Евротрясение: чего ожидать Украине от праворадикалов в Европе — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Евротрясение: чего ожидать Украине от праворадикалов в Европе

Казна и Политика
986
За несколько дней до начала выборов в Европейский парламент, которые прошли в 28 странах Евросоюза с 22 по 25 мая 2014 года, один из претендентов на пост главы Еврокомиссии Мартин Шульц сказал, что это голосование покажет, смогла ли Европа справиться с несколькими проблемами. И будет ли развиваться дальше или наоборот откатится назад в дебри популистских дебатов и громких лозунгов, без конкретного наполнения.
Итоги голосования показали, что европейские функционеры смогли справиться, по крайней мере, с одной задачей — заставить население прийти на избирательные участки. В этот раз явка не была рекордной, но составила приемлемые 43%. В будущем это даст возможность политикам говорить, что выборы состоялись, так как нет определенного порога явки, и новый парламент будет представлять большинство населения Европы. А главное апатия, которая постоянно росла за последние выборы немного отступила. До этого явка на всеобщих выборах падала от раза к разу минимум на 3%, в этот раз, интерес избирателей удалось удержать. В прошлый раз в 2009 году к урнам пришло также 43% европейцев.
С другими задачами все оказалось намного сложнее. В большинстве стран больше всего голосов набрали праворадикальные партии, которые выступают за приостановку евроинтеграции и возвращения значительной части полномочий национальным правительствам. Но эти политические силы все равно не получат большинства или даже значительного представительства в Европарламенте.
“В этом сила европейской бюрократии. Результаты всех стран плюсуются. А правящие Народная партия или Социал-демократы выступают единым фронтом во всех государствах. А радикалы разрозненны и не готовы к борьбе”, — рассказал Delo.UA Майкл Реттиг из аналитического Института Брукингса. В итоге, по предварительным данным, две главные партии получат более 400 мест из 750. Остальные вряд ли смогут сформировать достаточно мощные фракции, чтобы противостоять им. Но популистам этого и не нужно, они получили трибуну для того, чтобы критиковать власть на уровне всего континента.
И это подводит европейских политиков к третьей проблеме, с которой они пока не справились — это создание эффективной системы управления союзом, которая превратила бы его в мощное экономическое и политическое сообщество. Но пока рост ВВП Еврозоны в первом квартале составил только 0,3%, на фоне роста валового продукта остальных развитых стран не менее чем на 1,5%. В политическом плане, выборы, а также следующие за ними дни показали, что пока Брюссель не может наладить систему реагирования на внешние вызовы, такие как Арабская весна или кризис в Украине.
Готовы поддержать
“В последние годы к выборам в Европарламент относились, в общем, равнодушно. Им не хватало напряженности национальных кампаний. А главные должности распределялись в ходе тайных переговоров между партийными боссами”, — поясняет Тери Миллер из Фонда “Наследие”. Так было и в 2009-м, когда экономический кризис еще не успел захватить Евросоюз, а проблема суверенных долгов только маячила на горизонте. Тогда европейцы и не подозревали, что уже скоро им нужно будет выплатить одним только грекам сотни миллиардов евро (к февралю 2014-го размер помощи Греции достиг 240 млрд евро). А все проблемные страны ЕС уже поглотили более 350 млрд евро. Потому тогда активность избирателей была очень слабой. Эксперты даже ожидали, что в 2014 году явка упадет ниже 40%, и тогда нужно будет придумывать аргументы, чтобы оправдать легитимность новоизбранного парламента.
Но кризис опять заставил избирателей заинтересоваться политикой. “Рядовые голландцы или венгры решили спросить себя, зачем им вообще такой проект как ЕС. Не проще ли свернуть его. Многие захотели узнать какой депутат представляет их страну в Европарламенте”, — говорит старший аналитик European Centre for International Political Economy Фредерик Эрикссон. И тут столкнулись две противоположные тенденции — с одной стороны граждане северной Европы не хотели платить за просчеты государств юга, а с другой жители Средиземноморья не понимали, почему они должны урезать свои зарплаты и пенсии в угоду Берлину или Парижу. И все они обращали свои претензии к Брюсселю, который должен был выступить арбитром в их споре, но не смог даже наладить нормального диалога между ними.
Потому в этом году европейцы пришли на избирательные участки, но принесли с собой они скорее гнев, чем надежду. Гнев на полное бездействие более 10 тысяч европейских чиновников, которые в последние годы активно выясняли стоит ли им проводить заседания парламента в Брюсселе и в Страсбурге попеременно, тратя на все переезды в год не менее 200 млн евро, или остановиться таки на одном городе.
Популисты впереди
Потому не удивительно, что по итогам голосования популистские и радикальные партии получат, как минимум, четверть мест.
Особенно тяжелым оказалось поражение правящих партий во Франции. Страна, которую многие ассоциируют с зарождением самой идеи ЕС, отдала 25% голосов за националистический Народный Фронт Марин Ле Пен. Хотя если присмотреться, в этом нет ничего удивительного — экономика Франции в последние годы все больше стагнирует, за 2013 год ВВП страны упал на 0,1%. Даже на фоне неутешительных данных Еврозоны Париж выглядит хуже всех. Это подтачивает и так невысокий рейтинг президента-социалиста Франсуа Олланда (в конце 2013-го ему доверяли только 14% французов). И все больше жителей страны говорят о том, что Германия оттеснила Францию от управления союзом и сделала младшим партнером в этой сфере. А Народный фронт обещает побороть бедность и ограничить миграцию, сделать Францию опять сильной и это нравится людям.
Интересно, что раньше такие лидеры как Ле Пенн не могли существенно влиять на политику всей Европы. “Их воспринимали, как неопасных радикалов, которые выпускали пар из общества. Теперь Народный Фронт стал третьей по силе партией во Франции и может побороться за пост президента в 2017 году”, — говорит Питер Павлак из European Union Institute for Security Studies.
Другой большой страной, которая поверила евроскептикам, стала Великобритания. Но тут все более понятно — рейтинги консервативного правительства Дэвида Кэмерона падают и англичане больше верят Найджелу Фараджу из партии Независимости Великобритании. Этот политик, который впервые в XXI веке смог потеснить позиции консерваторов и лейбористов, обещает вернуть часть полномочий в Британию. И поставить вопрос о выходе из союза на референдум. В итоге, он заработал 27% голосов избирателей и большую часть британских мест в Европарламенте.
Радикалы также получили больше всего голосов в Италии, Венгрии, Греции, Финляндии и Нидерландах. Даже в Германии, где большая часть населения довольна политикой Ангелы Меркель, партия “Альтернатива для Германии” набрала 7%.
Каким он будет
Новый Европарламент, по мнению Тери Миллера станет более разрозненным и бесполезным. Главные партии могут получить большинство, только объединившись, а этого не случалось за всю историю союза. Максимум, что возможно — это ситуативные договоренности по важным вопросам. Наверное, так и будет с назначением глав Европейского Совета и Еврокомиссии. Но и там через несколько дней после выборов начались разногласия. Так, кандидат в еврокомиссары от Народной партии Жан Клод Юнкер, внезапно лишился поддержки немецких социал-демократов. Хотя до выборов Ангела Меркель обещала содействовать его выдвижению.
Скорее всего, имя нового главы Еврокомисии мы узнаем только к 17 июля, когда заканчивается срок подачи его кандидатуры в Европарламент. Потом он будет формировать состав комиссии и в новом обличии она соберется не ранее осени. Понятно, что до этого принимать важные решения никто не станет. Фредерик Эриксон вообще считает, что теперь принятие законов будет делом непростым. Хотя сейчас ЕС должен в краткие сроки решить выделять ли Греции следующие 20 млрд евро помощи и как заставить страны соблюдать условия, по которым дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП. Главной причиной этого станут радикалы, которые пришли туда, чтобы критиковать власть.
Примерно тоже будет и с внешней политикой. Она рискует стать слишком осторожной и слабой. “Сейчас Россия навязывает ЕС конкуренцию за контроль над Восточной Европой и пока попытки ответить Москве очень слабые”, — говорит Майкл Реттиг. Даже в обсуждении кандидатуры нового комиссара по внешней политике нет единства — фаворит этой гонки министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, в последнее время теряет позиции из-за своей жесткой линии относительно России.
Потому вряд ли стоит рассчитывать в ближайшее время на усиление европейского давления на Россию или важные шаги по отношению к Украине. Конечно, правящие партии не захотят оставлять Киев беззащитным перед Москвой. Но им предстоит преодолеть сопротивление популистов, которые считают, что сейчас не стоит ввязываться в опасные авантюры, а не плохо бы разобраться с полномочиями центра и национальных правительств у себя дома.
Андрей Павлов
По материалам:
Діло
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас