Цены, которые «рисуют» — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Цены, которые «рисуют»

Фондовый рынок
491
В истории и, возможно, также и в практике украинской приватизации может появиться новый раздел: как определить стоимость предприятия путем продажи на международных биржах небольшого пакета акций. На этой неделе автором соответствующей новости выступил премьер-министр Украины Арсений Яценюк. По его предложению, прозвучавшему в среду на заседании Кабмина, приватизацию Одесского припортового завода (г. Южный, Одесская обл.) И других привлекательных объектов нужно начинать с продажи небольших пакетов их акций на западных биржах. Это, по мнению премьера, позволит определить реальную стоимость предприятий, которые хотят приватизировать. «Отностительно ОПЗ и других заводов предлагаем, – говорит Яценюк, – чтобы пробные пакеты акций до 5% размещались на биржах не в Украине, а на западных, чтобы увидеть реальную цену».
• «На Варшавской бирже выясним, сколько стоит, а не на украинской, где сами себе рисуют», – уточнил премьер и напомнил, что правительство идет на масштабную приватизацию, предлагая Верховной Раде исключить 1251 объект из списка запрещенных к приватизации. «Продать на прозрачных конкурсах и аукционах тому, кто дал наибольшую цену и гарантирует развитие предприятия, – подчеркну Яценюк. – Задача правительства и власти – регуляция и получения прибыли. Задача бизнеса – работа, увеличение собственных доходов».
К сожалению, премьер, таким образом, подтвердил, что все новое – это хорошо забытое старое. Достаточно вспомнить, что Украина пыталась продать ОПЗ множество раз, начиная с 1996 года. И каждый раз останавливалась на том или ином этапе, но всегда потому, что боялась продешевить.
• Сегодня стране деньги нужны как никогда раньше и не случайно правительство Украины внесло в парламент законопроект №4541а «О внесении изменений в закон «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации ». В нем предлагается уменьшить количество объектов, не подлежащих приватизации, почти на две трети – с 1478 до 543. Если его примут, будет снят запрет на приватизацию предприятий ликероводочной, спиртовой, энергетической и угольной отраслей, предприятий машиностроения и авиационной промышленности, а также таких гигантов, как «Энергоатом», «Турбоатом», «Заря-машпроект» и ОПЗ.
Определенные замечания вызывают попытки добыть деньги путем продажи первого и последнего из названных предприятий. Как отмечает член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий КОРОЛЬЧУК, «еще год назад такой законопроект о приватизации ядерной отрасли назвали бы предательством интересов государства и продажей «Энергоатома» за копейки». По мнению эксперта, премьер-министр и ответственный за подготовку законопроекта министр экономики Павел Шеремета (на днях парламент дал добро на его отставку) четко идут по пути, которым до них шел экс-президент Виктор Янукович. Правда, «преступная власть» в течение 2010-2013 гг., как указывает Корольчук, так и не дошла до самой приватизации «Энергоатома», а лишь пыталась подготовить первый ее этап – корпоратизации. Теперь через него решили «переступить», констатирует эксперт и даже намекает на наиболее вероятного инвестора, который, видимо, просто укажет свою цену.
• Относительно ОПЗ, то, похоже, также задействована не совсем прозрачная схема, для которой продажа 5% предприятий на Варшавской бирже будет своего рода прикрытием. Для приватизации ОПЗ это (определение капитализации путем продажи 5% акций) не нужно, сообщил «Дню» источник, близкий к правительству. По его словам, поскольку россияне явно выбыли из списка потенциальных покупателей, и им просто принципиально завод не продадут, то в последнее время на одесском горизонте появилась новая фигура покупателя. Это некая франко-арабская или арабо-французская компания, которая уже давно подыскивает себе в Причерноморье подобный объект, поскольку располагает ресурсы сжиженного природного газа. Ее представители уже объездили несколько стран, но у них принцип – не вести переговоры до тех пор, пока правительство не примет соответствующее решение. Как видим, оно уже есть. Не исключено, что негласные переговоры ведутся … И важно, что инвестор понимает, что газ, который находится в его распоряжении, должен иметь столь приемлемую цену, чтобы продукция ОПЗ была конкурентной, а работа предприятия рентабельной. Если же дешевого газа инвестор не имеет, то покупка ОПЗ становится для него бессмысленной.
Еще в 2007 году Международный центр перспективных исследований подготовил аналитическую записку «Будущее Одесского припортового завода: варианты государственной политики». В ней, в частности, отмечалось, что цена на газ (на него приходится 70-80% себестоимости производства аммиака) постепенно приближается к среднеевропейскому уровню и в этом случае рентабельность производства этого продукта почти гарантированно станет отрицательной. Авторы ожидали, что уже к 2010 году стоимость газа для Украины превысит $ 200 за тысячу кубометров и, как мы видим, оказались правы.
• Однако экс-глава Фонда госимущества Украины Александр Рябченко сообщил «Дню» по этому поводу: «Выход на внешние рынки с продажей пакетов акций – дело хорошее, правильное, и я это поддерживаю. Но это крайне не простое решение. Нужно время, нужно нанимать людей, вернее специализированную компанию, которая будет этим заниматься. К тому же на самой бирже существуют требования к предприятиям, чьи акции выставляют на продажу. Например, на Лондонской бирже было требование о трех годах прибыльной работы. А у нас не так много стабильно прибыльных предприятий (во всяком случае, ОПЗ из-за дорогого газа к ним не относится), которые идут на приватизацию ».
«Да и процедура выставления на биржу, – продолжал эксперт, – далеко не быстрая. На Варшавской будет несколько проще, но все равно подготовка к продаже требует много времени – не месяц и даже не два. К тому времени, возможно, решится ситуация с боевыми действиями на Донбассе ». «Это решение правильное, – повторяет Рябченко, – но только в том случае, если на это есть политическая воля, а также по небольшому кругу предприятий, о которых можно с уверенностью сказать, что они вызывают интерес инвесторов». Специалист по приватизации не исключает, что такая пробная продажа можно было бы организовать и на какой-либо украинской бирже, но тогда нужно проводить за рубежом массированную рекламную компанию, road-show, всевозможные презентации в столицах. А если пакет акций выставляет у себя известная в мире биржа, то уже одним этим гарантирует, что все серьезно и акции можно покупать. А на нашу биржу иностранный покупатель может и не прийти, поскольку украинские биржи выставляют все, что им дают. А западные биржи никогда не возьмут на продажу объекты, вызывающие сомнения, отмечает Рябченко.
• Президент центра экономического развития Александр Пасхавер отреагировал на вопрос «Дня» в свойственной ему юмористической манере: «Они все (премьер-министры) пытались потихоньку это сделать». «Международные биржи – это открытые торги, – добавил он, – и открытость всегда лучше, чем какие-то условия. Но возникает вопрос, а насколько своевременно сейчас продавать. Однако мы знаем, что деньги сейчас Украина очень нужны. И понимаем. Вопросы тут же возникают. Один из них: будут ли допущены представители нашего нынешнего противника к этим торгам? И сама по себе такая процедура у меня лично не вызывает возражений. Но дьявол, как всегда, в мелочах – надо знать, на каких условиях этот пакет будет выставлен … ».
«Еще ни одно заявление Яценюка относительно приватизации не было реализовано, – отметил в разговоре с «Днем » экс-глава Фонда госимущества Александр Бондарь. – Кроме того, такие идеи звучали из уст украинских премьеров, начиная с Виктора Ющенко. О них говорили также Юрий Ехануров и Виктор Янукович. Но только говорили. Я думаю, что у Яценюка нет ни одного специалиста по вопросам фондового рынка и приватизации. Или они есть, но молчат. Потому что эта его идея полностью невозможна в реализации. Любой специалист фондового рынка скажет, что никакой нашей государственной акционерной компании нет в листинге западных фондовых бирж ».
• «Чтобы выставить какой-то наш пакет на эти биржи, в том числе на Варшавскую, о которой говорит Яценюк (хотя это не то место, которое бы потребовалось выбрать для определения цены продажи ОПЗ), – объясняет эксперт, – нужно пройти листинг. А для этого выставляют очень жесткие условия, которым не соответствует ни одна наша акционерная компания. Несколько украинских компаний, которые есть в листинге, имеют мизерные пакеты. А чтобы вывести туда государственную компанию, нужно потратить не один год. Там существует множество условий – от бухгалтерии до открытости информации. А чтобы вообще ничего не продавать и иметь для этого основания, об этом можно говорить. Я не хотел бы вспоминать покойную Валентину Семенюк, но это в свое время был ее конек. Во всех случаях, когда она. как глава Фонда не хотела продавать какие объекты, в том числе и ОПЗ, то всегда говорила: сначала выставлять на международные фондовые биржи. И на этом все заканчивалось ».
Виталий Княжанский
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас