Какое будущее ждет Киев - с таким скудным городским бюджетом?
В мае КГГА сообщила, что фактический бюджет Киева уменьшился в два раза, по сравнению с бюджетами предыдущих лет, которые формировались на уровне 25 миллиардов гривен. Глава администрации Владимир Бондаренко считает, что причиной тому является бездействие в направлении его наполнения. Чем грозит такая нехватка средств?
Самый маленький за последние 7 лет бюджет
“Бюджет Киева был 20 млрд. грн., теперь – 18 млрд. грн. Из этих восемнадцати 3 млрд. грн. не покрываются ничем – то есть, это уже 15 млрд. И 2,6 млрд нужно отдать за долги предыдущих лет, потому что у нас 20-ти миллиардный кредит и 10 миллиардов прибыли. Из этих десяти надо еще больше двух миллиардов вернуть и заплатить по процентам за кредит. Такого минимального бюджета не было еще за последние 5-7 лет”, – заявил во время пресс-конференции председатель наблюдательного совета “Киевской муниципальной ассамблеи”, эксперт по вопросам местного самоуправления Иван Салий. По его мнению, новые ссуды будут только увеличивать долговую дыру.
Главная опасность, которую несет за собой тотальное безденежье – остановка всех ремонтных и строительных работ. Для сравнения, строительные работы в столице в 2013 году уменьшились на 21% – почти четверть. И в этом году спад продолжается – к снижению предыдущего года добавился спад еще на -5,7%, рассказал Салий.
“Промышленное строительство в Киеве в прошлом году уменьшилось почти на 10%. В этом году оно упало еще на 11%, в дополнение к тем минус десяти. Так мы скоро придем к нулю. Норматив ремонта дорог достигал запланированного уровня лишь раз – в 2007 году. На 2014 год предусматривалось финансирование дорожного строительства гораздо хуже, чем даже в предыдущем году. Поэтому когда будет факт по 2014 году – эти цифры вовсе будут близки к нулю. Для того же моста метро на Троещину нужен миллиард в год, выделено было 7,5 млн грн. плюс 140 тыс. А нужен же миллиард”, – отметил Салий.
Также в Киеве прекратили строить новые дороги, добавил эксперт. “Текущий ремонт дорог также никогда не поддерживался хотя бы близко к запланированным нормативам. Если мы не ремонтируем и не поддерживаем то, что есть – то есть ямы и ситуацию, когда асфальт с нормативом использования 10 лет эксплуатируется без ремонта 25-30 лет”, – заявил он.
По тем же финансовым причинам строительство Почтовой площади, Воскресенско-Подольского мостового перехода и реконструкция проспекта Победы в столице в этом году закончены не будут. “Последние годы вышло так, что все средства централизуются и потом их надо выпрашивать. Ранее у Азарова (бывшего премьер-министра Украины – ред.) просили деньги на развязку на Почтовой, а все эти средства должны быть в Киеве. А таких средств в Киеве нет”, – отметил Салий. Не лучше обстоят дела и с другими инфраструктурными проектами, такими как строительство метро на Троещину.
Выжать по максимуму
Однако, маленьких ходов для наполнения городского бюджета более чем достаточно, ведь транспортная отрасль обладает одним значительным ресурсом – землями дорожного фонда. К ним относятся земли, предоставленные в пользование под проезжую часть, обочины, земельное полотно, декоративное озеленение, резервы, кюветы, мосты, тоннели, транспортные развязки, водопропускные сооружения, подпорные стенки, полосы отвода и расположенные в их пределах другие дорожные сооружения и оборудования.
- Парковка. В Киеве парковки размещены на проезжей части или на тротуарах, да где угодно. “Моя позиция такова – всю эту систему парковки передать на баланс управления “Киевавтодора”, поставить доходы в 10 раз больше, и на эти доходы делать “карманы”, места для парковки и т.д. Это будет серьезная доходная отрасль. Потому что когда эти средства собирают и централизуют, их потом никто толком и не видит. Также парковки надо сделать безналичными, чтобы деньги никто и в руки не брал – ввести систему похожую на годовой проездной. Это сразу пополнило бы возможности Автодора”, – убежден Салий.
- Реклама. Подавляющее большинство рекламы находится на придорожных участках. “Если мы отдадим рекламу в подчинение “Киевавтодору”, и право на выдачу разрешения размещения рекламы у дорог будет иметь именно он, а не коррумпированная структура “Киевархитектуры” (Департамента градостроительства и архитектуры Киевской городской государственной администрации – ред.), то это сразу оживило бы дорожное строительство”, – считает он.
Подобных вариантов для наполнения бюджета Киева есть еще достаточно, добавляет эксперт. “И они не требуют больших усилий – для этого не нужно менять законы в Верховной Раде. Все это в компетенции киевской власти. Такие меры могут добавить 25-30% дополнительно в бюджет столицы – а это серьезная сумма”, – подвел итоги Салий.
Умная концепция для Киева
Для дальнейшего развития города и решения транспортных проблем столицы нужно внедрять концепцию “smart city” (умного города) и запускать электротранспорт, считают эксперт Фонда «Сокращение рисков» по вопросам кадровой политики Андрей Юхимец и эксперт по электротранспорту Арсений Абдураимов. Главными критериями для внедрения такой концепции является использование информационных технологий, высокий профессиональный уровень кадров, работающих в управлении городом и прозрачность и подотчетность.
“При умелом внедрении такой концепции в управлении городом, одного сотрудника будет достаточно, чтобы заменить 20-30 человек. Проблема, которая сейчас существует – это проблема кадров. И стоят такие технологии тоже очень недешево. Но они окупаются в таком городе, как Киев, в течение 5 лет”, – рассказал Андрей Юхимец. Например, для управления или отключения светофоров не будет необходимости в выезде сотрудника ГАИ на место. Такие операции можно будет осуществлять с компьютерного центра.
Если сравнить цены на электроэнергию в Европе, России и Украине, то последняя от запуска электротранспорта выиграет больше: здесь его использование в 8 раз эффективнее, чем использование транспорта на дизельном топливе. Для успешного функционирования такого проекта не хватает электрозарядных станций. “Запуск проекта позволит в разы снизить не только расходы на содержание муниципального транспорта, но и уровень загрязнения в городе”, – пояснил Арсений Абдураимов. 86% от загрязнения атмосферы Киева приходится именно на выхлопные газы автомобилей. Пока же в Киеве зарегистрировано лишь 70 электромобилей.
Внедрение концепции “smart city “ однозначно потребует огромных инвестиций. Однако, за последний год их количество резко сократилось “Когда мы говорим одно, а делаем совсем другое, конечно, инвестор нам потом не верит”, – объясняет такую ситуацию Салий. Поэтому, пока кажется, что “умным городом” Киев станет не скоро.
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью