Бюджетный беспорядок — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Бюджетный беспорядок

Казна и Политика
727
Со времени формирования нового украинского правительства проходит уже полгода. И как бы внимание общества не отвлекала война на Донбассе, сейчас невооруженным глазом видно, что Кабмин затягивает с проведением фундаментальных реформ и даже чем-то уступает «папередникам». Это касается, в частности, фискальной сферы, ведь бюджет уже выполняется с хроническим отставанием.
По данным Государственной казначейской службы Украины, в январе – августе 2014-го в казну поступило 230 млрд грн с учетом возмещенного НДС (см. «Финансовые американские горки»). Это на 5,7% больше, чем в прошлом году, но к выполнению плана в общем фонде госбюджета не хватает 8 млрд грн, в специальном – 8,8 млрд грн. Учитывая более чем 50-процентное обесценивание гривны, которое через инфляцию сохранило положительный прирост номинального ВВП (несмотря на падение реального), такие показатели являются слишком слабыми.
Основным, на первый взгляд, фактором малых поступлений в казну является война на Донбассе. По данным председателя Государственной фискальной службы (ГФСУ) Игоря Белоуса, на начало сентября госбюджет Украины недополучил 4,4 млрд грн из Донецкой и Луганской областей. Ежемесячная недоимка только растет: если в мае она составляла 420 млн грн, в июне – 630 млн грн, то в июле – 1,2 млрд грн, а в августе, по предварительным подсчетам, – 0,9 млрд грн. По словам Белоуса, за время боевых действий на Донбассе уничтожено около 400, в Луганской – до 200 компаний (всего в Украине насчитывается около 700 крупных, более 20 тыс. средних и до 350 тыс. малых предприятий), не удастся быстро восстановить. И они нуждаются в миллиардах долларов на восстановление.
В целом же до конца года, по оценкам министра финансов Александра Шлапака, в результате событий на Востоке Украины казна недополучит только налоговых платежей около 18 млрд грн. Сумма внушительная, но не критична, потому составляет лишь 4,8% запланированных доходов (и 26% планового дефицита). Учитывая то, что часть ВВП, которая производится на Донетчине и Луганщине, – около 16% общеукраинского, такая недоимка более-менее соответствует той части территории Донбасса, которую контролируют боевики и российские войска. Однако падение по основным статьям доходов заметно выше, чем эти 4,8% (см. «Конкретный недобор»). Вот его война не объясняет.
Отсюда вторая объективная причина недовыполнения бюджета – сужение налоговой базы, вызванная общим спадом в экономике. Например, поступления от налога на прибыль предприятий (ППП) в сводный бюджет за первое полугодие 2014-го уменьшились на 18,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года (за семь месяцев темп падения остался неизменным, за январь – август данных пока нет). Результат закономерный, ведь прибыль до налогообложения крупных и средних предприятий Украины (более 80% всего бизнеса по обороту и еще больше – по доходам) за январь-июнь была отрицательной (убыток) и составил -136 млрд грн на фоне 8,7 млрд грн в первом полугодии 2013-го. Падение, вероятно, было «бумажным» (балансовым) и учитывало переоценку активов и пассивов предприятий в связи с обесценением гривны. При этом была часть бизнеса, который получил почти 160 млрд грн прибыли, что на 90% больше, чем в прошлом году. Из него можно было спокойно собирать больше налогов (хотя «бумажная» прибыль и не обеспечивает необходимой для этого ликвидностью). Но была и другая часть – убыточные предприятия с суммарным убытком 296 млрд грн, что почти в четыре раза превышает прошлогодний показатель. Результат таких компаний уменьшит налоговую базу последующих периодов.
Другим существенным поводом для падения поступлений от ППП стали налоговые авансы. Когда в 2013 году режим Януковича отвел их как очередное средство для увеличения фискального давления на бизнес, предприниматели справедливо сетовали на то, что авансы по налогу на прибыль вымывают оборотные средства. В прошлом году за шесть месяцев их было уплачено на 20,7 млрд грн. 2014-го они принесли сводному бюджету 15 млрд грн, в частности в I квартале – 8,5 млрд грн, во II – 6,5 млрд грн. И хотя это негативно повлияло на общую сумму и динамику ППП, полученного казной, однако сегодня такое уменьшение можно рассматривать не иначе, как сознательное ослабление государством фискального давления на бизнес, что, безусловно, является положительным сигналом.
Бюджетный беспорядок
Вместе с тем недобор по львиной доле налоговых и неналоговых поступлений нельзя объяснить падением доходной базы. Возьмем налог на доходы физических лиц (НДФЛ). В первом полугодии 2014-го поступления от НДФЛ в сводный бюджет почти не изменились по сравнению с 2013-м (выросли на 0,47%). Основным элементом его налоговой базы является заработная плата. Среднемесячная зарплата в Украине за шесть месяцев увеличилась на 5,9%. Оплата наемных работников как элемент ВВП в I квартале (данные за II квартал пока не обнародованы) в номинальном выражении повысилась на 2,1%. Почему же тогда поступления от НДФЛ не выросли? Пожалуй, с третьей причины, а именно за плохой работы ГФСУ. Примечательно, что львиная доля этого налога направляется в местные бюджеты. Поэтому, возможно, недоимка возникает именно на местах как следствие неполного или мягкого контроля за регионами из центра. В таком случае мы на деле наблюдаем первые, пока спонтанные проявления децентрализации, о которой сейчас так много говорят.
Подобная ситуация и с другими налогами. Поступления от НДС с произведенных в Украине товаров и услуг за полгода уменьшились на 4,8%. При этом номинальный ВВП, очевидно, вырос (+3,4% в I квартале, данных за II квартал пока нет, но, похоже, повышение цен компенсировало ускорение реального падения). Поступления от акцизного налога с произведенной в Украине продукции за полгода снизились на 13,4%. Например, от компаний, выпускающих табак и изделия из него, за шесть месяцев поступило 7,7 млрд грн акцизного налога, что на 21% меньше, чем в прошлом году. При этом, по данным Госстата, объем промышленного производства табачных изделий увеличился на 10,3%, а цены на упомянутую товарную группу – еще более чем на 10%. Что стало причиной падения поступлений в указанной области – непрофессионализм новых руководителей или масштабная коррупция? Впоследствии это станет явным.
Бюджетный беспорядок
Ситуация с поступлениями в бюджет от импорта вообще критическая. Объем НДС с импортных товаров и услуг за полгода упал на 5,6%. Так, по данным НБУ, ввоз товаров в Украину в первом полугодии сократился на 17%, еще 13% потерял импорт услуг. Но это в долларовом эквиваленте! Учитывая обесценивание нацвалюты на 50%, база налогообложения импортных товаров и услуг, выраженная в гривне, должна была увеличиться на 20-30%. И поступления от соответствующих налогов также. Однако кроме уменьшения импортного НДС есть и снижение поступлений от пошлины (на 12%). Пусть не вводит в заблуждение прирост акцизного сбора с импорта на 75,6%, ведь на 91% обеспечен поступлениями от ввозимых нефтепродуктов. Произошло это благодаря разрушению схем теневого импорта последних, на которых «сидел» режим Януковича. И хотя это заслуга новой власти, однако в остальном ее не за что хвалить, потому что по остальным статьям импорта акцизный налог принес лишь на 7% больше поступлений, чем в прошлом году, вместо 20-30%, учитывая девальвацию гривны.
Недаром еще несколько месяцев назад заговорили о том, что старые таможенные схемы (контрабанда, «льготное» растаможка и т.д.) режима Януковича существуют и дальнше только воплощают в жизнь их теперь люди из новой власти. И приведенная статистика подтверждает это.
Примечательно, что большая часть таможенных органов расположены на местах. Поэтому, возможно, новая власть еще не успела крепко взять вожжи правления в свои руки и расставить лояльных и компетентных руководителей региональных таможен. Может, она просто учится на собственных ошибках. Или мы являемся свидетелями явного недостатка в стиле управления нынешнего руководства по сравнению с вертикалью власти Януковича. В обоих случаях положительным побочным эффектом является то, что деньги не идут единым потоком в центр, а остаются разбросанными в разных, пусть и не очень чистых, руках, что дает возможность бизнесу дышать свободнее. Если же все эти недоимки являются только внешним проявлением схем отмывания бюджетных денег, которые «крышует» нынешняя власть, то дела совсем плохи. Тогда лишь перемещение зоны АТО на территорию Киева, а также Кончи-Заспы и Пущи-Водицы способно решить проблему.
Остается надеяться, что нынешняя ситуация – это лишь следствие неопытности нового руководства и сознательного ослабления им фискального давления. И закрывать глаза на полностью выбранную квоту средств, которые должен за год перечислить в бюджет НБУ (22,8 млрд грн), и сокращение возмещения НДС, объем которого за восемь месяцев меньше, чем в прошлом году, на 2% даже с учетом выпущенных на 6, 7 млрд грн НДС-ОВГЗ.
Любомир Шавалюк
По материалам:
Тиждень.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас