"Самая "жирная" отрасль сидит на чемоданах". Как в Украине решили победить безработицу
В Кабмине анонсировали масштабную реформу Службы занятости в 2017 году. Судя по всему, главная ее цель — сэкономить деньги, а не помочь людям искать работу. «Я не собираюсь содержать Службу занятости, я не собираюсь содержать безработных», — заявил премьер Владимир Гройсман, видимо, забыв, что их содержат налогоплательщики, а не он сам. Чем же на самом деле может обернуться реформа?
В чем суть реформы?
Вице-премьер-министр Павел Розенко рассказал, что Центр занятости должен стать учреждением, которое будет активно искать вакансии и станет посредником между работодателем и безработным: «Центры занятости будут обучать, предоставлять курсы. И услуги эти будут бесплатны».
По словам министра соцполитики Андрея Ревы, для этого напишут новый Закон о занятости. «Сегодня у безработных нет никаких стимулов, чтобы идти работать. Если прожиточный минимум равен минимальной зарплате, и этому же равна помощь по безработице, то вопрос: если 1450 грн можно получать, не работая, пойдет ли человек работать за такую зарплату? Поэтому был сделан первый шаг — подняли минимальную зарплату до 3200 грн. Дальше очередь за созданием рабочих мест», — говорит Рева.
Что будет с выплатами?
По словам Розенко, выплаты по безработице отменять не собираются: «И сумма не изменится, думаю, только вырастет, но при условии, что в сфере будет наведен порядок.
Период выплаты по безработице должен быть не просто периодом ничегонеделания и потребления помощи, а периодом активного поиска новой работы». Андрей Рева также уточняет, что часть поступающих в Службу занятости денег пойдет на финансирование Сервисной службы, помогающей в трудоустройстве. По его словам, пока не ясно, сократят ли период, когда безработному выплачивают пособие (сейчас не более 360 дней на протяжении двух лет). «Это будет определять проект закона, который мы разрабатываем», — сказал Рева.
Что предложат безработным?
В Минсоцполитики говорят, что всем безработным будут предлагать подходящую работу — принудительно отправлять на «стройки века» никто не собирается, да это и запрещено законом. Однако само понятие «подходящая работа», по словам Розенко, планируют расширить таким образом, чтобы человек не мог от нее отказаться на основании того, что она ему «не нравится», как это происходит сейчас. «Будем стимулировать человека к активному участию в общественных работах», — добавил Розенко.
Откуда возьмутся рабочие места?
По данным Минсоцполитики, 30% рабочих мест, которые предлагают украинцам, — это низкооплачиваемый и низкоквалифицированный труд. Для создания привлекательных рабочих мест государство собирается стимулировать работодателей.
«В первую очередь, приоритет по созданию мест будет у аграрной отрасли, IT и промышленности. Речь идет не о льготах для них, а о создании определенных условий — создании технопарков, территорий приоритетного развития. Для этого при Кабмине создали Комитет по развитию промышленности. Также у нас есть инфраструктурные проекты. В 2016 году было капитально отремонтировано 1000 км дорог, в этом планируется 2000 км, на что будет привлечено 40 млрд грн. Компании, которые будут выполнять эти подряды, очевидно, будут привлекать к работе новых людей. Также рабочих рук требует Укроборонпром, и зарплата там растет, и есть госзаказы», — говорит Андрей Рева.
Что предложат безработным?
Специалисты по трудоустройству высказывают большие сомнения по поводу успешности предстоящей реформы. «Я согласна с тем, что количество денег, которые мы вваливаем в центры занятости, не соответствует количеству трудоустроенных. Но делать из Центра занятости рекрутинговое агентство — дорого, сложно, а может, и безнадежно», — считает HR-эксперт Татьяна Пашкина.
По ее словам, в 2016 году из 50 тысяч вакансий, которые были у Центра, 65% предлагали зарплаты до 2000 грн. «Потому что работодатель, который предлагает вакансию в ЦЗ, должен быть готов в любой момент отчитаться о размере зарплаты, налогах, в то время как на негосударственных площадках работодатели могут указать более высокие зарплаты. А теперь вопрос: если у нас минимальная зарплата 3200, то сколько вакансий будет в ЦЗ и какие зарплаты в них будут указаны?» — говорит Татьяна Пашкина.
Что говорят эйчары
С созданием рабочих мест, по мнению Пашкиной, также будут проблемы: «Работодатели не торопятся создавать рабочие места, потому что не всегда понимают их дальнейшую судьбу. Наша самая «жирная» отрасль — айтишники — сидят на чемоданах и не знают, придут к ним с обысками или нет. Все остальные тоже боятся и давления, и неожиданных перемен в законах. Даже если мы создадим сотню способствующих законов, год-два-три бизнес будет выжидать — а не передумает ли государство? Поэтому кроме реформ предпринимателям нужна уверенность, что государство послезавтра не передумает. Должны быть клиентские, паритетные основы, государство и бизнес должны доверять друг другу».
Ярослав Маркин, Мария Разенкова
По материалам: Вісті
Поделиться новостью