Энергосистема Центральной Азии: от объединения к изоляции и обратно — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Энергосистема Центральной Азии: от объединения к изоляции и обратно

Энергетика
183
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) пытается начать диалог по водно-энергетическим вопросам в Центральной Азии. С этой целью в Душанбе создается Центр энергетической дипломатии. Структура обещает стать площадкой для поиска решений существующих проблем в регионе. А их здесь достаточно, если судить по заявлениям, которые прозвучали в ходе региональной конференции по обмену опытом в области энергетического сотрудничества, прошедшей в Душанбе 17 июня.
Площадка под крышей ОБСЕ
В 2015 году в Центральной Азии появится Центр энергетической дипломатии. Структура будет действовать в Душанбе и финансироваться ОБСЕ. Предполагается, что в работе центра будут участвовать все республики Центральной Азии. Как заявляют эксперты, новая площадка будет нацелена на преодоление разногласий между этими государствами в водно-энергетической сфере.
По оценкам аналитиков ПРООН, из-за неэффективного взаимодействия в этом секторе в совокупности страны региона ежегодно недополучают около двух миллиардов долларов. В случае налаживания сотрудничества, по прогнозам международных наблюдателей, выгоды от взаимодействия могут составить до 5 процентов прироста ВВП от регионального значения.
Сломанное кольцо и последствия дезинтеграции
Еще четверть века назад для многих жителей стран ЦА понятие “отсутствие света” было незнакомо. В регионе действовала объединенная энергосистема. Формула ее работы была проста. “К примеру, Таджикистан, имеющий переизбыток электроэнергии за счет гидроэлектростанций, летом снабжал ею соседей. Зимой же, когда уровень воды в реках падал, и выработка таджикских ГЭС сокращалась, партнеры приходили на выручку Душанбе”, – рассказывает представитель таджикского энергохолдинга “Барки Таджик” Угулой Ходжаева.
По ее словам, даже после распада СССР по инерции такая конструкция просуществовала целых 18 лет. Но в 2009 году энергокольцо лопнуло. Спустя пять лет в регионе можно подсчитать последствия энергетической дезинтеграции. “Таджикистан шесть месяцев в году живет при энергодефиците. Экономика оказывается в условиях отсутствия достаточной мощности и внешних источников получения света и тепла. Как результат – страна несет большие убытки”, – посетовала Ходжаева.
Она добавляет, что летом у Таджикистана другая проблема – страна не знает, что делать с излишками электроэнергии. Все дело в отсутствии покупателей. Только этой весной Таджикистан договорился с Киргизией о поставках электричества в объеме 600 миллионов кВт/ч до конца года по цене два цента за киловатт. “Еще порядка 800 миллионов страна экспортирует в Афганистан. Неиспользованный остаток в объеме более пяти миллиардов кВт/ч страна просто спустит, совершив сбросы воды”, – отметила Ходжаева.
Можно ли вновь объединиться?
По мнению специалистов, восстановление объединенной энергосистемы выгодно не только Душанбе, но и другим игрокам. Однако одного желания экспертов недостаточно. “Между энергетиками стран ЦА есть солидарность. Все восстановится, если примут решение на политическом уровне”, – говорит независимый аналитик Хамиджон Арифов.
Эксперт в области инфраструктурных проектов в ЦА из Бишкека Кубат Рахимов гипотетически допускает иной сценарий. Это вариант предполагает приход в регион стороннего игрока, который начнет скупку энергетических активов сразу нескольких стран ЦА, включая генерацию и распределение. “С одной стороны, это позволит снять напряженность между соседями. С другой стороны, выйти на формирование единого и рентабельного оптового рынка в регионе с учетом, в том числе Афганистана”, – полагает Рахимов. И добавляет, что теоретически транснациональными игроками могут выступить здесь либо Китай, либо Россия.
Преодолеть синдром
Международные эксперты объясняют ситуацию, когда соседние страны не хотят сотрудничать, синдромом постсоветского этапа развития независимых республик ЦА. По словам главы бюро ОБСЕ в Таджикистане Маркуса Мюллера, система распределения воды и энергии в регионе была выстроена с учетом концепции общего государства. Конструкция посыпалась, как только страны отделились и стали независимыми. “Каждый стал распределять ресурсы по своим правилам, и эти правила не всегда совпадали с позицией соседей”, – говорит Мюллер.
Он также полагает, что достижению компромиссов странами ЦА препятствуют политические проблемы. Правда, не уточняет какие именно. “Умелое управление водно-энергетическими ресурсами сблизило бы государства. На базе центра дипломатии важно будет не только говорить, но и предлагать решения, которые бы устроили всех”, – отмечает Мюллер.
Путь к самодостаточности
Центральноазиатские страны, как считают наблюдатели, фактически разделились на два лагеря. Так, Таджикистан и Киргизия, не имеющие источников углеводородов, стремятся к энергетической самодостаточности путем запуска новых гидроэнергоузлов.
Страны низовья трансграничных рек видят в этом угрозу для собственного сельского хозяйства, но вместе с тем не предлагают эффективных решений для преодоления энергокризиса зимой у соседей.
“Выход в различных вариациях напрашивается только один – воссоздание единого водно-энергетического баланса. Но для этого страны должны умерить желание преследовать только свои узкие интересы. Если Узбекистан и Казахстан против строительства крупных ГЭС в странах верховья, то они могли бы помочь этим государствам развивать станции, сжигающие местный уголь”, – считает Рахимов.
Галим Фасхутдинов
По материалам:
Deutsche Welle
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас