьих, американцы, как правило, знакомы с тем, что Россия является более мощной в военном отношении страной, чем Украина, которая, к тому же, пребывает в разгаре экономического кризиса, погрязла в коррупции и имеет слабое управление со времен независимости. Более того, большинство американцев знают очень мало об Украине, совсем немного людей эмоционально привязаны к ней (в отличие, например, от Израиля). В исследовании, проведенном в апреле 2014 года (размещенном на блоге The Washington Post’s Monkey Cage), всего лишь 16% респондентов могут найти местонахождение Украины на политической карте мира.
В-четвертых, существует большое количество серьезных, а иногда и острых международных проблем, с которыми сталкиваются США: Ирак, Сирия, Иран, Исламское государство Ирака и Леванта, Китай, кризис еврозоны, рост скептицизма европейцев, и злободневная проблема − вирус Эбола.
Поэтому я остановлюсь на конкретных направлениях американской политики в отношении Украины.
Статус Украины и Крыма
Я не верю, будто существует вероятность того, что правительства стран Запада вместе с Соединенными Штатами подтвердят легитимность либо признают аннексию Российской Федерацией Крыма или независимость самопровозглашенных «Донецкой народной республики», «Луганской народной республики» или «Новороссии». На мой взгляд, аннексия Крыма станет чрезвычайно серьезным долговременным препятствием для реального улучшения отношений между США и Россией. Я считаю, что пройдет довольно много времени, пока Россию начнут рассматривать как «партнера» Соединенных Штатов, НАТО или ЕС, не говоря уже о статусе «союзника».
Экономические санкции против России
Я уверен, что подавляющее большинство наложенных на Россию санкций в ближайшем будущем останется в силе. Правительства западных стран заняли такую позицию, что санкции могут быть пересмотрены в том лишь случае, если Россия изменит собственное поведение, в частности, полностью выполнит условия Минских договоренностей. Однако это крайне маловероятно, поскольку Россия не демонстрирует никакого желания к имплементации Минских договоренностей. Если республиканцы завладеют контролем в Сенате, отмена американских санкций станет менее вероятной. Поэтому дополнительные санкции, зависящие от того, будет ли Россия заострять существующее трудное положение или пойдет на прямое вторжение, куда более вероятны, чем значительное уменьшение уже существующих санкций.
Экономическая помощь Украине
С политической точки зрения администрации Обамы будет довольно трудно оказать существенную экономическую помощь Украине. Американская экономика все еще слаба, к тому же большинство граждан США чувствуют, что уровень помощи других стран снижается. Более того, если в целом республиканцы охотно поддерживают идею военной помощи, они значительно менее рады оказывать экономическую поддержку. Поэтому Сенат под руководством Республиканской партии вряд ли что изменит в этом отношении.
Соответственно, в будущем можно ожидать еще больше невоенной помощи США Украине по сравнению с нынешним состоянием. Вероятно, увеличится финансирование USAID в Украине. Вашингтон будет способствовать предоставлению нового пакета международной помощи; он будет и дальше поддерживать многостороннюю помощь через МВФ; также он может согласиться стать гарантом некоторых займов МВФ и направить усилия на реструктуризацию кредита или частичное списание долга Украины.
Вступление в ЕС
Несомненно, администрация Обамы будет поддерживать процесс вступления Украины в ЕС. Однако Вашингтон не может быть слишком жестким в своих попытках влиять на внутренние дела Европейского Союза. Хотя само руководство Евросоюза весьма серьезно относится к внедрению соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, в то же время интервенция России делает процесс предоставления Украине членства в ЕС более решительным. И все же даже при самых благоприятных обстоятельствах этот процесс будет длиться годами.
Помощь нелетальным военным оборудованием
Я уверен, что текущее обязательство США предоставлять Украине нелетальное оборудование и военное обучение будет продолжаться, и программа помощи таким оборудованием, вероятно, улучшится за счет поддержки данной программы обеими партиями в Конгрессе. В частности она включает помощь в сфере засекреченных коммуникаций и разведывательных беспилотных летательных аппаратов. Такой же помощи для Украины я ожидаю и от американской разведки. Бесспорно, администрация, скорее всего, будет осторожной в контексте пересечения провокационного предела − это может насторожить Россию и спровоцировать ее к увеличению военного давления на Украину или на другое государство.
Помощь летальным оружием
Достижения республиканцев на предстоящих выборах, скорее всего, приведут к увеличению политического давления на администрацию с целью поставок Украине смертоносного вооружения, особенно противотанкового и зенитного оружия. Сейчас многие в Вашингтоне, в том числе немало демократов, поддерживают поставки летального оружия. С другой стороны, я также считаю, что администрация Обамы будет сопротивляться этому давлению, по крайней мере, пока будет достаточно уверенной, что Украина собственными силами сможет лучше противодействовать вторжению России. Опять же, причиной является нежелание пересекать провокационный предел.
Вступление в НАТО
Точно такие же ограничения и риски объясняют, почему Вашингтон меньше настаивает на вступлении Украины в НАТО. Сейчас становится понятным, что «красной чертой» для России будет членство Украины и Грузии в НАТО. Однако существуют две дополнительные причины юридического характера, подтверждающие вышесказанное.
Во-первых, возникает вопрос о том, каким образом страна сможет вступить в НАТО. Вступление Украины в НАТО будет означать, что Донбасс и Крым станут частью территории, которую союзники будут обязаны защищать коллективно. Если Украина обратится к пятой статье, остальные страны-члены юридически должны будут защищать Украину, что по факту приведет к вовлечению НАТО в войну против ядерной сверхдержавы. По очевидным причинам, НАТО не намерен этого делать.
Во-вторых, НАТО является оборонительным альянсом демократических государств, и прием новых членов требует поправки к основополагающему акту НАТО. В свою очередь, это означает, что каждый член НАТО должен парафировать и ратифицировать присоединение новых стран. При нынешних обстоятельствах я не думаю, что это возможно.
Деэскалация военной напряженности с Россией
Я считаю, что главные события в отношениях между Россией и США в ближайшие два года будут происходить в военной сфере. Военная напряженность с Россией становится чрезвычайно опасной. Именно поэтому мы увидим попытки обеих сторон договориться об уменьшении этой напряженности, так же, как когда-то Запад и Советский Союз решили уменьшить напряженность после Карибского кризиса. Администрация Обамы, вероятно, осознает это, и если дела в Украине или в другой стране не будут ухудшаться, она, скорее всего, будет способствовать взвешенному диалогу с Москвой в течение следующих двух лет, чтобы увидеть, склонна ли Москва, например, к обсуждению создания новых обычных вооруженных сил в рамках европейских соглашений. Я не уверен, что Москва пойдет на это, хотя все возможно.
Эдвард Уокер, профессор политологии и исполнительный директор Департамента Евразийских и восточноевропейских исследований в Калифорнийском университете, Беркли
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас