Отобрать и... утопить — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Отобрать и... утопить

Фондовый рынок
1147
Российские власти примеряются к судостроительным активам, размещенным в Крыму. На полуострове, в частности, расположены феодосийский завод «Море», керченский завод «Залив» и «Севастопольский морской завод». В апреле министр России по делам Крыма Олег Савельев рассказал журналистам, что представители российского бизнеса ведут переговоры «о покупке нескольких крымских предприятий». Поскольку овладеть частными компаниями с юридической точки зрения вряд ли получится, российские чиновники решили поискать «лазейки». «Основной упор идет на мнение работников этих предприятий. Они лучше знают все взаимоотношения, внутренние ниточки, связи в бизнесе. Мы ждем взвешенную, аргументированную позицию, которую нужно будет оценить, рассмотреть, и когда будет принято общее решение, мы уже будем действовать без оглядки», – ссылаясь на слова источника в структурах военно-промышленного комплекса (ВПК), сообщает российская газета «Взгляд».
“Но сейчас снова звучит «отбирательная» риторика. Так, самопровозглашенный и.о. губернатора Севастополя Сергей Меняйло заявил, что после проверки порядка приватизации и оценки собственности «Севморзавод» «станет российским предприятием, которое будет работать на пользу города».«Проверяем процесс приватизации завода – законно или незаконно. Директору «Севморзавода» на совещании я объявил, что гидротехнические сооружения – это не частная собственность, это собственность государства, на сегодняшний момент субъекта РФ Севастополя», – на днях заявил он.
А Владимир Константинов (главный исполнитель русского заказа по аннексии Крыма и параллельно ныне глава самопровозглашенного парламента Крыма) в интервью «Интерфаксу» высказал мнение о необходимости принять федеральный закон о противодействии терроризму, который позволит конфисковать крымские активы у украинских бизнесменов, участвующих в подготовке и финансировании силовой операции на Юго-Востоке страны. «США применяют в таких случаях антитеррористические законы, очень жесткие. Они касаются, в том числе, собственности приспешников террористов. Так и нам нужно принять законы, чтобы мы имели право в законном порядке, через судебных приставов конфисковать имущество у тех, кто занимается геноцидом мирных жителей», – сказал он.
Но как бы ни стелили, итог всех этих «заигрываний» понятен – взять в шоры предприятия судостроительной промышленности в Крыму.
«В России не хватает и квалифицированных кадров. Так что и здесь они хотят воспользоваться украинским ресурсом – трудовым. Уже в мае Крым посетила делегация управления кадров “Северного машиностроительного предприятия”, которая провела ряд встреч с представителями судостроительных предприятий, училищ и центров занятости населения городов. Северодвинские кадровики побывали на заводах Керчи, Феодосии и Севастополя, чтобы изучить возможность привлечения дополнительной рабочей силы (сборщиков, токарей, сварщиков) на «Севмаш». Отмечалось, что для реализации программы гособоронзаказа до конца года только по основным специальностям нужно набрать около 1300 человек, и их ищут далеко за пределами Архангельской области».
Директор департамента международного налогового планирования юридической компании ICF Наталья Ульянова считает, что силой активы у крупных украинских бизнесменов Россия отбирать все же не будет. Международное законодательство не позволяет так просто отбирать частную собственность. Вероятно, будет стремиться решить вопрос через суды, доказывая, что предприятие было когда-то приватизировано с нарушением законодательства. Ведь любая экспертиза, в том числе законности сделки, требует постановления суда.
«Если проанализировать действия и заявления российских властей, то видно, что она стремится убедить мировую общественность и своих же соотечественников в легитимности своих действий. Когда были захвачены украинские корабли в Крыму весной, российские эксперты, политики и журналисты стали активно обсуждать, как можно использовать флот: какие единицы более современные и в хорошем состоянии, а какие лучше списать. Это продолжалось до тех пор, пока в СМИ не появился вывод: если войны не было, корабли не считаются трофеями, их в любом иностранном порту арестуют и потребуют вернуть Украине. После этого Россия начала возвращать корабли Украине», – делится наблюдениями Ульянова.
Применение же в России данной практики конфискации имущества в «помощников террористов» вполне вероятно уже в обозримом будущем. В мае президент РФ Владимир Путин подписал закон, ужесточающий уголовную и административную ответственность за преступления террористической, экстремистской направленности. И организация финансирования терроризма наказывается лишением свободы на срок от 15 до 20 лет. В стране также ужесточается законодательство, касающееся борьбы с коррупцией и офшорами. Упор делается на уголовную ответственность. Например, планируется ввести уголовную ответственность за международное налоговое планирование и использование нерезидентных компаний, причем очень сложно доказать даже то, что это настоящий контрагент, а не фирма для минимизации налогов.
Но здесь все опять же упирается в потребность это доказать. Путин и сам отметает обвинения в том, что Россия способствует сепаратистам на Востоке Украины. Он заявил иностранным журналистам, что если США говорят о существующих доказательствах, то пусть их предъявят. То же самое могут потребовать и от самой России.
Интерес РФ непосредственно к судостроительным активам объясняется нехваткой собственных производственных мощностей. Владимир Путин отмечал, что с точки зрения судостроения и судоремонта, в Крыму очень хороший потенциал. В Кремле же давно решили существенно увеличить военный флот, и Государственной программой вооружения до 2020 года было предусмотрено сооружение 24 субмарин, 54 надводных кораблей различных классов, 96 специальных и вспомогательных судов. Строительство новых кораблей обойдется в более чем 2,5 триллиона рублей. При этом российское правительство неоднократно отмечало, что есть проблемы с выполнением этой программы (в причинах еще стоит покопаться подробнее!). В прошлом году российский президент критиковал за «проблемы со сроками и качеством выполнения заказов» Объединенную судостроительную корпорацию, на которую выделено «серьезные финансовые, производственные, интеллектуальные ресурсы». Путин говорил, что строительство и передача Военно-морскому флоту ряда атомных подводных лодок и надводных кораблей затягивается неоправданно. Что ж, не торопятся в России использовать по назначению имеющиеся у них мощности!
Итак, как говорил классик, главный вопрос – быть или не быть, в данном случае, украинским судостроительным предприятиям с таким подходом агрессора? Рассчитывать на выгодные заказы крымским судостроительным заводам не стоит, считает президент ассоциации судостроителей «Укрсуднопром» Виктор Лисицкий. В разговоре с «Днем» он высказал свои опасения относительно того, что Россия «украинское судостроение в Крыму просто потопит». «Мне очень не хочется в это верить, но это очень вероятный вариант», – отметил он.
Андрей Муравский
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас