Ощадбанк вводит «налог» на очередь — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Ощадбанк вводит «налог» на очередь

Личные финансы
3407
Антимонопольный комитет выяснил, что население, которое платит в банках за жилищно-коммунальные услуги, дважды оплачивает комиссию за эти платежи: с одной стороны, комиссия включена в стоимость услуги ЖКХ, с другой – банки берут плату с физлиц. Последним сдался Ощадбанк: госбанк, принимающий до 50% всех платежей ЖКХ, вводит комиссию за оплату платежек в своих кассах.
Двойная оплата
Антимонопольный комитет провел исследование рынка услуг по приему наличных платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги. Речь идет о платежах за поставку холодной и горячей воды, газа, электроэнергии, централизованного отопления и водоотвод. АМКУ изучил состояние конкуренции в областных центрах с января 2015 по май 2016 года и пришел к неожиданному выводу.
Независимо от того, подписала ли компания – оператор услуги ЖКХ и банк договор на прием платежей от населения, физлица – потребители услуг ЖКХ платят комиссионное вознаграждение дважды: включенное в тариф на услугу, и банку/«Укрпочте» – по установленным ими тарифам.
Платежи за услуги ЖКХ принимают почти все банки, но основными участниками рынка АМКУ называет Ощадбанк, ПриватБанк и УГППС «Укрпочта». У них крупнейшее покрытие по стране. У Ощадбанка и ПриватБанка было 3798 и 2329 офисов соответственно, суммарно это 57,2% всех банковских отделений. В Киеве их покрытие чуть меньше – суммарно 35,4%. «В Харькове, Полтаве и Запорожье значительные доли на рынке принадлежали Мегабанку, Полтава-банку и компании «Запорожьесвязьсервис» соответственно», – отмечают в АМКУ.
Крупнейшим оператором этого рынка является госбанк. «Через сеть Ощадбанка проходит от 20% до 50% коммунальных платежей, в зависимости от региона и конкретного населенного пункта. В Киеве это порядка 50%», – рассказала замдиректора департамента розничного бизнеса – начальник управления организации пассивных и кассовых операций Ощадбанка Марина Ревуцкая.
Никаких санкций к банкам АМКУ не применял, и даже не оценивал их действия как незаконные. Антимонопольный комитет лишь высказал «обеспокоенность» сложившейся практикой.
Позиции крупнейших банков идентичны. «Тарификация оплат зависит от договорных отношений с коммунальным предприятием. Если коммунальная служба субсидирует оплату банковских услуг в полном объеме, комиссия с плательщика не взимается. Если же не субсидирует или субсидирует не в полном объеме, комиссия переносится на плательщика», – говорит пресс-секретарь ПриватБанка Олег Серга.
«Важное условие для оплаты без комиссии – заключенные поставщиком услуг договоры с банком, в котором поставщик услуг полностью берет на себя компенсацию затрат банка. Если поставщик услуг, заключив договор, покрывает затраты банка не полностью, а частично, банк недостающую сумму вынужден будет взымать с клиента», – поясняет Марина Ревуцкая. Ощадбанк в начале октября утверждал, что все платежи принимает без комиссий, но и у него есть исключения: оплата воды через ГИВЦ – без комиссий, но напрямую «Киевводоканалу» – комиссия 5 грн; оплата в ОСМД или ЖСК, которые не заключили договоры с банком, – комиссия до 7 грн, но не менее 5 грн.
Тарифный выбор
В столице работает 1268 отделений, на десять банков с наибольшими сетями приходится 787 из них, или 62,1%.
Зачастую банки формируют свою тарифную политику так, чтобы поощрить оплату клиентами услуг ЖКХ не через кассу, а через дистанционные каналы – терминалы самообслуживания и Интернет. Себестоимость онлайн-платежей дешевле за счет отсутствия затрат на кассиров. К тому же банки, устанавливая в отделениях более высокие комиссии, чем в Интернете, пытаются таким образом разгрузить отделения от очередей и низкодоходных операций.
В кассах отделений банки берут плату в основном в размере 1% от суммы платежа (см. таблицу), но не меньше 3-10 грн за каждую платежку (их минимум пять штук). А в интернет-банкинге многие банки и вовсе не взимают комиссию, или же она минимальна – от 1 грн.
Не все клиенты готовы к изменениям. «Несмотря на наличие альтернативных возможностей и технологий для оплаты, количество клиентов, которые обращаются в кассы с целью оплаты коммунальных услуг по бумажным квитанциям, не уменьшается», – сетует PR-менеджер Правэкс-банка Наталья Яненко.
Бывают и особенные случаи, например, ПриватБанк взимает дополнительную комиссию за обслуживание неидентифицированных клиентов в размере 2 грн за платеж, независимо от получателя. «2 грн – комиссия для неклиентов банка. Она покрывает расходы на ручную обработку бумажных документов для идентификации клиента», – пояснили в ПриватБанке.
Расплата Ощадбанка
Самые низкие тарифы – почти нулевые – у Ощадбанка. Именно поэтому в банке, который занимает вторую позицию в Киеве по количеству офисов, каждый месяц выстраиваются очереди. «В Ощадбанке из 100% операций по Киеву 90% приходится на прием и обработку коммунальных платежей! Более того, в период «коммунальных дней» (обычно с 10-го числа каждого месяца по 20-е число) Ощадбанк по сути работает исключительно на прием и обслуживание коммунальных платежей. В этот период госбанк по факту не имеет возможности осуществлять какие-либо другие (прибыльные!) операции, а сосредоточен только на обработке коммунальных платежей. На данный момент, за единичными исключениями, Ощадбанк, в отличие от других банков, не взимает комиссию за прием и обработку коммунальных платежей с физлиц», – говорили в банке еще в минувшем месяце.
Тогда в Киевсовете акцентировали, что банк взимает с клиента 3 грн при оплате одной из квитанций (за газ. – ред.), а ГИВЦ платит банку 1%. В сентябре один из сотрудников Ощадбанка сказал, что банк планирует ввести комиссию 2 грн с каждой квитанции, а в начале 2017 года – поднять ее до 10 грн. Информацию именно о таких размерах комиссии в банке тогда не подтвердили, но и не опровергли, объяснив, почему новые комиссии все же появятся.
«Ощадбанк, имея статус госбанка, должен обеспечивать безубыточную деятельность своих учреждений. Поэтому Ощадбанк вынужден пересмотреть тарифы на оплату коммунальных услуг. Чтобы минимизировать комиссионные расходы для людей, банк обратился ко всем поставщикам коммунальных услуг с предложением принять их оплату на себя, – поясняет Марина Ревуцкая. – Только в случае если вопрос не будет урегулирован с поставщиками услуг и на законодательном уровне, банк будет вынужден ввести минимальную комиссию для населения за прием платежей ЖКХ, обеспечивающую покрытие себестоимости операции». Вопрос был решен не в пользу клиентов.
Введение комиссии произойдет уже с 1 декабря – плата за каждую платежку составит 3 грн. Введение платы аргументируется тем, что доходы от приема платежей не покрывают расходы банка, а закон «О банках и банковской деятельности» запрещает устанавливать комиссии ниже себестоимости.
При этом в Ощадбанке уверяют, что введение комиссии не преследует цель «разогнать» очереди, которые могут переместиться в «Укрпочту» (ее комиссии от 0 до 3 грн). «Введение минимальных комиссий ни в коем случае нельзя рассматривать как возможность избежать очередей. Мы изучаем опыт ведущих международных аэропортов и крупных мировых розничных сетей для поиска модели взаимодействия с очередью», – считает Марина Ревуцкая. Оплата услуг ЖКХ в терминалах самообслуживания Ощадбанка остается без комиссий.
В ПУМБ, Правэкс-банке, Диамантбанке и ПриватБанке до конца года не планируют менять комиссии. «Если со стороны коммунальных предприятий не будет изменений в части оплаты услуг банка, то тарифы останутся на прежнем уровне», – говорят в пресс-службе ПриватБанка.
В 2017 году пересмотр тарификации пока анонсировал только Сбербанк. Другие банки следят за комиссиями конкурентов. «Все наши тарифы находятся «в рынке», поэтому пересматривать их нет смысла (последний пересмотр был 1 ноября. – ред.). Но мы постоянно отслеживаем нашу конкурентную позицию и реагируем оперативно», – отмечает начальник управления разработки продуктов Укрсоцбанка Ольга Шостак.
Садовничий Вячеслав
По материалам:
Фінансовий клуб
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас