485
Новая инициатива Бойко по льготам на нефть обернется 1,3-миллиардной потерей бюджета
— Энергетика
С точки зрения потерь бюджета нет никакой разницы, дать "Нафтогазу" льготы или снизить акциз. И если уж выбирать, то точно не в пользу мутных льготных схем, "позитивный" опыт которых чувствуют не миллионы, а единицы людей.
Об этом в статье для ZN.UA пишет эксперт по вопросам нефтерынка, директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.
Получив неожиданный отказ по снижению акцизов, Минэнергоугольпром сразу же озвучило свою вторую и пока последнюю домашнюю заготовку - предоставление льготы по уплате НДС на 1 млн. тонн нефти, которую "Нафтогаз Украины" планирует переработать на Лисичанском НПЗ.
Как и в случае с акцизами, эта тема не новая и для некоторых очень аппетитная. Как писало в прошлом году ZN.UA, задумка инициаторов проекта раскрылась с первой же поставкой нефти. Ее госкомпания приобрела не только на пике стоимости в конце апреля 2011 года, но еще и явно дороже, чем другие переработчики нефти на данном предприятии.
Все дело в использовании цепочки украинских и зарубежных посредников, что в результате обернулось повышенной себестоимостью полученных нефтепродуктов, которые НАК не может распродать до сих пор. Поэтому прошлогодний энтузиазм ограничился переработкой 160 тыс. тонн нефти (планировали тоже 1 млн. тонн), после чего, судя по всему, "сдачу" давать стало нечем.
"Но, как видим, невкусные „корешки“ достались не всем, кто-то настриг "вершков" на несколько миллионов долларов. Неудивительно, что и сегодня, говоря словами чиновников энергетического ведомства и "Нафтогаза", "позитивный опыт переработки нефти на Лисичанском НПЗ" преподносится как панацея", - пишет Куюн.
Во-первых, задается вопросом автор, если прошлогодний опыт такой позитивный, зачем сегодня "Нафтогаз Украины" и Минэнергоугольпром собираются просить у правительства льготы по НДС?
Во-вторых, если посчитать, во сколько государству обойдется эта программа, то получится ,что при стоимости нефти на уровне $110/барр. (побудем хоть немного оптимистами, - ред) стоимость 1 млн тонн составит около $800 млн, т.е. НДС с данного объема - $160 млн, или 1,28 млрд грн. Стоит отметить, что потери от снижения акцизного сбора на второй квартал в прошлогоднем размере составят примерно аналогичную сумму (из расчета потребления по 1,5 млн. тонн бензина и дизтоплива).
"С точки зрения потерь бюджета нет никакой разницы, дать „Нафтогазу“ льготы или снизить акциз. И если уж выбирать, то точно не в пользу мутных льготных схем, „позитивный“ опыт которых чувствуют не миллионы, а единицы людей", - резюмирует эксперт.
Вместе с тем отметим, как писало ранее ZN.UA, сегодня в отличие от прошлого года существует возможность облегчить судьбу потребителей нефтепродуктов за счет потенциала самой нефтегазовой отрасли. Для этого необходимо подумать не только о том, кому и как дать, но и где взять эти деньги. Например, Кабмин может "сломать" схему Фирташа и Коломойского и увеличить ренту на добычу нефти, получив в бюджет дополнительно около 5 млрд грн. Второй вариант - вывести из "тени" почти 30% рынка нефтепродуктов - потенциал такого шага аналогичен сумме первого варианта.
По материалам: Дзеркало Тижня
Поделиться новостью
Также по теме
МАГАТЭ приняла резолюцию с требованием немедленной деоккупации ЗАЭС
Для отопительного сезона Украине нужно еще до 1 млрд долларов на газ — Reuters
Украина уже закачала в хранилища больше газа, чем на те же даты 2024 года
США ввели санкции против международной сети, которая помогает Ирану продавать нефть
США планируют увеличить стратегические запасы урана для развития ядерной энергетики
Хранилища газа в ЕС заполнены рекордно низко за последние 3,5 года