Ужас пойдет на спад — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Ужас пойдет на спад

Энергетика
2024
Иначе как ужасом цены на украинских бензоколонках назвать нельзя. Даже те, кто профессионально работает в этой области, спокойно на это смотреть не могут. Если потребитель за последние несколько недель увидел 13, 14, 15 грн за литр бензина А-95, то у оптовиков перед глазами пронеслись доселе невиданные 17, 18 и 20 тыс. грн за тонну.
Штурмует новые высоты и дизельное топливо, которому дополнительный стимул к росту придало повышение с апреля вдвое ставок акцизного сбора. Причина, по-прежнему, одна – девальвационная, которая бьет прямой наводкой по импорту. Но сейчас всех больше интересует другой вопрос: вернутся ли цены на прежний уровень, если ситуация на валютном рынке изменится, то есть стабилизируется?
“Мы перестали поставлять после того, как доллар перевалил через 12 грн, – говорит один из небольших оптовых трейдеров. – Но еще раньше, когда цена на солярку достигла 13 грн/л, перестали покупать аграрии”.
В условиях валютного ралли работа продавцов импортного топлива потеряла смысл: при продаже с неплохой гривневой маржой ее впоследствии не хватало даже на приобретение валюты для очередной поставки аналогичного объема топлива. “Сидим теперь, ждем”, – описывает поставщик текущее занятие абсолютного большинства оптовиков.
Немного лучше ситуация у крупных компаний, которые сами являются импортерами ресурса. Они видят всю цепочку и, соответственно, имеют возможность оперативно корректировать (в нашем случае – повышать) цены. При этом в условиях большой конкуренции в рознице и описанного снижения количества предложений в опте именно в оптовом звене сегодня формируется вся прибыль. Это проиллюстрировано тем, что уже скоро месяц, как оптовые цены превышают розничные. Для тех станций, у которых нет прямых поставок, это означает одно – каждый проданный литр приносит новые убытки.
Между тем в Антимонопольном комитете Украины считают иначе. Ведомство призвало крупнейших игроков рынка привести цены в соответствие с рыночными, обвинив торговцев в завышении цены на 1 грн/л. Это заявление пополнило список подобных непродуманных шагов, которыми так изобилуют решение чиновников разных рангов. В условиях, когда трейдеры массово отказываются от дальнейших поставок, перспектива претензий со стороны АМКУ может дополнительно проредить ряды тех немногих, кто остался.
В связи с валютным и вообще экономическим кризисом система обеспечения рынка топливом начала давать сбои. Например, поставки бензина в первом квартале 2014 г. оказались ниже прошлогоднего уровня на 15%, дизельного топлива – на 12,5%. При этом реальная картина еще хуже: в марте поставки дизтоплива снизились на 20% (бензина – на 11%). Итак, сравнительно спокойный квартальный результат обусловлен накоплением объемов зимой, которые с активизацией весеннего спроса начали активно вымываться. Посевная проходит фактически на грани, хотя повышение цен на топливо очевидно подкорректировало объем работ и, естественно, не в лучшую сторону.
При таких условиях придумывать новые “страшилки” в виде заявлений АМКУ очень опасно. Тем более, что диагностирование ценообразования на топливном рынке может провести даже любитель, не говоря уже о “зубрах” из Антимонопольного комитета. Как неоднократно отмечалось ранее, через полную зависимость от импорта энергоносителей, а также номинирование акцизов на нефтепродукты в евро бензин и дизельное топливо в Украине является на 90% валютным товаром. (Остаток в 10% приходится на логистику, эксплуатационные затраты АЗС и прибыль.) Поэтому сопоставление цен на топливо в валюте в этом случае правильное и показательное.
За 2013 г. стоимость бензина А-95 в среднем составляла 1,33 долл./л, дизтоплива – 1,24 долл./л. Тогда как в прошлом марте этот показатель для А-95 и ДТ составил 1,23 и 1,11 долл./л соответственно. В апреле цены уже не успевали по курсу: за 15 дней апреля цена на бензин равнялась 1,14, на дизтопливо – 1,09 долл./л. Учтем также, что в апреле был увеличен акцизный сбор на дизтопливо, который добавил к каждому литру 0,07 долл. (в Украине акциз установлен в евро). Иными словами, при сохранении межбанковского курса 13 грн за доллар стоимость бензина А-95 достигла бы 17,30 грн/л, дизтоплива – 17,0 грн/л.
Накануне Пасхи валютный курс пошел вниз, потеряв две-три гривни за несколько дней. Многие начали выдыхать. “Чем литр дороже, тем труднее его продать, тем меньше клиентов. А доход на литре фиксированный, – говорит руководитель сети “КЛО” Вячеслав Стешенко. – Высокая цена невыгодна никому, ни потребителю, ни нам, ни правительству”. Он считает, что нормализация обстановки на валютном рынке неизбежно повлияет на цены. Такого же мнения придерживаются и другие опрошенные участники рынка. Однако, кроме самого значения курса, важны стабильность, прогнозируемость и уверенность. С этим пока трудно. Как нет и уверенности в стабильности цен на нефть, которые в апреле напомнили о своем умении расти.
*Юрий Шило, заместитель генерального директора ООО Надежда
“На стоимость топлива в основном влияет ценовая котировка на внешних рынках и курс валюты. Увеличивался не только курс, также на 50 долл. увеличилась входная цена. На сегодня сложилась ситуация, при которой оптовые цены выше розничных. Первым на снижение курса должен отреагировать опт. При таком сценарии розничные цены, скорее всего, какое-то время будут оставаться в рамках существующего диапазона. В случае дальнейшего снижения оптовых цен будет меняться и розничная стоимость нефтепродуктов”.
*Елена Хилиенко, генеральный директор сети АЗС Параллель
“Мы делаем все возможное, чтобы сдержать рост цен на нефтепродукты, которые мы реализуем, настолько, насколько это возможно в нынешних экономических условиях. Сегодня на нашу ценовую политику влияет ряд негативных факторов, главный из которых – рост курса доллара и евро, так как наша компания закупает нефтепродукты у европейских производителей за валюту. С начала января 2014 г. стоимость доллара выросла с 8,23 до рекордных 13 грн. Кроме того, котировки нефтепродуктов на мировом рынке в 2014 г. тоже показывали рост. Усилилась и налоговая нагрузка на топливо, частности, с 1 апреля были повышены ставки акциза на дизельное топливо Евро-5 с 46 до 98 евро/т, а также экологического сбора, введен дополнительный сбор на осуществление валютных операций. Все эти факторы привели к подорожанию топлива, которое мы наблюдаем сегодня.
Мы искренне разделяем обеспокоенность потребителей и так же, как и они, заинтересованы в скорейшей стабилизации ситуации с ценами на нефтепродукты. Мы готовы вернуть цены на стелах своих АЗС на прежние позиции, как только на рынке появятся для этого хоть какие-то экономические предпосылки”.
Комментарий сети АЗС WOG:
“Наша компания в полной мере разделяет обеспокоенность населения ростом цен на нефтепродукты. В свою очередь, мы хотим объяснить причины повышения стоимости горючего.
Сеть АЗК WOG покупает для своих клиентов нефтепродукты европейского качества только за рубежом. Поэтому на цену топлива влияют курс валюты и налоги. За последние три месяца курс доллара вырос почти на 4 грн (с 8 до 12 грн). Кроме этого, с 1 апреля почти вдвое был увеличен акцизный налог на дизельное топливо, из-за чего оно должно вырасти в цене еще на 65-70 коп. (за литр топлива).
Одновременно компания WOG повысила стоимость бензина не на рыночные 4, а лишь на 3 грн, а дизельного топлива – не на 5, а только 4 грн. Мы не заинтересованы в росте стоимости нефтепродуктов и первыми готовы снизить цены, как только начнет снижаться курс доллара”.
Сергей Куюн
По материалам:
Дзеркало Тижня
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас