Руслан Демчак: шаги, которые могут помочь восстановить доверие к финансовому сектору


Руслан Демчак: шаги, которые могут помочь восстановить доверие к финансовому сектору

Доверие к финансовому сектору и финансовая интегрированность населения сегодня все еще оставляют желать лучшего.

Объективно все понимают причины, эксперты предлагают иногда крайне радикальные предложения, однако вопрос все еще пробуксовывает.

К сожалению, нет уникальной «пилюли», чтобы вылечить финансовый сектор за один прием лекарств. «Болезнь недоверия» к финансовому рынку и собственно к банковскому, нуждается в комплексной терапии.

В частности в законотворческом поле. Ведь это единственная возможность установить правила игры для всех учреждений и ускорить реформирование системы защиты прав потребителей финансовых услуг.

Уже принят Закон №1734-VIII о потребительском кредитовании, вступивший в силу в июне этого года. Документ установил новые стандарты раскрытия информации банками, предусматривает конкретные санкции за нарушение прав потребителей и кардинально меняет отношения между потребителями и финансовыми учреждениями.

Еще ждет принятия законопроект №2456-д о совершенствовании защиты прав потребителей, который принят в первом чтении.

Законопроектом предлагается зафиксировать полномочия государственных органов по защите потребителей финансовых услуг, установить конкретные финансовые санкции и административную ответственность финансовых учреждений за нарушение прав потребителей.

Документ устанавливает единые требования к рекламе услуг, раскрытию информации банками и небанковскими финансовыми учреждениями и уполномочивает регуляторов рынков определять минимальный объем информации, которая должна предоставляться потребителю по каждому виду финансовой деятельности.

Кроме того, такой важный для рынка законопроект «Об учреждении финансового омбудсмена» только нарабатывается экспертным кругом. Ведь вопрос создания института финансового омбудсмена – это не только требование времени, а европейская практика.

Новый законопроект «Об учреждении финансового омбудсмена» предусматривает имплементацию принципов, предусмотренных Директивами ЕС, что в свою очередь является гарантией интеграции в международные сети финансового омбудсмена.

Согласно Директиве ЕС, среди основных принципов деятельности омбудсмена предусматриваются:

  • Сжатые сроки рассмотрения дела (до 90 дней);
  • Отсутствие необходимости потребителю финуслуг иметь адвоката или представителя для собственной защиты;
  • Услуги финансового омбудсмена для потребителя являются бесплатными;
  • Финансирование учреждения осуществляется за счет взносов участников финрынка;
  • 90% споров решаются на этапе медиации;
  • Решения финансового омбудсмена обязательны для финансовых учреждений. Не выполненное добровольно решение подлежит принудительному исполнению (исполнительный документ выдается на основании решения суда);
  • Максимальное ограничение по сумме спора (не более 100 минимальных заработных плат);
  • Прозрачный механизм назначения финансового омбудсмена (наблюдательным советом, включая делегированных представителей регуляторов, рынка и потребителей);
  • Регулярная публичная отчетность.

Система защиты прав потребителей финансовых услуг через финансового омбудсмена уже работает в более чем сорока развитых странах по всему миру.

Опыт других стран показывает, что его формат работы может быть в виде единого органа для всей системы (Австралия, Нидерланды, Армения), в качестве отдельного органа для одного или более сегментов (Польша, Швейцария) или в качестве составной части регулятора (Испания, Мальта).

Дополнительным шагом будет создание Национальным банком Украины структуры управления с соответствующими специалистами по защите прав потребителей.

И в заключение. Вопрос восстановления доверия к финансовому сектору – это совместная работа не только правительства, регуляторов финансового сектора, парламента, общественных организаций, но и самих потребителей.

Как минимум в направлении повышения собственной финансовой грамотности и отстаивании собственных интересов.

По данным исследований USAID, 80% потребителей финансовых услуг не хотят ни к кому обращаться, чтобы решить текущие финансовые вопросы, 30% потребителей вообще отказываются от услуг в случае возникновения проблем. К сожалению, такая пассивная позиция не решит и не изменит систему.

Руслан Демчак, народный депутат, заместитель председателя Комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности.

[*] В материале использованы данные проектов USAID «Трансформация финансового сектора», «Справедливое правосудие», Отчет по результатам исследования по вопросам потребительского кредитования в Украине.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

  • !

    Колонка отражает исключительно точку зрения автора и может не совпадать с мнением редакции. Публикация колонок осуществляется согласно Правил, а Finance.ua выполняет лишь роль носителя. Копировать эти авторские материалы можно только при наличии ссылки на автора и Finance.ua.

Также по этой теме: Казна и Политика
Смотри также
Весь рынок:Казна и Политика
Все, что мы знаем про:Верховная Рада
Архивы:2018 2017 2016 2015
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua
Опросы