Какие предприятия Донбасса рискуют оказаться в России
Промышленным предприятиям Донецкой и Луганской областей угрожает не только артиллерия. Forbes нашел ряд подтверждений информации о демонтаже и вывозе оборудования с заводов Донецкой и Луганской областей, большинство из которых производят продукцию для нужд военных.
Правда, очевидцы утверждают, что техническую и финансовую документацию руководству удалось вывезти раньше, и она не попала в руки мародеров. А на днях в Украину может прибыть вторая очередь так называемого гуманитарного конвоя из РФ, автомобили которого могли быть задействованы в промышленном грабеже.
Каких стратегических промышленных мощностей может лишиться Украина, и насколько вероятен вывоз оборудования с других предприятий в направлении России?
На данный момент в списке заводов, на которых был замечен демонтаж оборудования, насчитывается пять предприятий. Это Снежнянский машиностроительный завод (г. Снежное Донецкой области), ЗАО Луганский патронный завод (г. Луганск), ОАО «Топаз» (г. Донецк), ОАО «Юность» (г. Краснодон Луганской области), ОАО «Завод «Точмаш» (г. Донецк).
Информация о вывозе оборудования подтверждается из нескольких источников. «По нашим оперативным данным, 22-23 августа производился демонтаж оборудования на таких заводах, как «Топаз», Луганский патронный, «Точмаш», «Снежнянский», «Юность». У этих заводов были замечены также белые автомобили гумконвоя РФ», – сообщил Forbes пресс-секретарь СНБО Андрей Лысенко.
Позже в СМИ появилось опровержение этой информации: мол, в СНБО сообщают, что нет данных о пересечении транспорта с украинским оборудованием украинско-российской границы в направлении России. Но это значит лишь, что вывоз груза никто не зафиксировал, объясняет Лысенко. «Те машины, которые были досмотрены нашими пограничниками в пункте Изварино, были пусты. Но не факт, что оборудование не было погружено на какой-то другой транспорт, и не вывезено через те пункты, которые наши пограничники не контролируют», – отметил Лысенко.
Одновременно с СНБО о вывозе оборудования сообщили и власти на местах. О том, что техника демонтировалась на Луганском патронном заводе, рассказала и. о. председателя Луганской ОГА Ирина Верегина. То же самое, в отношении этого завода, а также тех, о которых ранее упомянул спикер РНБО Лысенко, со ссылкой на очевидцев опубликовал на своей страничке в соцсети Facebook редактор луганской газеты «Молодогвардеец»Алексей Бида.
Какую ценность представляют собой упомянутые заводы? Четыре из пяти напрямую связаны с производством продукции для военных нужд.
ОАО «Юность», 94,6% акций которого принадлежат государству и находятся в управлении ФГИ, производит высокостабильные особо точные микроминиатюрные герметичные реле весом от 2 граммов для спецтехники авиационной, аэрокосмической, ракетостроительной промышленности.
По его собственным данным, предприятие является монополистом в СНГ по производству слаботочных неполяризированных реле РПС 42 и РПС 43. Основную часть этой продукции завод экспортирует в Россию, заказчиками являются предприятия ОПК. Дозвониться на завод, расположенный на территории, контролируемой боевиками, не удалось.
ОАО «Топаз», расположенное в Донецке, входит в государственную акционерную холдинговую компанию «Топаз» (находится в управлении Минпромполитики). Завод производит комплексы радиоподавления линий и управления авиацией в диапазонах частот 100-400 МГц и 960-1215 Гц (типа «Лиман»), а также современные радиолокационные станции (типа «Кольчуга»). В системе раскрытия информации ГКЦБФР Smida предприятие не называет своих потребителей, поскольку единственный канал сбыта для него – ГП «Укрспецэкспорт» (сбытовое предприятие ГП «Укроборонпром»). Свыше 95% продукции завод отправляет на экспорт.
Холдинг «Топаз» был создан еще в 1996 году с целью создания замкнутого цикла разработки и производства современных образцов специальной радиоэлектронной техники. Помимо базового предприятия «Топаз», в холдинг входят ОАО «Специальное конструкторское бюро радиотехнических приборов» и ОАО «Гранит». Оба они тоже находятся в городе Донецке.
«Если подтвердится информация о том, что было действительно вывезено оборудование с донецкого завода «Топаз», то это ставит под угрозу целый цикл по производству средств радиоэлектронной разведки и радиоэлектронного противодействия», – предупреждает директор консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец.
К слову, информация о вывозе техники с «Топаза» появилась еще в июне. Тогда группа «Информационное сопротивление» сообщила о попытке вывоза террористами с завода новых комплексов радиоэлектронной борьбы (РЭБ) типа «Мандат». Комплексы обеспечивают активное радиоподавление линий связи на расстоянии до 60 км и являются эффективным оружием сдерживания. Позже в ГП «Укроборонпром» подтвердили эту информацию.
ЗАО «Луганский патронный завод» и Снежнянский машиностроительный – частные предприятия. Среди учредителей первого значится ЗАО «Бринкфорд» Давида Жвании. Он отказался комментировать Forbes ситуацию на заводе. Предприятие специализируется на выпуске боеприпасов для боевого и стрелкового оружия.
Снежнянский завод входит в ОАО «Мотор Сич» и задействован в цикле производства газотурбинных двигателей, специализируется на выпуске для них лопаток и дисков. Глава НС «Мотор Сичи» Анатолий Малыш опроверг Forbes информацию о демонтаже оборудования на заводе в городе Снежном.
Донецкий завод «Точмаш» выпускает продукцию сельхозмашиностроения, но в советское время работал преимущественно на оборонный комплекс. Специализация предприятия – гидравлическое оборудование, гидроцилиндры, трубопроводная арматура. Среди владельцев завода – фирмы, аффилированные с российскими структурами: АФК «Система» Владимира Евтушенкова и VAB Банк Олега Бахматюка.
Несмотря на всю «крамольность» факта разворовывания украинских заводов с задействованием автомобилей так называемого гуманитарного конвоя РФ, эксперты не спешат драматизировать ситуацию. «Хочу подчеркнуть, что, как утверждают руководители этих предприятий, еще раньше со всех этих заводов ими была вывезена вся важная финансовая и техническая информация», – объясняет Андрей Лысенко. Так что, по его словам, можно быть уверенными, что ключевая документация не попадет в руки врага.
Сергей Згурец видит в случившемся новые возможности для украинского ВПК. «Например, завод «Топаз» работал на базе старой, еще времен СССР, элементной базы, то есть эксплуатировал старые разработки. Если действительно произошло то, о чем говорят, это может стать толчком для создания новых образцов, возможно, уже в кооперации с европейскими компаниями», – отмечает эксперт.
Какие еще предприятия ВПК находятся на территории Луганской и Донецкой областей и потому находятся в зоне риска? Згурец упоминает Донецкий завод химических изделий, который входит в госконцерн «Укроборонпром». «Но к настоящему времени практически все производство с него уже перенесено на другие предприятия химической отрасли», – добавляет он.
Среди оставшихся госпредприятий оборонного комплекса в Луганской области – Луганский авиационный ремонтный завод (г. Луганск, захвачен террористами еще в июне), Химическое казенное объединение им. Г. И. Петровского (г. Красный Луч), Рубежанский казенный химический завод «Заря» (г. Рубежное). В Донецкой области – НИИ конструкционных материалов «Прометей» (г. Мариуполь), НИИ комплексной автоматизации, исследовательско-конструкторское бюро «Проминь» (оба – Донецк).
Неспокойная ситуация в Украине может стать предлогом, под которым в Россию перейдут самые интересные украинские мощности и из гражданского сектора – с согласия их владельцев. Которые либо сами являются представителями российского бизнеса, либо кровно заинтересованы в российском рынке.
Недавно такая информация появилась в отношении «Мотор Сичи»: представитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России сообщил, что владелец завода Вячеслав Богуслаев изучает возможность переноса сборочного производства в Россию или иную страну. Правда, сам Богуслаев позже опроверг эту информацию.
Но подобные подозрения только подкрепляются примерами других промпредприятий. Резонансной стала новость относительно переноса в Чебоксары мощностей Луганского машиностроительного завода – крупного предприятия области по производству горно-шахтного оборудования.
«Мы проехали по Ростовской области, посетили шесть предприятий, но там очень много беженцев. Тогда решено было ехать в центр России, в глубинку», – цитировали российские СМИ представителя завода Никиту Друзьева, который также рассказал, что оборудование пришлось вывозить буквально под артобстрелами.
Однако позже выяснилось, что речь идет не о «Луганском машиностроительном», а об ООО «Лугмаш 43». Завод производил в небольших объемах мелкие механические детали и узлы из стали и работал в основном на российский рынок. Совладелец предприятия Сергей Друзьев также является гражданином РФ.
Особое беспокойство вызывает судьба «Лугансктепловоза», который после длительной борьбы за актив в 2010 году повторно купил российский «Трансмашхолдинг». Уже после оформления покупки российского акционера обвинили в нежелании максимально локализировать на «Лугансктепловозе» сборку продукции, предназначенной для «Укрзализныци», отдавая приоритет российским активам группы (впрочем, заказ так и не был сделан).
Также долго не утихали слухи о том, что «Трансмашхолдинг» попытается уничтожить завод как конкурента своим предприятиям на территории РФ. Волнения на Востоке могли бы стать для инвестора хорошим поводом, чтобы перевезти оборудование когда-то уникального в СНГ предприятия по выпуску тепловозов в географически более удобную локацию.
Пока в «Трансмашхолдинге» наличие таких планов категорически отрицают. «Завод остановлен с начала августа, никаких планов по переносу мощностей нет», – сказал глава пресс-службы холдинга Артем Леденев. По его словам, на этот год предприятие имело рекордный объем заказов и план продаж, который составлял 19 млрд рублей (около $500 млн).
Екатерина Гребеник
По материалам: Forbes.ua
Поделиться новостью