Налог на фабрику добра — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Налог на фабрику добра

Казна и Политика
1684
Фабрикой добра тринадцать лет назад назвал Русфонд издательского дома "Коммерсантъ" известный российский телеведущий Михаил Кожухов. Дело было на несуществующем теперь телеканале ТВ-6, в программе "Сделай шаг". Русфонд тогда был одним из немногих, если не единственным фандрайзером в России (фандрайзинг - сбор пожертвований). Название казалось вычурным, но прилепилось. А потом и прижилось. Мы поставили на поток публикации просьб отчаявшихся людей и сбор читательских пожертвований, получился конвейер, и будничное слово "фабрика" стало в формуле Кожухова главным, отражая саму суть фандрайзинга. Фабрика, даже благотворительная, обязана платить налоги. Тут и спорить не о чем. Вместе с тем по тому, какие налоги на доброту существуют в государстве, можно судить о цивилизованности этого государства. Вот и рассмотрим, с чем сталкиваются сегодня благотворители и фандрайзеры в Украине.
Добрый платит дважды?..
На самом деле всякий знает, что все наоборот, и это скупой платит дважды, и нет народа, у которого не существовало бы версии этой поговорки, какой континент ни возьми. Вы сами легко можете предложить с десяток версий, попробуйте, у вас получится. Изысканные британцы, известные как люди очень прижимистые, к примеру, пошли еще дальше. Мы не настолько богаты, говорят они, чтобы покупать дешевое, и все понимают: эти-то уж не продешевят.
Но на постсоветском пространстве, как только заходит речь об адресном фандрайзинге, то здравый смысл словно вырубается. Смотрите: любой частный или корпоративный благотворитель и даже благотворительная организация в Украине обязаны уплатить 15-процентный подоходный налог за благополучателя, даже если это оплата лечения тяжелобольного трехлетнего ребенка. Закон не делает исключения ни для кого.
Почему?
Ведь все, включая глубокоуважаемых законодателей, отлично понимают, что эта норма не только неразумна, но и глубоко безнравственна. Любой врач, не говоря уж о высокопоставленном чиновнике Министерства здравоохранения, вам скажет, что здравоохранение у нас финансируется государством, и частно-корпоративная оплата любого лечения в государственной клинике категорически исключена. То есть государство, стремясь стать социальным, обязалось финансировать лечение. Да, но, тут же признаются и врач, и чиновник, - в бюджете государственного лечебного финансирования всегда есть серьезный дефицит.
Да, высокие медицинские технологии лечения сколиозов и глухоты требуют применения имплантов, на которые у госбюджета нет денег. Да, родители трехлетнего ребенка могут самостоятельно приобрести такие импланты (даже продав жилье, потому что многим просто неоткуда больше взять денег). Но все это ровным счетом ничего не значит, если чужой добрый человек, или компания, или даже благотворительная организация захотят вмешаться и помочь. Они обязаны уплатить подоходный налог с пожертвования трехлетнему ребенку, который и налогоплательщиком-то еще не является. Это притом что государство провозглашает себя социальным, обязуясь финансировать свои клиники. А вы говорите - милосердие.
Не стоит думать, будто Украина исключение. В России то же самое, правда, там хотя бы фонды теперь освобождены от уплаты подоходного налога за благополучателя, и такая мера вызвала резкий рост фандрайзинга. Но и эта уступка законодателя еще не исчерпывающая: фонды имеют право только раз в год безналогово помочь конкретному имярек. Если онкобольному ребенку надо сделать несколько закупок лекарств в течение года, то со второй закупки подоходный налог все же возникает. Все понимают: чушь несусветная, а поделать ничего не могут. Правда, сейчас в России даже президент проникся проблемами некоммерческих организаций (НКО): в госдуме находится его законопроект о социально ориентированных НКО, и есть надежда, что фондам скоро несколько полегчает.
...или - трижды?
Обидно, но невозможно сослаться на опыт решения американцами или британцами проблемы двойного налогообложения благотворительности. Там его нет, потому что не существует сколько-нибудь массового адресного фандрайзинга, в нем нет нужды. Это чисто постсоветская проблема. Дело в ментальности наших народов. В отличие от США, у нас пока никто никому не верит, что бы там ни писали газеты, и ни говорил телевизор. Сбор пожертвований в Украине на развитие вообще высоких медицинских технологий и вообще науки бессмыслен, потому что бесполезен: никто не внесет ни копейки. Ну разве что копейки. Если фандрайзинг и способен развиваться на постсоветском пространстве, то пока в строго адресном ключе. Конкретный страдалец (лучше девочка трех-четырех лет, и чтобы блондинка, и волосы вьются, а глаза кокетливые, и чтобы "по жизненным показаниям", то есть смертельна больна), конкретная клиника, врач (хорошо бы профессор, лучше, чтоб еще и академик) и предельно прозрачный фонд, который отчитается за каждую мою копейку, пусть даже и будет их всего три.
Вот такие пока мы с вами - в Украине, Белоруссии, России, Казахстане. Не думаю, что это беда: ну хоть так! Мы такие, какие есть. Беда не сознавать, какие мы. А если сознаем, значит, все поправимо. Да и что, собственно, править?! Законодательство. Остальное приложится. Выйдите на улицу и спросите первого встречного: готов ли он помочь больной девочке? И в 9 случаях из 10 будет ответ: да, но как, чтоб не надули? Задача государства как раз в том и состоит, чтобы делать свои народы добрее, милосерднее. Нравственнее.
А пока...
Вот скажите, куда жертвовать продвинутой бизнес-структуре, чье правление и совет акционеров прониклись идеями корпоративной социальной ответственности? Кого конкретно поддержать? В США все медицинские и образовательные учреждения имеют статус благотворительных. Здесь мы вплотную подошли ко второй проблеме - налоговых льгот, точнее, вычетов, для частных и корпоративных благотворителей. В Нью-Йорке мне комментировали тамошнее налоговое законодательство, оно очень сложное, но предусматривает для частного филантропа право снизить налогооблагаемую базу годового дохода до 50%, если половину он пожертвовал одной из благотворительных организаций. Компания имеет право на 10-процентное снижение.
В Украине тоже есть такая норма для компаний. Она не столь щедра, но есть же! Но не востребована. Как говорят знающие люди, версий несколько: невыгодно, норма крохотная, а бумаг требует много, и затраты на оформление вычета выше возможной экономии; невозможно, потому что выгодно не показывать прибыль - и не показывают; неинтересно, потому что некуда жертвовать - нет увлекательных задач.
И что же остается доброму корпоративному донору? Спонсорство и черный нал. Спонсор, если кто не знает, тот же филантроп, только корыстный. Жертвует ради пиара, рекламы. Что законно (а по мне так и замечательно!), но многих не вдохновляет. Черный нал и вовсе за гранью, а главное, как система, невозможен. В сущности, все версии сводятся к одному: норма не востребована, потому что ни экономика, ни законодатели, ни общество не готовы.
...или - не платит вовсе!
А теперь вернемся к частному донору, немагнату (с тем-то как раз все ясно: хочет не хочет, а отойдя от дел, обязательно займется благотворительностью, весь мировой опыт об этом). Вернемся к "простому" человеку, к сотням и тысячам людей, окружающих нас. Самое легкое сегодня для них - стать благотворителями по интернету, воспользоваться эквайрингом: жертвовать с помощью системы электронных платежей. Ненакладно, по карману, а главное - быстро. Так вот, сегодня в Украине эта услуга практически невозможна.
Из нашей переписки с эквайерами и банками следует вот что: действует резонансный налог. То есть законных запретов на эквайринг пожертвований в стране не существует. Однако эквайеры отказываются иметь дело с благотворительными организациями, ссылаясь на норму закона, по которой электронные платежи - это для торговцев, то есть субъектов коммерческой деятельности. А благотворительные организации, мол, по определению таковыми субъектами не являются.
И впрямь украинский закон о благотворительности не предусматривает коммерческую деятельность фондов, как, скажем, предусматривают ее либеральное американское или даже жесткое российское законодательство. В Русфонд, к примеру, в 2009 году при помощи электронных платежей тысячи людей (в том числе и украинские граждане!) перечислили свыше $800 тыс. Но украинский закон и не запрещает коммерческую деятельность! Тогда в чем же дело? Несложно понять, почему эквайер в Украине сегодня не жалует фандрайзеров. Сборы у них невелики, а мороки с обслуживанием столько же, как с коммерсантами. И вот отказывают, ссылаясь на закон. И будут отказывать, пока фандрайзеры не заговорят о своих законных правах - правах потребителей услуг эквайеров, а общество не возмутится. Но это уже отдельная тема, мы обязательно к ней вернемся.
Год назад в Россию приезжал с лекциями о фандрайзинге в интернете Тед Харт, обладатель, как говорилось в письме американского посольства, наивысшей оценки Ассоциации профессиональных фандрайзеров США. Один из нас был на лекциях Харта, но в памяти осталась только вот эта посольская ссылка на общественную организацию. Это было сильно. Нельзя представить себе ничего подобного у нас. И вовсе не только потому, как понимаете, что у нас нет такой ассоциации.
"Наши законы отличает презумпция виновности"
Анатолий Заболотный, директор фонда Рината Ахметова "Развитие Украины"
- Какова, на ваш взгляд, сейчас ситуация в налогообложении филантропии в Украине?
- Начну с того, что налоговые льготы нигде в мире не являются стимулом для благотворительности. Человек жертвует не ради преференций. А вот для корпоративных доноров они важны. Украинская система налогообложения НКО более доброжелательна, чем, скажем, в России, и жестче американской. Но попробуйте на практике доброжелательность наших законов - мало не покажется, это полоса препятствий. На постсоветском пространстве законы отличает некая презумпция виновности. Логика понятна, но ущербна. Законопослушные граждане несут груз избыточных правил, а проныры находят лазейки. Хотя, знаете, когда в России в 90-е церковь и спортклубы получили преференции, то использовали их в торговле водкой и сигаретами.
- Власть должна стимулировать филантропию?
- Стимулирует рост культуры общества и общественное признание заслуг филантропов. Нужны государственные и местные программы, интересные предприятиям для системных вложений. В городах присутствия группы СКМ предприятия внедряют программы в партнерстве с местным самоуправлением. У нас более 100 предприятий, и все социально ответственны. Часто совещание по подготовке школы к зиме проводится не в горадминистрации, а на нашем заводе. Хотелось бы большей ответственности властей. Остро не хватает госпрограмм, по которым бизнес бы не крыши всем школам подряд латал, а имел задачу, к примеру, обеспечить школу, где прекрасное образование, решив для нее целый комплекс проблем.
- Благотворители и даже фонды обязаны при передаче адресной помощи сначала уплатить подоходный налог за благополучателя. Чем вызваны эти строгости?
- Боязнью злоупотреблений. Адресная помощь у нас воспринимается как доход человека, поэтому и вменен налог. Правило безусловное, кроме разве что пострадавших в техногенной катастрофе и стихийном бедствии. Взорвался дом, затопило людей, погибли шахтеры - мы помогаем семьям. Вот в Днепропетровске взорвался дом, но мы уплатили и подоходный налог. Помощь требовалась срочно, а решение о признании людей пострадавшими запоздало. Это несправедливо. Нужна западная система, созданная для наказания недобрых, а не для защиты от добрых, она выявляет мошенников и среди суперстатусных людей.
- У корпораций есть право снижать налогооблагаемую базу доходов на 2-5%, если эта часть передана фондам. Однако норма, считается, не востребована.
- Компании холдинга СКМ ею максимально пользуются. А некоторые предприятия, наверное, скрывают прибыль.
- Сегодня в Украине невозможен эквайринг для сбора пожертвований благотворительными фондами. Почему?
Фандрайзинг при помощи электронных платежей намного облегчил бы добрым людям процедуру пожертвования. Но закон не различает филантропию и коммерцию. Возьмите фандрайзинг при помощи SMS. Для закона это коммерция, отсюда НДС, налог на прибыль и платежи в Пенсионный фонд. Фонды, которые задумались о фандрайзинге посредством эквайринга, должны лоббировать перемены в законе. Кстати, мы разработали такой проект, он в Верховной раде. Впервые для украинских НКО это была публичная работа - участвовали все желающие. Проект проникнут идеей изменения системы, при которой у нас изначально рассматривают граждан как потенциальных нарушителей.
"Украинские компании - скупердяи"
Сергей Терехин, глава комитета Верховной рады по вопросам налоговой и таможенной политики
- Любой частный благотворитель при оказании адресной финансовой помощи обязан платить 15-процентный налог на доходы физических лиц вместо получателя помощи. Закон не делает исключений. Не кажется ли вам, что эта норма не только неразумна, но и безнравственна?
- Не кажется. Представьте ситуацию, что кто-то решает оказать помощь, допустим, в проведении интернета в школу. Это хорошая идея, но школы субсидируются из государственного бюджета. Так что лучше дать эти деньги в бюджет, и из него профинансировать школы. Частное лицо, которое предоставляет школе субсидирование, в этом случае само решает, кому давать. А это коррупция.
- Но если речь идет о благотворительной помощи на проведение операций, ведь деньги на такие цели в государственном бюджете не предусмотрены?
- Смотря кем осуществляется благотворительность. В законе "О налогообложении прибыли предприятий" указано, что если это юридическое лицо, то оно имеет право снизить налогооблагаемую базу своих доходов не более чем на 2-5%.
- Но на практике эта льгота не востребована, и украинские компании предпочитают не замечать ее. Почему?
- Они скупердяи.
- С чем связаны такие строгости с налогообложением благотворительных средств? Стремлением не допустить финансовых махинаций?
- Конечно. Если убрать ограничения, то, например, завтра кто-то пойдет в медицинское учреждение и потребует что-то сделать за счет благотворительных взносов налогоплательщиков. Так это же неправильно. Но мы, кстати, в профильном законе о подоходном налоге прописали, что детям можно получать любые услуги, а взрослым - услуги, связанные с охраной здоровья, кроме, в частности, проведения операций по смене пола или имплантации золотых зубов.
- По вашим данным, фиксировали ли налоговики факты нарушений этой нормы и на какую сумму?
- О нарушениях я не знаю, но знаю, на какую сумму был получен физическими лицами налоговый кредит - на 1,326 млрд грн. Он был связан с получением услуг образования и медицины. Кроме ипотеки.
- Можно ли говорить о том, что налоговая льгота для филантропов неэффективна: размер слишком мал, а ее оформление забюрократизировано и требует затрат времени?
- Любая благотворительность исходит от сердца. При чем здесь льгота? Не нужно искать льгот, чтобы оказать помощь.
- Сегодня в Украине невозможен эквайринг для благотворительных организаций, в частности, фандрайзинг при помощи электронных платежей. Компания Portmone.com отказывает благотворительным организациям на том основании, что по законодательству такие организации не являются субъектом предпринимательской деятельности, и оказывать подобные услуги им запрещено. Почему для них существует запрет на эквайринг?
- Такого запрета нет. Хорошо, что вы сказали, мы изучим действия этой компании.
Лев Амбиндер, Ирина Бруггер, Юлия Рябчун, Анна Петрова
По материалам:
Коммерсант-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас