После Вашингтона: 10 тезисов Валерии Гонтаревой — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

После Вашингтона: 10 тезисов Валерии Гонтаревой

Казна и Политика
1761
На этой неделе украинская делегация во главе с Валерией Гонтаревой вернулась из Вашингтона, где принимала участие в ежегодной встрече Международного валютного фонда. Там представители Украины проводили переговоры как с МФК, так и с коллегами из других стран. Также им удалось пообщаться, в частности, с известным меценатом Джорджем Соросом, который пообещал собрать конференцию доноров, готовых выделить средства для восстановления Донбасса. В целом, по словам главы НБУ, встречи прошли весьма продуктивно, а украинская делегация среди зарубежных финансистов была как никогда популярна. Forbes публикует основные тезисы Валерии Гонтаревой, которые она озвучила по итогам визита в США.
О выполнении условий перед МВФ
Сотрудничество с МВФ на сегодняшний день остается стратегической задачей. Объединенные усилия НБУ, Кабмина и Верховной рады однозначно говорят о том, что задачи, поставленные перед нами программой стенд-бай с МВФ, были полностью выполнены. Особенно было приятно увидеть, [находясь] уже в Вашингтоне, что были приняты антикоррупционные законы. Это то, чего от нас однозначно ждал весь мир, и то, что очень поддержало нашу делегацию.
О популярности украинской делегации
Кристин Лагард заметила, что, к сожалению, та ситуация, которая на сегодняшний день есть в Украине, включая военный конфликт, на самом деле грозит торможением экономического развития всего мира. Наверное, поэтому украинская делегация вызывала колоссальный интерес. За ту неделю, которую я провела в Вашингтоне, перерывы между встречами составляли в лучшем случае 10 минут. Все мировые лидеры, все главы центробанков мира просили о встрече с украинской делегацией. У нас было порядка пяти больших панелей со всеми международными инвесторами. Такого интереса наша страна никогда не вызывала.
О поддержке делегации
Такой беспрецедентной поддержки от всего мира я еще не видела. В руководстве МВФ все однозначно сказали, что понимают ситуацию, которая сложилась в Украине. Понимают, что военный конфликт бьет по реальному сектору экономики. Понимают, что все это сказывается на нашем экспорте, импорте, и распространяется на платежный баланс и финансовые потребности.
Глава европейского подразделения МВФ Пол Томсон сказал, что наша программа полностью выполняется, все целевые показатели выдержаны, и нет сомнения, что в случае необходимости наращивания любых показателей эта программа однозначно может быть увеличена. В конце октября – начале ноября новая миссия МВФ оценит реальные цифры.
О переговорах с ключевыми партнерами
Сейчас рассматривается программа DPL-2 со Всемирным банком по финансовой стабильности. Мы выполняем все требования данной программы, поэтому у меня нет никаких сомнений, что следующий транш будет. Имея такое количество разнообразной финансовой помощи и проектов, которые мы сегодня видим, мы считаем, что есть необходимость создания платформы «Украина», где будут все наши программы, и вся спонсорская помощь, которую получит страна. В том числе, для восстановления Донбасса. Сейчас мы думаем, каким образом такую платформу лучше сделать.
Например, программа ЕБРР не только помогает пополнять международные резервы или дефицит бюджета, как программа МВФ. Это программа сотрудничества в таких сферах, которые в первую очередь на сегодняшний день требуют реформирования. Она подразумевает при необходимости участие в рекапитализации банков, развивает открытие торгового финансирования для НАК «Нафтогаз Украины» в контексте реверсных поставок газа. Также, возможно, будут гривнево-валютные свопы и операции РЕПО между ЕБРР и НБУ.
Огромное количество различной технической помощи в разработке проектов, проекты с «Укрзализницей», создание Фонда прямых инвестиций для украинских компаний с повышенными рисками. Программа очень широкомасштабная, и в рамках этой платформы мы начинаем над ней активно работать.
О встрече с главой Центробанка РФ и крымских активах
С Эльвирой Набиулиной мы обсуждали исключительно те проблемы, которые у нас есть, и которые возникли в связи с оккупацией Крыма. Как вы знаете, в хранилище [Ощадбанка на территории Крыма] находится 3 млрд гривен наших резервов. Я еще раз получила уверение, что эти деньги находятся на месте. Еще мы обсуждали вопрос, каким образом мы бы могли их получить, и вопрос активов, в том числе активов НБУ. Ведь в Крыму – наши здания, активы наших госбанков.
Со стороны ЦБ РФ поднимался вопрос о том, что Агентство по страхованию вкладов производило выплаты населению тех гарантированных депозитов, которые не были выплачены украинскими банками. Понятно, что мы всегда говорим, что если мы будем рассматривать вопрос депозитов, оставшихся в Крыму, то сразу же мы будем поднимать вопрос, как нам забрать активы наших банков, которые там остались. Если кто-то хочет считать, что депозиты у нас имеют номинальную стоимость, а активы ничего не стоят, то мы, конечно, с этим не согласны.
Также госпожа Набиулина заверила, что банкам с российским капиталом будут предоставлены средства для докапитализации. Мы подтвердили, что у нас с российскими банками никаких проблем нет: они продолжают работать, выполнять требования перед НБУ, перед вкладчиками. Относительно же крымских депозитов у нас будет рабочая группа, и мы эти вопросы будем рассматривать в рабочем порядке.
О падении российского рубля
Могу вам сказать, что если мы посмотрим на весь мир, то увидим, что американская валюта укрепляется ко всем мировым валютам. Совершенно очевидно, что год к году падение рубля на 30% или даже больше является следствием огромного оттока капитала, санкций, начала панических настроений среди населения. И даже имея полтриллиона резервов, если начнется паника у населения, то я могу только посочувствовать нашим российским коллегам.
Девальвация рубля, которая происходит на сегодняшний день, в наших торговых отношениях пока имеет очень малый эффект. Огромный негативный эффект имеет приостановка и падение торговых отношений с РФ. По отношению к прошлому году это минус 30%, а в деньгах – минус $5 млрд. Поэтому по сравнению с этой цифрой все остальное весьма незначительно.
О валютных облигациях и доверии людей
Я очень приветствую валютные облигации. Более того – я хочу, чтобы население верило банковской системе. Если вы обратите внимание, то увидите, что даже в мирное время население никогда не хотело покупать в доступном количестве гособлигации. Я думаю, что с этим нужно работать. Потому что если весь мир покупает наши валютные облигации, если Украина не допустила за всю свою историю ни одного дефолта, надо работать с населением, особенно когда есть кризис доверия к банковской системе.
О выводе банков с рынка
Вот три последних банка: «Мелиор», «Аксиома» и Интеркредитбанк. Там, по-моему, ни одного клиента никогда не было. Эти банки занимались исключительно обналичиванием денег в особо крупных размерах. Банки, которые мы выводили с рынка за неплатежеспособность, и дальше будем выводить – для того, чтобы очищать систему, чтобы она наконец начала нормально работать. А ждать, что банки, из которых давным-давно вывели и украли деньги, возродятся сами по себе, нереально.
О валютных спекуляциях
Я действительно знаю, что на сегодняшний день мы «помогли бабушкам». С семи утра уже есть очереди: люди покупают – в военное время! – валюту и несут ее на черный рынок. Могу вам сказать, что по мере своих сил мы работаем. Вопрос в том, сможем ли мы эту паническую ситуацию на рынке стабилизировать. Почему было введено ограничение в 200 долларов? Исключительно чтобы стабилизировать курс. НБУ еженедельно проводит аукционы на пополнение запаса валюты. Сколько банков к нам обращаются, столько и получают продажу по заявкам. Как только мы успокоим эту паническую ситуацию, система стабилизируется – и МВФ нам поможет с платежным балансом.
О роли НБУ в экономике
НБУ – это регулятор. Он не может собой заменить всю экономику нашей страны. Он не может быть ни экспортером, ни импортером. Он не создает платежный баланс. Он занимается тем, что может помогать стране, у которой проблемы с платежным балансом, или своими запретительными мерами, или своими интервенциями пережить этот промежуток времени.
Александр Моисеенко
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас