Как в Украине финансируют образование: развитие или содержание


Как в Украине финансируют образование: развитие или содержание

За последние пять лет из бюджета Украины на образование выделялись деньги в основном на поддержку его существования. Номинально сумма на образование растет, но если говорить о качественном изменении, она сокращается за счет роста затрат на зарплату и коммунальные услуги. Достаточно ли финансируется образование в Украине.

Нужно провести реформу

Эксперт образовательной группы Реанимационного пакета реформ Светлана Олексюк отмечает, что в сфере среднего образования начались проблемы с финансированием, когда в школах начали собирать с родителей деньги. При этом из-за низкооплачиваемой работы учителя талантливые выпускники-педагоги не возвращаются в школы.

“Сейчас в более выигрышном состоянии киевские школы, которые в этом году начали массово ремонтировать и обновлять материальную базу. Это случилось впервые за много лет. Но в районах ситуация плачевная. Нужно понимать, что сейчас образование сложно представить без компьютеризации. Поэтому, к сожалению, школы по Украине в неравных условиях. Такую ситуацию трудно представить в Финляндии, где сельская школа имеет такие же условия, как школы в столице. В Украине все началось с мелкого: когда перестали в школы привозить мел, начали собирать с родителей деньги. Все это привело к материальному и как следствие – качественному упадку образования. Большой проблемой является то, что низкооплачиваемый труд учителя потерял престижность. Выпускники-педагоги не возвращаются в школу, а те, что идут давать детям знания, поражают непрофессиональностью. В образовании нужно провести инвентаризацию кадров, реформировать, как и полицию: устроить тестирование и конкурс на должность учителя, конечно, это необходимо проводить вместе с повышением престижности работы учителя”, – отмечает Светлана Олексюк.

Бюджет уходит на коммуналку и зарплаты

Эксперты отмечают, в системе образования существует кадровая проблема: в среднем образовании их нехватка, а в высшем – переизбыток. В то время как количество студентов за последние десять лет значительно сократилось, количество преподавателей в вузах уменьшилось незначительно. Отсюда и траты в основном на текущие расходы – коммуналку и заработные платы. Это не может не влиять на качество образования.

“Мы “съели” свои капитальные расходы еще с начала 2000-х годов. Тогда Украина выделяла на них около 18%: на закупку оборудования, на капитальные ремонты. С того времени эта доля значительно уменьшилась. Сейчас почти весь бюджет идет на оплату труда, коммунальные услуги и стипендии. Это влияет на процессы обеспечения качества образования, особенно в инженерных и естественных науках. Огромный перекос в сторону текущих расходов вызван не столько количеством студентов на бюджете, сколько неподъемным количеством преподавателей. За последние 10 лет количество студентов сократилось более чем на 40%, в то же время количество преподавателей упало только на 17%. Почему-то принято говорить о сокращении количества вузов, то на самом деле речь должна идти об увольнении худших преподавателей и администраторов. К сожалению, мы отказываемся сделать первый шаг к решению проблем – называть вещи своими именами. Скорее всего, в таких условиях запустить нормальные механизмы обеспечения качества высшего образования нельзя”, – отмечает эксперт в сфере образования, исполнительный директор аналитического центра CEDOS Егор Стадный.

По словам эксперта группы Реанимационного паркета реформ “Наука. Технологии. Инновации” и молекулярного биолога Натальи Шульги, остаточный принцип финансирования науки привел к интеллектуальным потерям в стране.

Интеллектуальные потери

Если говорить о науке, согласно нынешнему законодательству на нее должно выделяться 1,7% ВВП. Но за 25 лет достаточной суммы ни разу не выделяли. С 2017 года ученые надеются на постепенное улучшение ситуации, поскольку новый закон о научной и научно-технической деятельности предвидит увеличение финансирования до 3 % – уровня европейских стран к 2025 году.

“Во всем мире наука относится к расходам развития. У нас она рассматривается как расходы бюджета. Поскольку наука и образование в нашей стране не в приоритете, финансируется отрасль по остаточному принципу. Эта практика за 25 лет привела к большим потерям. Потерям интеллектуальным – больше 200 тыс. людей покинули страну. Если смотреть финансирование в гривнах – оно не показывает глубину катастрофы в системе. Те суммы, которые выделяются – микроскопические и позволяют развивать несколько лабораторий. Мы подготовили два прорывных законопроекта, которые дают инструментарий для модернизации действующей системы. Но этот процесс требует аудита высшего образования и академий – нужны ли нам столько университетов, институтов и академий”, – отмечает Наталья Шульга.

Если учесть инфляцию за последние несколько лет – финансирование науки и образования сократилось катастрофически. В 2013 году Министерству образования и науки выделили 24,3 млрд грн или 3,04 млрд долл., а на 2016 год – 26 3,041 млрд грн, что сегодня составляет всего 1 млрд долларов, то есть реально финансирование сократилось в три раза.

Виталий Андроник

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua