Кому первому в Украине монетизируют субсидии — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кому первому в Украине монетизируют субсидии

Казна и Политика
498
Кабмин планирует с 1 января 2018 года внедрить монетизацию субсидий на уровне компаний, предоставляющих коммунальные услуги. Соответствующий проект постановления обнародован на правительственном портале и, как утверждает вице-премьер Владимир Кистион, это обеспечит расчеты с поставщиками коммунальных услуг «живыми» деньгами.
В то же время, опрошенные эксперты уверяют, что предложенная чиновниками схема не сильно изменит существующий порядок. Настоящая монетизация возможна только в случае, когда каждый украинец-владелец лицевого счета сможет получить деньги на свой личный счет для оплаты коммуналки.
План правительства
Как известно, сейчас деньги из бюджета за льготы и субсидии населению возмещаются поставщикам коммунальных услуг с огромной задержкой. И хотя так называемые клиринговые расчеты (а по сути простой взаимозачет платежей за оказанные услуги) предполагают регулярное составление протоколов о признании этих сумм, реальных денег поставщики услуг так и не видят.
В результате, например, предприятия теплокоммунэнерго накапливают долги за газ перед НАК «Нафтогаз», потому что им нечем рассчитываться. Монополист насчитывает на эти суммы долга пени и штрафы, в крайних случаях прибегая к отключению от газоснабжения компаний ТКЭ. Как это было этим летом в Киеве, когда несколько районов столицы остались без горячей воды.
Еще летом этого года финансовый директор ПАО «Киевэнерго» Татьяна Грязнова сообщала, что на 1 июня 2017 года были подписаны, но не профинансированы протоколы по льготам и субсидиям «Киевэнерго» на сумму 1,47 млрд грн (долг за пять месяцев 2017 года). А долг, сложившийся на начало года, был погашен в течение почти 6 месяцев.
Поэтому на смену действующей системе субсидирования в 2018 году предлагают задействовать прозрачные расчеты живыми деньгами между коммунальными предприятиями и «Нафтогазом».
Предполагается, что финансовые органы райгосадминистраций и горисполкомов каждый месяц будут получать данные о начисленных субсидиях по всем видам коммунальных платежей, а также информацию о поставленных услугах (в рамках субсидий и льгот) — от коммунальных предприятий. И затем вместо подписания актов сверки будут готовить реестры сумм, подлежащих перечислению из бюджета конкретным поставщикам. Эти реестры будут обобщаться на областном уровне и передаваться в управления Госказначейства. Деньги предприятиям будут перечисляться в течение месяца.
Эти средства поставщики услуг могут тратить только на оплату газа и других энергоресурсов. В том числе на погашение старых долгов. А также на расчеты с бюджетом (уплата налогов).
Впрочем, по мнению экспертов, такой порядок мало что изменит для конечного потребителя.
Чего ждать людям
Как рассказал эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, бюджетные средства, выделяемые коммунальщикам в рамках погашения затрат на субсидии и льготы, и сейчас нельзя потратить нецелево.
«По бухгалтерии их нельзя потратить никуда, кроме как на оплату за тот же газ в рамках субсидий. После перерасчета эти деньги либо используются в следующем сезоне, либо списываются», — рассказал он.
По его словам, деньги в любом случае придут на счет поставщика услуг. Только теперь часть средств предприятия смогут получить в виде налички за счет экономии ресурсов. И им позволят использовать деньги на свои потребности.
«Это правильный шаг для защиты интересов коммунальщиков, чтобы у них были деньги на закупку необходимых энергоносителей и прочих материалов. Но я уверен, что они эти средства направят на выплату зарплат. Например, после принятия этого постановления КМУ напишут служебную записку, мол, просим направить в виде исключения эти деньги на выплату зарплат, и широкая общественность об этом не узнает», — считает Корольчук.
По словам экспертов, предложенный правительством вариант нельзя в полной мере назвать монетизацией субсидий.
«В европейском понимании термин монетизация означает выделение денег конечным потребителям, то есть гражданам. Деньги из бюджета идут на специальный счет, с которого потребители могут оплачивать коммунальные счета или тратиться на энергосбережение. Тогда у людей появляется стимул экономить, так как можно потратить сэкономленные деньги, например, на замену батарей или окон на более современные», — объяснил директор Аналитического исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко.
По его словам, в предложенном варианте монетизация практически ничего не изменит. Сейчас деньги идут транзитом из бюджета через предприятия теплокоммунэнерго на счета облгазов или НАК «Нафтогаз». А у коммунальных предприятий ничего не остается.
Теперь же деньги в виде субвенций из бюджета будут перечисляться на счета поставщиков коммунальных услуг. И, как предполагают в правительстве, это поможет исправить плачевное положение тех же поставщиков тепла, у которых образовались миллиардные долги за газ по причине задержек выплат субсидий из бюджета и несвоевременных расчетов потребителей за тепло.
«Например, на начало 2016 года долги населения за услуги ЖКХ были 6 млрд грн, а в конце — 28 млрд грн. Сейчас эта сумма равна примерно 29 млрд грн. За 6 месяцев 2017 года долги населения за газ выросли почти в два раза: с 6 млрд грн до свыше 11 млрд грн. Хотя газ — это ресурс, который можно отключить и потому за него рассчитывались более-менее аккуратно», — заметил Сергиенко.
С другой стороны, государство накопило долги перед коммунальщиками по оплате субсидий в размере 24 млрд грн.
В правительстве понимают сомнения экспертов, но опасаются больших рисков, связанных с монетизацией льгот напрямую населению, когда потребители будут получать средства на карточки и самостоятельно рассчитываться с поставщиками.
Это и сложность администрирования персональных счетов граждан — временные и человеческие ресурсы, материальные затраты, специальное программное обеспечение и т.п. для органов социальной защиты.
А также введение более жестких критериев для получателей субсидий: учет при принятии решений депозитов, имущественного состояния, «штрафов» за неэффективное использование ресурсов (например, через лишение субсидий) и прочее. Поэтому на реализацию такого проекта потребуется несколько лет.
Кроме того, по словам Юрия Корольчука, это может оказаться слишком дорого для бюджета.
«В 2017 году потребность в субсидиях оценивается на уровне 65 млрд грн. Из них надо было бы минимум 15 млрд грн раздать людям. И это в лучшем случае», — резюмировал Юрий Корольчук.
Константин Симоненко
По материалам:
УБР
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас