Экономическое НАТО. В мире может возникнуть закрытый клуб развитых стран — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Экономическое НАТО. В мире может возникнуть закрытый клуб развитых стран

Казна и Политика
1695
В мире скоро может возникнуть новый закрытый клуб ведущих экономик. Украине было бы целесообразно попытаться присоединиться к нему хотя бы номинально
Закономерная тенденция – перемещение центров экономической активности в Азиатско-Тихоокеанский регион – подталкивает ведущие мировые экономики Запада адаптироваться к новым экономическим, технологическим и демографическим условиям. Одной из первых инициатив переизбранного на второй срок президента США Барака Обамы стала разработка всеобъемлющего соглашения трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТАТИП) со странами Евросоюза. Сразу в экспертных и политических кругах появилось множество статей и комментариев о его высокой экономической целесообразности. В условиях финансового кризиса в ЕС и бюджетного дефицита в США окончательная ликвидация неторговых барьеров и тарифов обещает дополнительные финансовые поступления и интенсификацию трансатлантического экономического сотрудничества.
Меньше внимания уделяется мотивам, непосредственно не касающимся торговли, но, впрочем, являющимся важными с точки зрения стратегии выхода США из кризиса и укрепления их позиций в условиях растущей конкуренции в мире. ТАТИП будет иметь значительные геополитические последствия для глобального развития и касается также евроинтеграционных интересов Украины.
Рыночная фрагментация
Идея создания зоны свободной торговли между США и Европой не нова, она время от времени озвучивалась, начиная еще с 1990-х. Однако реализации препятствовало нежелание ряда стран снять протекционистские меры по отношению к чувствительным национальным отраслям производства: автомобилестроение, сельское хозяйство и т.д. Вследствие мирового финансового кризиса 2008-го сложилась ситуация, заставившая западных партнеров по-новому оценить развитие глобальной торговли и финансовых потоков. Все более явной становилась тенденция потери странами Запада экономического лидерства. По прогнозу Международного валютного фонда, менее чем через 20 лет доля США и ЕС в глобальном ВВП уменьшится до 30%, зато общий экономический вес Китая и Индии существенно увеличится.
В докризисный период развивающиеся страны играли незначительную роль в формировании повестки дня США и ЕС. С началом кризиса государства БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), а особенно Поднебесная, осознали возможность требовать большего веса в дискуссиях относительно будущего международного финансового регулирования, который бы соответствовал их растущей роли на глобальных финансовых рынках. Посредством новых международных механизмов, таких как Большая двадцатка и Совет по финансовой стабильности (FSB), новые центры роста получили право если не влиять на политику традиционных западных регуляторов (США, ЕС), то по крайней мере проводить более автономный курс. Было начато реформирование квот в управлении МВФ, также призванное увеличить роль стран БРИКС в фонде. В результате стало очевидно, что происходит не укрепление международных стандартов, введенных когда-то странами ЕС и США, а наоборот, их размытие и фрагментация. Соединенные Штаты и Евросоюз как доминирующие государства в международной финансовой системе регулирования стали терять позиции. В этих условиях их инициатива ТАТИП должна укрепить институциональное лидерство Евроатлантического региона, проще говоря, создать своеобразное экономическое НАТО. Фактически формируется альтернатива имеющимся глобальным институтам. Недаром появление идеи ТАТИП связывают с замедлением дальнейшей либерализации глобальной торговли в рамках ВТО.
Президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу назвал соглашение ТАТИП таким, которое «изменит правила игры». В определенных кругах США уже давно популярна идея создания «Лиги демократий». Если отбросить идеологический пафос, она предполагает объединение ресурсов имеющихся демократий, чтобы предоставить им больше рычагов влияния на международной арене. Страны, которые окажутся вне этого «клуба», будут лишены необходимых инструментов влияния, пока не станут его частью. При таком мироустройстве претендентами на роль аутсайдеров являются Россия, Китай, Иран и другие автократические и несогласные с политикой Запада режимы.
Трансатлантическое взаимодействие
Сразу после возникновения идеи трансатлантического соглашения предполагалось, что она будет отличаться от нормативов ВТО регулированием сфер госзакупок, инвестиций и высоких технологий. Сегодня эти статьи также фигурируют как ключевые в двустороннем сотрудничестве. Причем ТАТИП призвано как увеличить сотрудничество в упомянутых сферах, так и поставить протекционистские барьеры в отношении стран, в него не входящих, но конкуренция со стороны которых ощущается больше всего. Есть над чем задуматься прежде всего государствам БРИКС.
Одной из стратегических отраслей, способных в результате заключения соглашения ТАТИП претерпеть существенные изменения, является поставка энергоресурсов. Вследствие «сланцевой революции» США быстрыми темпами превращаются в экспортера сжиженного газа. Рост добычи голубого топлива к 2035 году прогнозируется на уровне 900 млрд м3 и уже 2020 году Соединенные Штаты из импортера могут превратиться в экспортера сжиженного природного газа. Сейчас они имеют право экспортировать в страны, с которыми у них действует зона свободной торговли. Создание такой зоны с ЕС автоматически распространяет на нее это право. Благодаря чему для США открывается мощный источник уменьшения дефицита бюджета. Для стран Европы возможность покупать сжиженный американский газ ликвидирует зависимость от российского Газпрома и Ирана. РФ и Иран могут потерять значительную часть рынка и будут вынуждены приспосабливаться к измененному балансу на мировом энергетическом рынке.
В результате создания трансатлантической ЗСТ следует ожидать укрепления лидерских позиций США и Евросоюза в сфере высоких технологий и их разработок. Они уже сейчас занимают в области лидирующие позиции. Из двадцатки топ-компаний по затратам на инновации девять принадлежат США и семь – ЕС. 18 из 20 крупнейших технопарков также имеют западную прописку. Однако доля каждой из сторон в мировых продажах наукоемкой продукции постепенно уменьшается и уже сегодня составляет 14-15% для каждой, тогда как доля Китая в 2010-м составляла 22%. По подсчетам Всемирной организации интеллектуальной собственности, в 2011 году Китай впервые опередил США по количеству поданных заявок на патенты. По мнению исследователей, в современном мире успех инновационного прорыва могут обеспечить только стратегические союзы. Конечно, полностью замкнуть на себе высокие технологии передовые страны Запада не в состоянии, но зона свободной торговли создает клуб стран, внутри которого технологический трансфер будет циркулировать интенсивнее, чем вне его.
Наукоемкие отрасли перспективны, они же аккумулируют значительные капиталовложения. Один из основных мотивов ТАТИП – инвестиционное сотрудничество между США и ЕС. В создании ЗСТ можно будет достичь двух, казалось бы, противоположных целей: осуществить дальнейшую либерализацию потоков прямых иностранных инвестиций и одновременно тщательно их регулировать. Сегодня Евросоюз – крупнейший источник инвестиций для Соединенных Штатов и, в свою очередь, аккумулирует половину американских вложений. Совокупные поступления капитала США в ЕС втрое крупнее инвестиций Штатов во все страны Азии. Введение благоприятного режима обмена вложениями в пределах ЗСТ приведет к их дальнейшему увеличению, что гарантирует поступление в бюджеты обеих сторон, создание рабочих мест и других конкурентных преимуществ, в которых сейчас нуждаются и США, и ЕС. Концентрация финансовых потоков и инвестиций позволит им на новой расширенной базе продолжить борьбу за рынки сбыта и укрепить лидерство в международной иерархии.
Стоит также отметить роль субъективного фактора. Создание всеобъемлющего ТАТИП может стать тем личным достижением второго президентского срока Барака Обамы, с которым стремится войти в историю каждый американский президент. Вероятно, администрация Обамы хотела бы, чтобы основные положения соглашения были согласованы в 2014 году, когда следующие выборы в Конгресс США политизируют этот вопрос.
Что следует учесть Украине
В теории такие интеграционные процессы на Западе должны стать дополнительным импульсом стремлений Украины к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС. Так она получает шанс в будущем оказаться не вне, а внутри экономического пространства с интенсивной циркуляцией инвестиций, новейших технологий и диверсифицированных поставок энергоресурсов. Промедление может привести к закреплению за Украиной маргинальных позиций вместе со странами, все еще не охваченными соглашениями о ЗСТ.
Реализация нефтегазовых проектов между США и ЕС, нацеленных на расширение источников энергоснабжения, выгодна для Украины. Чем успешнее США будут продвигаться в направлении экспорта сланцевого газа, тем меньше в России будет возможностей использовать газ как инструмент внешнего давления на Украину.
Но перспектива создания ТАТИП и возможность присоединения к нему нашей страны – явно дело не ближайшего времени. Для нормального сотрудничества Украине мешают ее первенство среди государств – нарушителей прав интеллектуальной собственности и, конечно же, политический фактор: свертывание демократии, попрание прав человека и выборочное правосудие.
Юлия Курнишова
По материалам:
Тиждень.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас