Николай Кожинов: о военном сборе. Как возможное повышение до 3% может помочь стране — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Николай Кожинов: о военном сборе. Как возможное повышение до 3% может помочь стране

Казна и Политика
1980
Николай Кожинов: о военном сборе. Как возможное повышение до 3% может помочь стране
Николай Кожинов: о военном сборе. Как возможное повышение до 3% может помочь стране
Еще месяц назад большинство украинцев рассчитывало на скорейшее окончание войны. Но сегодня начинает приходить осознание того, что война в Украине, вероятно, может затянуться на несколько месяцев.
Как результат, власти начинают адаптировать свою политику к долгосрочному военному положению.
Несмотря на положительную динамику наполнения бюджета в первом квартале 2022 года, когда удалось выполнить 110% плана, план за март и апрель были выполнены на 92,9% и 79,5% соответственно.
Стремительный спад между мартом и апрелем в большей степени был связан с действием налоговой реформы или закона 2120, который внес ряд льгот для бизнеса.
Только из-за «нулевого растаможивания» с 9 апреля по 15 мая госбюджет недополучил 8,5 млрд грн. Данная реформа имела бы положительный эффект для роста инвестиционной привлекательности в мирное время, но война с агрессором требует, напротив, еще больших поступлений в бюджет по сравнению со стандартными условиями.
В то же время бизнес в Украине переживает далеко не самые лучшие времена. Часть предприятий либо разрушена, либо находится в оккупации.
Те бизнесы, которые смогли продолжить свою работу, ощутили на себе существенное сокращение работников, которые либо стали беженцами, либо присоединились к рядам ВСУ и ТРО.
По данным ООН, за время полномасштабного российского вторжения из Украины в соседние страны выехало более 5,6 млн украинцев, и около 8 млн являются внутренне перемещенными лицами.
Как результат, Украина потеряла 4,8 млн рабочих мест, что составило 33% трудоустроенного населения.
Если война продлится до конца года, эти показатели еще возрастут.
А если ближе к сентябрю украинские семьи за рубежом успеют найти работу, жилье и поведут детей в сады и школы, то есть вероятность того, что они вообще не вернутся в Украину.
Такие, хоть и пессимистичные, сценарии наталкивают Минфин на принятие таких законопроектов, как 7311 от 24.04.2022 г.
Данный законопроект должен снова внести корректировки в НКУ и другие законы Украины о налогах в период военного положения.
В 2021 году военный сбор принес в бюджет 28,6 млрд. грн.

Одной из корректировок планируется увеличить размер военного сбора с 1,5% до 3%.
При таком условии предлагают временно, на период действия правового режима военного положения освободить от налогообложения военным сбором доходы в виде денежного обеспечения сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих.
Уместно будет упомянуть недавнее заявление министра обороны Украины Алексея Резникова о плане увеличения армии до 1 млн человек. А это на 750 тысяч больше, чем до начала войны.
Попробуем выяснить, насколько критично такое нововведение для украинцев и государства в целом...
Для начала целесообразно будет упомянуть 2021 год. Тогда военный сбор при ставке 1,5% принес в бюджет 28,6 млрд грн, что составило 2,2% от всех поступлений.
В то же время тогда в Украине было трудоустроено почти 15 млн граждан, экономика росла, бизнесы работали, и экспорт не был заблокирован. А средний показатель поступившего в бюджет военного сбора составил 1912 грн от одного украинца.
Рассмотрим, каких же результатов ждать Украине от принятия законопроекта 7311.
Предположим, что демографическое положение в Украине останется без существенных изменений — на уровне, который был указан выше.
Следовательно, из 15 млн трудоустроенного населения в Украине осталось около 10 млн. Из них еще 1 млн человек будет в рядах ВСУ, на которых военный сбор не распространяется.
Соответственно, при даже минимальной заработной плате бюджет может рассчитывать на пополнение путем военного сбора от 21 до 34 млрд грн.
Поэтому есть шанс сохранить поступления в бюджет по военному сбору практически на уровне прошлого года.
В то же время не следует забывать, что военный сбор ложится на плечи работодателей, которые и без того из последних сил держатся на плаву.
К примеру, McDonalds сообщил, что до конца года не планирует возобновлять работу в Украине, хотя продолжает выплачивать заработную плату.
Месяц назад обороты интернет-магазина Rozetka драматично упали в 173 раза по сравнению с довоенным временем. Поэтому было принято решение уволить большую часть команды, которая до войны насчитывала около 5 тыс. человек.
Новая Почта, насчитывавшая до войны 30 тыс. сотрудников, прошла за этот период и сокращение количества посылок до 2%, и перевод 1500 сотрудников в неоплачиваемый отпуск, и мобилизацию 1800 сотрудников, но продолжает до сих пор платить заработную плату в полном объеме и никого не увольняет.
Очевидно, что у государства сейчас сложный выбор: укрепить ВСУ или поддержать бизнес и экономику Украины.
Изымая у бизнеса еще 1,5% из зарплатного фонда, государство рискует увеличить уровень безработицы и усугубить как демографические, так и экономические проблемы. А со слабой экономикой удержание армии на высоком уровне будет крайне сложной задачей.
Также не следует забывать о военной, финансовой и гуманитарной помощи от наших западных партнеров, которая, в первую очередь, поддерживает и помогает нашим военным и гражданским.
При этом у украинского бизнеса пока нет такой мощной поддержки в виде дотаций, дешевых кредитов и грантов. А до того времени, когда наступит условный «План Маршалла 2.0» и получение репараций со стороны рф, бизнесу нужно удержаться на плаву.
Поэтому 9400 предпринимателей в Украине уже отреагировали на данный законопроект негативно. Ждем от нашего государства мудрого и сбалансированного решения.
Николай Кожинов, директор по развитию бизнеса Kreston Ukraine
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас