Торговля уходит из Крыма в Одессу: но вернется ли она обратно?


Торговля уходит из Крыма в Одессу: но вернется ли она обратно?

Сегодня вступил в силу запрет на вывоз продуктов из Крыма. Министерство аграрной политики и продовольствия Крыма в конце прошлой недели объявило об этом решении, мотивируя его благой целью – обеспечением продовольственной безопасности.

Попытки решить продуктовые вопрос

Запрет коснется продовольственной пшеницы (3, 4, 5 класса), муки, подсолнечного масла, сахара, гречневой крупы, яиц, этилового спирта, мяса и мясопродуктов (свежих, охлажденных и замороженных). Кроме того, с полуострова запретят вывозить молоко и молочные продукты, колбасные изделия, а также мясные изделия и консервы.

Крымские власти решили, что резкий скачок цен на полуострове связан с тем, что россияне начали активно скупать более дешевые по российским меркам товары в Крыму с тем, чтобы перепродавать их на материковой части Российской Федерации. В результате крымчане почувствовали значительный рост цен. Такая логика и продиктовала Минагрополитики решение ограничить вывоз продуктов питания.

“Превышение цен на отдельные виды продтоваров в Крыму по сравнению с Украиной объясняется рядом объективных причин”, – заявили в пресс-службе министерства. По мнению правительства, потребность жителей Крыма в отдельных продуктах питания из-за отсутствия их производства на территории Крыма по-прежнему заполняется завозом в основном из регионов Украины. Однако логистика доставки продтоваров несет дополнительную ценовую нагрузку.

“Кроме того, необходимо учитывать, что в Республике Крым началось поэтапное повышение пенсий и зарплат. Ожидается, что доходы жителей полуострова поднимутся до среднероссийского уровня” – пытаются успокоить крымчан в ведомстве.

При этом в Минэкономики заявили, что цены на 11 социально значимых продуктов питания (хлеб из муки пшеничной, хлеб ржано-пшеничный, говядина, сало, колбаса вареная, молоко , масло сливочное, сыр, сметана, капуста и свекла) в Крыму ниже среднеукраинских показателей.

Две недели назад министр по делам Крыма РФ Олег Савельев признал: если украинские ритейлеры уйдут из Крыма и их место займут российские, в магазинах резко вырастут цены.
“Тотальный приход наших компаний просто приведет к заметному повышению цен, что мы уже наблюдаем по некоторым позициям”, – сказал чиновник. Он призвал крымскую власть по максимуму сохранить торговые связи с Украиной.

Вместе с тем Одесса взяла на себя большую часть товаропотока из Крыма: Госкомстат зафиксировал значительный прирост экспорта товаров в Одесской области за первый квартал – он увеличился на 41,6%. При этом импорт упал на 23%. Портовики говорят, что Одесса перетянула на себя крымский грузопоток. Также на руку континентальным портам сыграл большой урожай зерновых. Частично крымский грузопоток переориентируется и на порты Николаева, Азовские порты и Херсонский МТП – особенно в части перевалки зерна, которое ближе везти в эти порты.

Все что ни делается – к лучшему

Переориентация торговых потоков на Одессу – естественный и позитивный процесс, а запрет на вывоз продуктов в первую очередь ударит по самому же Крыму, убежден директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин.

“Дело в том, что даже в таких сферах, как отдых и туризм, Одесса, Херсонская область вполне смогут поспорить с теми традиционными потоками отдыхающих, которые были ранее в Крыму. Сейчас нужно исходить из того, что хотим мы или не хотим, но Крым – это оккупированная территория, отделенная от Украины. И, к сожалению, в ближайшее время инструменты, которыми будет восстанавливаться экономическое сотрудничество, не определены. Также надо понимать, что бизнес не будет бегать с места на место. Если сейчас предприниматели сориентируются на Одесскую область, то потом, даже если произойдут какие-то изменения, не будут быстро бежать на какое-то условно говоря старое место. Поэтому очень большое значение для бизнеса имеет то, что называется доверие, стабильность. Поэтому даже если какие-то изменения будут происходить, то тот бизнес, который переориентируется на Одессу и другие южные области Украине, не будет куда-то возвращаться”, – считает эксперт.

Оккупация приводит и к тому, что значительная часть бизнеса может не признаваться мировым сообществом, международными торговыми институтами. “А это значит, что возможности для развития бизнеса совсем не такие, какими они могли быть в обычных условиях. Поэтому как раз наоборот, уместно было бы найти механизмы, которые бы помогли и посодействовали тем бизнесам, в том числе и туристическим, которые хотят развиваться в южных областях Украины, помочь им быстрее становиться на ноги, включиться в инфраструктуру, получать положительные результаты. Переориентацию торговых потоков или сферы предоставления услуг нужно приветствовать”, – добавил Юрчишин.

Запрет же на вывоз продуктов из Крыма прежде сильно скажется на экономике Крыма. “Российский рынок вряд ли сможет перехватить на себя те потоки, которые раньше шли в Украину, в том числе и за счет сложностей доставки, и за счет гораздо более сложных процедур, и кроме того, конкуренции, которую предстоит выдержать предприятиям, которые хотят зайти на российские рынки. А это намного сложнее и потребует средств. Такие ограничения якобы делаются для того, чтобы сохранить продукты в Крыму, для местного населения, но на самом деле это только ухудшит ситуацию. Рынки сбыта и уровень спроса-предложения – это довольно сложные процедурные работы, связанные и с инфраструктурой, и с логистикой, и со связями с поставщиками, поэтому больше всего и скорее всего проиграют крымские производители”, – подытожил эксперт.

Основным препятствием для товаропотока в Крыму является неопределенный статс полуострова, считает аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.

“На сегодняшний день международные компании, которые страхуют грузоперевозки, которые идут через порты, в том числе, через крымские, не понимают, каков юридический статус Крыма на сегодняшний день. Соответственно, это не входит в страховые случаи и на сегодняшний день ожидать, что Крым сможет за счет каких-то грузопотоков восстановить все объемы, которые были, пока не стоит. Мы можем посмотреть на пример оккупированной Турцией части Кипра. Они не работают ни с кем, кроме самой Турции, и обычно потоки там очень незначительные”, – сравнил Жолудь.

Возвращение товаропотоков на прежний уровень будет зависеть в первую очередь от того, насколько выгодным будет каждый из маршрутов. “Например, один из больших плюсов для Мариупольского металлургического завода для транспортировки через Крым было то, что транспортное плечо было гораздо меньше. И сейчас у него (завода – ред.) будут большие проблемы с транспортировкой через Одессу. Так же как и для некоторых других украинских металлургических заводов. Однако для других это могут быть примерно одинаковые расходы и обратно в Крым они могут и не вернуться”, – рассказал аналитик.

Первыми ласточками, которые свидетельствуют о том, что отрезанность Крыма от всего мира явно вредит развитию региона, является закрытие “Феодосийского морского торгового порта” и “Евпаторийского морского порта”. По данным группы “Информационное Сопротивление”, это в первую очередь связано с тем, что после аннексии Крыма они прекратили перевалку нефтепродуктов, металлопроката, глины, песка, товаров народного потребления. Говорят, от дурной головы и ногам горе. Но получается, что от плохого хозяйствования местной власти – плохо крымчанам.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Какое будущее ожидает Крым?
Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua