Окно в Европу: как Китай выходит на рынок ЕС


Окно в Европу: как Китай выходит на рынок ЕС

Экономическая инициатива Китая «Один пояс, один путь» охватит 60 стран мира, где проживает 63% населения планеты.

В конце ноября 2017 года последние три страны из Центральной и Восточной Европы – Эстония, Литва и Словения согласились присоединиться к китайской экономической инициативе «Один пояс, один путь». Таким образом, 16 стран Центральной и Восточной Европы – Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Эстония, Латвия, Литва, Македония, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Венгрия, Хорватия, Чехия и Черногория присоединились к проектам «Нового экономического Шелкового пути» и «Морского шелкового пути XXI века». Европейский Союз такая перспектива серьезно беспокоит.

НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ДЛЯ КИТАЙСКИХ ТОВАРОВ

Еще в 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин заявил о начале внедрения новой экономической инициативы Китая под названием «Один пояс, один путь». В ее основу легла концепция двух глобальных торговых направлений – «Нового экономического Шелкового пути» и «Морского шелкового пути XXI века». Таким образом КНР планирует возобновить старые экономические связи, а также наладить новые, для «развития как китайской, так и глобальной торговли».

Планируется, что основными направлениями нового шелкового пути станут Китай – Центральная Азия – Россия – Европа (до Балтийского моря), Китай – Центральная и Западная Азия – Персидский залив и Средиземное море, Китай – Юго-Восточная Азия – Южная Азия – Индийский океан. Европа является одной из целей и в рамках Морского шелкового пути: Южно-Китайское море – Индийский океан – Европа; другое направление будет пролегать через Южно-Китайское море до Тихоокеанского региона. Таким образом «Один пояс, один путь» охватит 60 стран мира, на территории которых проживает 63% населения всей планеты.

Почти на каждой международной встрече китайские лидеры приглашают партнеров присоединиться к их инициативе. Новый шелковый путь обещает многомиллиардные инвестиции и выход на закрытые ранее рынки всем своим участникам.

Так и на последней встрече председателя Государственного совета Китайской Народной Республики Ли Кэцяна с лидерами стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) было объявлено о намерении КНР инвестировать в своих партнеров. И по результатам встречи, которая состоялась в конце ноября 2017 года, все страны-участницы партнерства заявили о присоединении к инициативе «Один пояс, один путь».

Китайская сторона сразу заявила о том, что 16 стран ЦВЕ «внесли вклад не только в собственное развитие, но и в развитие Европейского Союза». Вообще, КНР не скрывает желания полноценно и масштабно выйти на рынок ЕС, членами которого являются 11 стран-участниц инициативы «Один пояс, один путь». Официальный Пекин открыто говорит, что страны ЦВЕ позволят китайским товарам заполнить рынки Евросоюза.

ЕВРОПА ПЫТАЕТСЯ ИЗБЕЖАТЬ НЕМИНУЕМОГО

После последнего саммита лидеров Китая и стран ЦВЕ официальный Брюссель не делал громких официальных заявлений. Однако Европейский Союз призвал страны-члены с осторожностью относиться к предложениям Китая и выразил обеспокоенность тем, что «саммит может подорвать целостность ЕС».

Евросоюз пытается ограничить доступ китайских товаров на свои рынки не только громкими заявлениями и «беспокойствами». Так, в начале ноября 2017 года Европарламент на своем заседании принял новые правила расчета антидемпинговых пошлин для импортных товаров. Отныне на размер пошлины будут влиять такие показатели, как экологическое состояние и соблюдение правил техники безопасности. Китай тут же выступил против этих изменений, обвинив ЕС в нарушении норм ВТО. Правилами организации не предусмотрен учет указанных факторов при формировании размеров пошлин.

Однако, Китай настаивает на том, что «Один пояс, один путь» не навредит интересам Европейского Союза и принесет очевидные преимущества всему мировому сообществу.

Европейские эксперты уже сейчас настаивают на том, что Евросоюз для собственного экономического развития должен поддерживать китайскую инициативу. Особенно важным является сотрудничество в технологической сфере. Экономисты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) также считают, что китайская инициатива станет положительным шагом и будет способствовать развитию не только Европы, но и других стран мира.

Похожее мнение и у экспертов ООН, которые заявили, что «инициатива «Один пояс, один путь» соответствует целям ООН и будет способствовать развитию мирового сообщества».

ПОКОРИТ ЛИ КИТАЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ?

КНР хочет торговать со всем миром и пытается достигать этого разными путями. О свободной торговле с Соединенными Штатами Америки шла речь во время визита в Китай президента Дональда Трампа. Возможность введения свободной торговли с Канадой обсуждалась в ходе визита в КНР премьер-министра Джастина Трюдо.

Китай активно продвигает зону свободной торговли со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Association of South East Asian Nations, ASEAN) и охотно приглашает их к своему новому шелкового пути.

В рамках инициативы «Один пояс, один путь» КНР быстрыми темпами развивает инфраструктуру стран, по территории которых проходят его торговые пути. Так, Китай инвестировал и средства, и материалы, и рабочую силу в строительство железной дороги в Лаосе, которая соединит северный регион страны со столицей – городом Вьентьян. И уже в декабре 2017 года начнет строительство скоростной железной дороги в Таиланде – из тайского города Нонгкхай во Вьетнам и Китай.

Украина также стала частью большого китайского плана. В октябре этого года свой первый рейс совершил грузовой поезд по маршруту Урумчи (Китай) – Полтава. В КНР сразу заявили, что это направление будет использоваться для поставок товаров в Европу. А уже в начале декабря 2017 года Украина и Китай подписали дорожную карту инициативы «Один пояс, один путь».

Несмотря на нежелание ЕС, Китай постепенно укрепляет свои позиции на европейских просторах. КНР предоставит $3 млрд на развитие сотрудничества с 16 странами Центральной и Восточной Европы, 11 из которых, как уже упоминалось, являются членами ЕС.

Вместе с тем, КНР в последнее десятилетие постепенно увеличивает инвестиции в страны Западной Европы. Так, в 2010 году китайская автомобильная корпорация «Geely Automobile Holdings Limited» приобрела шведского автопроизводителя «Volvo», а в 2011 китайская государственная корпорация CITIC (China International Trust and Investment Corporation) приобрела 30% французской энергетической компании GDF Suez. И это лишь несколько примеров из недалекого прошлого.

В ноябре же этого года стало известно, что китайская компания «Shenzhen Deren Electronic» приобрела европейского производителя запчастей для автомобилей «Meta System». В свою очередь «Meta System» стала эксклюзивным поставщиком зарядных устройств для всей линейки новых электрокаров Mini Cooper BMW. Таким образом китайская компания станет единственным поставщиком зарядных устройств для немецкого автомобильного концерна. Не исключено, что Китай будет поставлять оборудование и для других серий электрокаров BMW.

Шаг за шагом Китай приближается к полноценному выходу на рынок Европейского Союза. В 2018 году планируется масштабный саммит стран ЕС и Китая. Возможно, сторонам и удастся достичь компромисса, однако сейчас все выглядит так, что КНР свои интересы сдавать не собирается.

Анастасия Кравченко

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Весь рынок:Мир
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua