Дело Онищенко: газовая наука для всех — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Дело Онищенко: газовая наука для всех

Энергетика
862
Народный депутат Украины, владелец группы нефтегазодобывающих компаний Александр Онищенко спровоцировал громкий скандал о возможных коррупционных действиях в окружении президента Петра Порошенко. Кроме политического подкупа, речь идет о получении незаконных доходов от продажи природного газа и угля для государственных компаний. Так называемое дело «Онищенко – Кононенко – Порошенко» может стать катализатором для начала новых расследований деятельности других участников добычи газа и нефти в Украине.
Онищенко против Кононенко
Александр Онищенко, в частности, заявил, что депутат от «Блока Петра Порошенко» Игорь Кононенко, который является давним другом президента, получает $20 с каждой тонны угля, поставляемого из неконтролируемых территорий Донбасса. Также Онищенко утверждает, что платил Порошенко по 2000 гривен за каждые 1000 кубометров газа, которые его компания поставляла на нужды «Центрэнерго» и Одесского припортового завода. Правда, из доказательств Александр Онищенко пока предлагает только возможные аудиозаписи разговоров с Петром Порошенко и sms-переписку с Игорем Кононенко.
Из политических обвинений Онищенко, который уже несколько месяцев находится за границей, можно выделить заявления о том, что он был посредником между Администрацией президента и Верховной Радой, а также организовывал и финансировал «нужные» голосования в парламенте. В подкупе, как утверждает Онищенко, были задействованы Кононенко и депутаты от БПП Игорь Грановский и Сергей Березенко. Сам же Кононенко получал от Онищенко по $1 млн на «карманные расходы». Не прошли бесследно обвинения и для генерального прокурора Юрия Луценко, за назначение которого Онищенко, по его словам, «заплатил» $2 млн.
Если дальнейшие расследования заявлений Онищенко о коррупции получат юридическое подтверждение, это будет означать, что «газовые» и «угольные» средства могли быть направлены именно на эти цели ─ подкуп, оплату голосований и другие потребности власти.
Народный депутат Игорь Кононенко ожидаемо подверг сомнению достоверность заявлений Онищенко. «Мне очень трудно комментировать обвинения Онищенко, поскольку человек обвиняется в миллиардных злоупотреблениях в нашей стране, и есть дело, есть в свободном доступе НАБУ. Депутат-беглец, убежавший ответственности, депутат, который сейчас, по моей информации, находится в России, и уже получил российский паспорт, занимается обвинениями, которые не имеют никаких оснований, и не указывает никаких доказательств», ─ отметил Кононенко.
Вполне ожидаемым было и опровержение Кононенко заявления Онищенко о том, что заместитель председателя фракции БПП якобы получает угольную «ренту». Действительно, уже более двух лет на рынке поставок угля из Донбасса можно часто услышать, что продажа не обходится без участия нардепа Кононенко. Но обвинения Онищенко с угрозами предоставить доказательства стали первым приближением к предоставлению возможных фактов такого влияния.
Сам же Кононенко отвергает такие предположения: «Вы знаете, я считал Онищенко «специалистом» по газу. А оказывается, что он у нас еще и «специалист» по углю. Что касается обвинений ─ то опять же: факты, фамилии, компании, хоть какие-то вещи нужно предоставлять, когда ты заявляешь обвинения. Другое дело, если уж говорить об угле, то когда мы покупаем уголь с оккупированных территорий, мы выбираем между плохим и очень плохим. С одной стороны, нам нужен уголь для поддержки нашей энергетики в нормальном состоянии, с другой ─ мы покупаем его на оккупированных территориях».
«Газовая» камера
5 июля Верховная Рада дала согласие на привлечение к ответственности, задержание и арест Александра Онищенко. А незадолго до голосования нардеп покинул территорию Украины, поскольку не захотел попасть в «газовую» камеру. Уже 9 августа Соломенский районный суд Киева удовлетворил ходатайство Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) о задержании последнего.
По данным Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и САП, с января 2013-го по январь 2016-го должностные лица ряда предприятий, в том числе компании «Укргаздобыча», при содействии Онищенко получали государственные средства путем продажи газа внутренней добычи по заниженной цене.
Эти действия Онищенко нанесли ущерб государству на сумму около $120,5 млн (3,1 млрд грн). Следователи считают, что газ, который добывали компании Онищенко в рамках совместной деятельности с «Укргаздобычей», попадал на фиктивные биржи с заниженной стоимостью. Его выкупали связанные компании и перепродавали уже по рыночной цене.
В целом по делу Онищенко проходит ряд близких к нему компаний: «Хас», «Карпатнадраинвест», «Надра Геоцентр», «Нафтогаз Трейд», «Газтранспроект», «Киевпромзбут». Следует отметить, что близкие к Онищенко компании по добыче газа в СМИ связывали с окружением бывшего президента Виктора Януковича и тогдашнего министра энергетики Эдуарда Ставицкого.
Именно компания «Газтранспроект» в марте 2015 года заключила соглашение с «Центрэнерго» на сумму 194 млн грн и продала 19 млн кубометров газа по 10 244 грн за 1000 кубометров. На тот момент предельная цена газа для промышленности, которую устанавливает НКРЕКУ, составляла 6600 грн.
В то же время другой депутат от БПП Сергей Лещенко уверяет, что в его распоряжении есть sms от Игоря Кононенко, где тот просит Александра Онищенко рассчитаться за предоставленные услуги, следующего содержания: «Привет. Инфо по Центрэнерго (газ) на 30.06. Поставлено 3 814 000 куб. м на общую сумму 54 389 000. Когда можно будет закрыться?» Исходя из этого, стоимость 1000 куб. м газа превышает отметку 14 000 грн.
«Помню, НАБУ жаловалось, что не смогло выйти на Кононенко по делу о давлении на министра экономики [Айвараса] Абромавичуса. Теперь есть прямые показания Онищенко. Ждем от [генпрокурора Юрия] Луценко представление в Раду на снятие с Кононенко депутатской неприкосновенности», ─ констатировал Лещенко.
Компания «Газтранспроект» продавала газ Одесскому припортовому заводу по давальческой схеме. Именно этой компании должна была принадлежать вся полученная из данного газа продукция ─ аммиак и карбамид. «Газтранспроект» связывали с Диамантбанком Давида Жвании, партнер которого Сергей Перелома работает заместителем председателя правления «Нафтогаза Украины» и возглавлял наблюдательный совет Одесского припортового завода.
Конец совместным договорам
В то же время компании Онищенко – не единственные, кто работал по договорам о совместной деятельности, и в отношении которых государственная компания «Укргаздобыча» инициировала пересмотр условий деятельности или разрыв отношений. В компании было восемь договоров о совместной деятельности с частными инвесторами. Они заключены: в 2002 году (1), 2004-м (5), 2007 и в 2014 годах (по 1). Согласно отчетности «Укргаздобычи», в компании заключены такие договоры с ООО «Карпатыгаз», ООО «Дион», ООО «Надра Геоцентр», ООО «Техпроект», ООО «Фирма «ХАС», ООО «Карпатынадраинвест», ООО «Прыродни ресурсы+» и ООО «Цефей».
Заместитель главы «Укргаздобычи» Александр Романюк заявил, что в украинские суды поданы иски по 6 из 8 договоров о совместной деятельности. Договор с «Карпатыгаз» предусматривает судебное решение только через Стокгольмский арбитраж. «Еще с сентября 2015 года мы начали попытки досудебного урегулирования, а в конце прошлого года привлекли известную юридическую компанию, она начала работу с последующим обращением в арбитраж», – пояснил Романюк.
Председатель правления «Нафтогаза» Андрей Коболев также раскритиковал проекты совместной деятельности. «Совместная деятельность была вынужденной. Частично она, видимо, имела определенные коррупционные элементы, которые существовали в ситуации, когда «Укргаздобыча» продавала газ по $30, а частные компании ─ по $400. Сейчас эта ситуация изменилась, и мы планируем прекратить совместную деятельность в «Укргаздобыче» как факт», ─ рассказал он.
Популярное мнение о коррупционности поставок газа компаниями с общей деятельностью повторил недавно и премьер Владимир Гройсман на примере именно Александра Онищенко.
«Что делали такие дельцы? Они покупали газ в государственных компаниях по 2000 грн за 1000 кубов, а продавали его по 7000 грн. На этом они и зарабатывали огромные деньги, ведь государственный газ был в 3-4 раза дешевле. При таком воровстве государственные добывающие компании были в стагнации, они не могли проводить бурение, исследования, они постоянно уменьшали добычу газа, а частники увеличивали», ─ подчеркнул Гройсман.
«Малая кровь» Burisma и «Нефтегаздобычи»
Параллельно с проверкой и судами с компаниями совместной деятельности Генпрокуратура проверяла другие частные предприятия, которые занимаются добычей газа. Речь идет о группе компаний Burisma Holdings. В ее состав входят четыре операционные компании, которые занимаются разработкой месторождений и добычей газа: энергосервисная компания «Эско-Север», «Пари», «Первая Украинская газонефтяная компания» и «Алдеа». Burisma владеет 20 лицензиями на добычу газа и нефти в Украине. Burisma связывают, как и группу компаний Онищенко, с окружением экс-президента Януковича, в частности, экс-министром экологии Николаем Злочевским.
«Общая сумма убытков за два последних военных года (от деятельности «Эско-Север») ─ около 1 млрд грн. Это ─ четверть суммы, выделяемая госбюджетом на вооружение украинской армии. Схема была и раньше, но сейчас мы берем два последних года и видим, что согласно ч.3 ст. 212 и ст. 205 УК Украины (уклонение от уплаты налогов, что привело к непоступлению в бюджеты, а также фиктивное предпринимательство) подозревается компания, к которой имеет отношение бывший экс-министр экологии Николай Злочевский», ─ заявлял генпрокурор Юрий Луценко. При этом пресс-секретарь Луценко Лариса Сарган конкретизировала, что ГПУ расследует еще одну схему по разворовыванию газа, кроме дела Онищенко.
Этого хватило, чтобы Burisma заявила, что до конца 2016 года в госбюджет перечислит более 2 млрд грн. «Группа всегда была открытой в своей работе, поэтому в случае выявления нарушений и доведения их правомерности в суде Burisma гарантирует выплату всех необходимых доначисленных платежей. Только за последние два года операционными компаниями, входящими в Burisma, было уплачено более 5 млрд грн налоговых обязательств в бюджеты всех уровней», ─ заявили в Burisma. После этого дела против Burisma довольно быстро закрыли.
Хотя следует отметить, что в условиях реальных оснований для расследования нарушений со стороны Burisma дела должны были быть расследованы и доведены до логического конца.
Похожий случай произошел с еще одним крупным игроком газодобывающей отрасли ─ компанией «Нефтегаздобыча» Рината Ахметова, которая с 2015 года работала в условиях ареста счетов, имущества и добытого газа. Однако с конца 2015-го и в начале 2016 года «Нефтегаздобыче» удалось решить этот вопрос.
«Более девяти месяцев под арестами находились активы «Нефтегаздобычи». Было подано свыше 80 ходатайств о снятии арестов, проведено более 100 судебных заседаний. Фактически под напором наших юристов и по мере расширения количества инстанций, в которые мы обращались, суды начали становиться на сторону «Нефтегаздобычи», и через месяц-полтора мы добились полного снятия арестов и восстановили стабильную работу газодобывающей компании», ─ заявил генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко.
Фактически можно сказать, что и Burisma, и «Нефтегаздобыча» отделались «малой кровью» в противостоянии с правоохранительными и судебными органами. Это закономерно вызвало сомнения, что не обошлось без существенных изменений в имущественных правах обеих компаний или компромиссов с президентской вертикалью власти.
После украинского будет международное расследование?
Онищенко и его группе компаний не удалось так легко и виртуозно договориться с властями. Помешали и политические амбиции, и нежелание делиться имуществом, и длительные торги. «Минусом» для Онищенко стало и то, что в 2014 году его сотрудничество с экс-премьером Яценюком было достаточно активным. Так, в начале 2015 года Онищенко даже пытался через Яценюка пролоббировать назначение на должность главы «Укргаздобычи» своего человека.
«Хочу сказать об экономической составляющей этого дела. Я вам объясню, почему не уплачена рента, из-за чего это происходило и в какой стадии это находится. Нам было сделано предложение от компании «Укргаздобыча», я так понимаю, ее будут готовить на приватизацию, и будут ее кому-то продавать, чтобы мы просто продали и нам возместили сумму, которая была инвестирована в эти компании. Это около 2 млрд. В стадии этих переговоров все шло к тому, что если она возмещает стоимость нашей компании, мы их отдаем, и эта сумма, 1,3 млрд, будет погашена из этих денег. Поэтому там нет никакого криминала, никто никуда не собирается бежать или что-то воровать. Есть просто переговоры с «Укргаздобычей» и с налоговыми органами», ─ утверждал Онищенко.
Между тем в НАБУ и САП считают, что «дело Онищенко» уже «сделано». Так, в НАБУ отчитываются, что за 4 месяца после разоблачения нарушений компаниями Онищенко государство начало зарабатывать на продаже газа. «Только за четыре месяца, после того как удалось ликвидировать эту схему, удалось получить прибыль уже 162 млн грн», ─ сказал председатель НАБУ Артем Сытник.
Руководитель САП Назар Холодницкий подвергает сомнению возможность Онищенко предоставить доказательства своих обвинений в отношении Порошенко и Кононенко, а также других участников нарушений. «Онищенко, раз ты сказал А, скажи и Б, В, Г, Д, и так до конца алфавита. Скажи это, дай материалы, дай документы. И тогда мы сможем провести следствие. Потому что это тактика и методика расследования. Если ты заявитель, у тебя есть информация, дай ее следствию. Пока ответа мы ни публично, никак не получили. Те его утверждения, что он трижды обращался в НАБУ, не соответствуют действительности. Это ложь», – утверждает Холодницкий.
В то же время в НАБУ и САП не учитывают того, что «газовое дело» Онищенко ─ это одна цепочка вместе с подкупом народных депутатов, незаконными договоренностями с Порошенко и совместными коррупционными действиями с окружением президента Украины. Все это фактически и так признал Онищенко. Любой другой международный суд или орган расследования может заинтересоваться тем, что доходы от газового бизнеса Онищенко, которые стали возможны за счет сотрудничества с властью, фактически использовались для преступных действий. Поэтому сейчас «газовое дело» Онищенко только будет развиваться, а не закрываться.
Юрий Корольчук
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас