Погружение в неизвестность — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Погружение в неизвестность

Энергетика
736
Нефтеперерабатывающая отрасль страны продолжает свое свободное падение. В 2013 г. объемы производства вновь снизились и, похоже, достигли дна. Загрузка тех мощностей, которые что-то перерабатывали, составляла 25%. Доля внутренних производителей нефтепродуктов на внутреннем рынке снизилась до 20%. Печальным является то, что света в конце тоннеля не видно, его могли бы зажечь инвестиции, но их нет. Это автоматически означает, что отставание от конкурентов и просто требований времени увеличивается и грозит стать непреодолимым.
Украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в 2013 г. сократили переработку нефтяного сырья на 13,6% по сравнению с 2012-м, до 3,38 млн т. Чтобы почувствовать глубину падения, достаточно сказать, что десять лет назад, в 2004-м, был зафиксирован максимум в новейшей истории украинской нефтепереработки – 20 млн т (см. рис. 1).
Для “достижения” результата 2013 г. всем пришлось тяжело и долго работать – и владельцам украинских НПЗ, и их зарубежным конкурентам. И особых успехов в этом достигло украинское правительство, которое по праву можно считать главным могильщиком области. Отсутствие четкой линии развития когда-то мощной индустрии, рейдерство, игнорирование и даже попустительство чиновниками росту теневого рынка – вот короткий рецепт умерщвления украинской нефтепереработки.
О мертвых и живых
В 2013 г. работало три из семи предприятий отрасли – ОАО “Укртатнафта” (Кременчуг), Одесский НПЗ (принадлежит группе СЕПЕК) и Шебелинский газоперерабатывающий завод (ГПЗ, ОАО “Укргаздобыча”).
Однако сначала о тех, кто нас оставил, похоже, навсегда. Это Дрогобычский и Надворнянский заводы, принадлежащие группе “Приват”. Они стоят уже несколько лет, и шансы на их возвращение к жизни оцениваются как почти нулевые. Диагноз – неконкурентоспособны. Процесс, к сожалению, объективный, так как оба предприятия, как минимум, имеют низкую проектную мощность, а как максимум, безнадежно устарели вследствие отсутствия хоть какого-то развития с советских времен.
Примерно такую ​​характеристику имеет и Херсонский НПЗ. Доведенный до ручки российской “Группой Альянс” завод не теряет надежды реанимировать группа WOG. Надежды, что, как известно, умирают последними, связаны с кооперацией с украинскими химическими предприятиями, экспортоориентированной географией НПЗ и растущей сетью розничной реализации. Скорее всего, херсонские перспективы прояснятся в 2014 г.
В 2014-м ожидается и возобновления работы крупного НПЗ ЛИНИК в Луганской области. В начале февраля глава “Роснефти” Игорь Сечин проинформировал премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о запуске предприятия летом (ранее пуск планировался весной). “Мы готовим Лисичанский завод к запуску, активно проводим модернизацию. Конечно, еще предстоит поработать над экономической моделью”, – отметил Сечин.
По имеющимся данным, и без того шаткая “экономическая модель” получила удар с неожиданной стороны. Трубопроводный российский оператор “Транснефть” планирует в 2014 г. ремонт 200-километрового участка трубы, ведущей в Лисичанск. В свою очередь, украинские коллеги из “Укртранснафты” предлагают альтернативный маршрут… через Броды, Одессу и Кременчуг. По данным источников, это может привести к удорожанию логистики поставки на 20 долл./т. Можно уверенно говорить о том, что это ставит крест на надеждах безубыточной работы завода. Что решит в этой ситуации “ Роснефть”, вскоре станет известно.
Как бы ни разрешилась ситуация, запуск ЛИНИК вряд ли можно считать уверенной почвой для возрождения нефтеперерабатывающей отрасли в Украине. “Для “Роснефти” это чисто политический проект, экономики в нем нет”, – говорит представитель компании на условиях анонимности, тем самым давая понять, что все очень неуверенно. Кто знает, куда завтра качнется маятник братских отношений?
  • Недопереработчики*
Что касается работающих предприятий, то результаты их деятельности подавляют не менее, чем перспективы (рис.1, 2).
ПАО “Укртатнафта”, имеющее проектную мощность в 18,6 млн т, в 2013 г. переработало 2,45 млн т сырья, что на 20,8% ниже показателя 2012-го. (На самом деле загрузки в процентном отношении выше, потому что нынешняя реальная мощность оценивается в 10 млн т в год.).
Российское сырьевое эмбарго в ответ на рейдерский захват 2007 г. заставило искать новые источники сырья. Сначала здесь попытались перерабатывать азербайджанскую, иранскую и даже белорусскую нефть, но после окончательного краха иллюзий в 2011 г. основная ставка была сделана на переработку импортного вакуумного газойля (ВГО). На заводе даже реализовали с инвестиционный проект по строительству
эстакады слива ВГО. Однако свободные объемы сырья пригодного качества в Казахстане и Беларуси неожиданно перестали быть таковыми, и “Укртатнафта” была вынуждена снизить обороты.
Кременчугский НПЗ все чаще подает сигналы о необходимости модернизации. Осенью 2012 г. произошли авария и пожар на установке ЛК 6У. Несколько раз “Укртатнафта” заявляла о готовности к переходу на улучшенное качество бензина, но вышла на него только в прошлом году. В начале января 2014 года руководство предприятия поспешило заявить о переходе на выпуск дизтоплива по стандарту Евро-5, однако, по словам источников на НПЗ, не прошло и месяца, как завод был вынужден отступить на рубеж Евро-4 по показателю содержания серы. Между тем все инвестиционные программы заморожены, и перспективы их реанимации скрывает густой туман.
Шебелинский ГПЗ “Укргаздобыча” в 2013 г. сократил переработку сырья на 12% по сравнению с 2012 г., до 584,315 тыс. т. Поэтому загрузка предприятия впервые опустилась ниже 50% от мощности (1,2 млн т в год). Прежде всего это обусловлено падением собственной добычи газоконденсата на 5,1%.
Перспектива увеличения загрузки Шебелинского ГПЗ заключается преимущественно в привлечении постороннего сырья – легкой нефти и газового конденсата, которые доступны на внутреннем и внешнем рынках. Однако из-за полного отсутствия инвестиций завод не имеет возможности производить продукцию, соответствующую действующим стандартам. В 2013 г. “Укргаздобыче” пришлось услышать унизительный приговор: в июле перестали действовать старые стандарты качества нефтепродуктов, и шебелинское топливо автоматически оказалось запрещенным для реализации на внутреннем рынке… По имеющимся данным, госкомпания вынуждена экспортировать произведенный бензин в балтийские порты, где это топливо смешивают с другими компонентами и отправляют в Африку (в современном мире шебелинское качество разрешено разве что там). Правда, есть информация и о том, что часть продукции “Укргаздобыча” все-таки умудряется продавать через АЗС, принадлежащие ей в Харьковской области.
Перспективы “Шебелинки” также не просматриваются. Необходимо около 150 млн долл. и минимум три года на строительство первоочередных установок. Но о каких миллионах может идти речь, если в последние месяцы компания берет в банках кредиты для выплаты зарплаты сотрудникам?..
Тусклый свет позитива в области зажег прошлом году Одесский НПЗ, который в сентябре возобновил работу после приобретения группой СЕПЕК. Пока точные результаты размыты. По данным Минэнергоугольпрома, завод переработал 345,6 тыс. т нефтяного сырья. Об объемах готовой продукции пока не сообщается. Новый год начался непросто, по данным источников на НПЗ, в первых числах февраля завод остановился… Во второй раз с начала года.
Прошедшего времени хватило, чтобы новый владелец Одесского НПЗ оценил ситуацию. Не вызывает сомнений, что ситуация тяжелая. Хотя вряд ли это стало сюрпризом, ведь о конфликте возможностей НПЗ с реальностью было известно заранее. Как бы то ни было, а в декабре 2013 г. менеджмент завода объявил конкурс по выбору разработчика программы развития и модернизации Одесского НПЗ.
***
Если честно, выхода из ситуации пока не видно. Перспективы увеличения загрузки сырьем всех нефтеперерабатывающих заводов, кроме Лисичанского НПЗ, практически нет. Как и нет смысла наращивать производство в стране, где, по официальным данным, рынок на 20% наполнен безналоговыми поставками (см. рис.2). И даже если эта ситуация выровняется, как наверстать много лет простоя и без инвестиций? Заводы соседних стран, и на Востоке и на Западе, активно обновлялись, увеличивая глубину переработки и улучшая качество. Догнать их будет очень трудно, а точнее, практически нереально.
По материалам:
Дзеркало Тижня
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас