Как наживается страховой рынок — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Как наживается страховой рынок

Личные финансы
1179
Рынок автострахования в Украине переживает, пожалуй, не самые лучшие времена. На это повлияло достаточное количество факторов, но основной причиной послужил экономический кризис в стране. А вот если обратить внимание на мировую практику рынка автострахования, можно отметить, что данная отрасль решает не только социальные проблемы граждан, но и способствует экономическому росту государства.
Согласно Закону Украины “Об обязательном страховании гражданской правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств”, который регулирует отношения в сфере обязательного страхования гражданской правовой ответственности и направленный на обеспечение погашения ущерба нанесенного жизни, здоровью, имуществу потерпевших при эксплуатации транспортных средств. Отсутствие обязательного страхового полиса при эксплуатации транспортного средства несет за собой ответственность предусмотренную Кодексом Украины “Об административных правонарушениях”.
Тщательного внимания требуют проблемы социальной защиты граждан в самой системе автострахования, это обусловлено тем, что с каждым годом в Украине растет количество автомобилей, увеличивается количество аварий, которые приводят к порче имущества и вредят здоровью человека.
“Первая и главная оценка автострахования в Украине – “автогражданка” является основным двигателем всего страхового рынка Украины. Этот вид страхования обязательный, и это единственный вид страхования, который дает возможность страховому рынку заработать. Но с этим видом большие проблемы, поскольку законодательство по ОСГПО не дает той защиты для потерпевших в ДТП и виновников, которая им предусмотрена. И причина даже не самых статьях закона, а в необязательности его исполнения – государство заставляет автовладельцев страховать свою ответственность, но не следит за тем, чтобы страховой рынок должным образом выполнял свои обязательства”, – комментирует Юрий Чунихин, председатель правления Общественного союза “Украинский страховой омбудсмен”.
Как поясняют эксперты в области автострахования, данный рынок является молодым, от этого многие страховые компании погружаются в проблемы в виде задержки обязательных выплат по полисам, затяжных судовых разбирательств, прочее. На ряду с этим возникают следующие проблемы: отсутствие должного контроля со стороны государства за соблюдением автовладельцами действующего законодательства; низкая (в последнее время) платежеспособность автовладельцев, отсутствие доверия к страховым компаниям и так далее.
Согласно данным Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, общее количество страховых компаний, по состоянию на 31.12.2015 года, составило 361 количество.
“В том числе СК “life” – 49 компаний, СК “non-life” – 312 компаний, (по состоянию на 31.12.2014 – 382 компании, в том числе СК “life” – 57 компаний, СК “non-life” – 325 компаний)”, – отмечается в сообщении Нацкомфинуслуг.
Все меньше и меньше
Количество страховых компаний имеет тенденцию к уменьшению, так за 2015 год, по сравнению с 2014-ым, количество страховых компаний уменьшилась на 21. По сравнению с 2013 годом уменьшилась на 46.
Со слов Юрия Чунихина, на сегодняшний день, рынок уже покинуло около 30 компаний, но в целом на деятельности компаний это никак не отразилось.
“Каждый год страховой рынок получает 3 млрд грн, а выплачивают только 36% от этой суммы – около 1 млрд грн. При этом за последние 4 года этот казалось бы выгодный бизнес покинуло более 30 компаний и растет количество скандалов, когда потерпевшие в ДТП не получают своих выплаты (Гарант-Авто, Украина, НОВА)”, – отмечает Чунихин. Негативного очерка придает еще тот факт, что в Украине зафиксировано несколько случаев страхового мошенничества.
“Достаточно открыть интернет и ввести запрос о покупке страховых полисов. Поиск выдаст много объявлений о продаже страхового продукта, к примеру, за 400 грн. Но ни для кого не секрет, что продают их те компании, которые давно уже были выведены с рынка”, – отмечает директор по коммуникации общественной организации “Украинский страховой омбудсмен” Антон Авдеев.
Сейчас многие компании пытаются совершать определенные действия неправленые на уменьшение страхового размера или, вовсе, отказ от выплаты средств.
На страховой рынок в Украине влияют две структуры – Нацкомфинуслуг и объединения страховых компаний с функцией гарантийного фонда МТСБУ. Как сообщили в стаховом омбудсмене, Нацкомфинуслуг не следит за финансовым состоянием страховщиков и соблюдением лицензионных условий, вовремя не вводит временные администрации или порой не вводит их вообще.
“МТСБУ, в свою очередь, (его деятельностью управляют только страховые компании) выдает полисы страховщикам с сомнительным финансовым положением, большим количеством жалоб и задолженностью перед гарантийными фондами”, – рассказали в Общественном союзе “Украинский страховой омбудсмен”.
Дорога к выплатам
За последнее время клиенты СК жалуются на невыплаты по ОСАГО, на общую долю “автогражданки” приходится около 90 жалоб. За 5 месяцев к страховому омбудсмену обратилось 2100 человек и было принято 522 заявлений на страховые компании. Из них 197 заявлений были обоснованы (наличие доказательств) и сумма страхового возмещения за ними составляет 6 млн грн. По ОСАГО – 469, по КАСКО – 30, по ДМС – 17, 3 – по страхованию выезжающих за рубеж, 3 – по страхованию имущества.
Схема невыплат выглядит следующим образом: МТСБУ выдает полисы, страховые компании их продают и платят 4% в МТСБУ, акционеры выводят деньги, потерпевшие в ДТП не получают выплаты, за банкрота должна платить МТСБУ, но на практике надо 3-4 года ждать банкротства и по требованию МТСБУ еще 2-3 года ликвидации. И только тогда потерпевший в ДТП получит гарантированную выплату.
“В итоге, деньги от проданных полисов идет в частные карманы (акционеры, посредники, МТСБУ), потерпевшие в ДТП не получают выплаты, гарантийные фонды МТСБУ (1 млрд грн) – не уменьшаются – страховщики получают дивиденды от размещения фондов в банках. Что делает госрегулятор в этой ситуации? Пассивно наблюдает за происходящим, локально реагирует на жалобы.”, – отмечает Чунихин.
По информации Общественного союза “Украинский страховой омбудсмен”, МТСБУ планирует повышать тарифы на “автогражданку”. “ Видимо 2 млрд грн прибыли в год мало”, – иронизирует Чунихин.
Печально в данной ситуации то, что МТСБУ уже должно украинским водителям порядка 30 млн грн, а в случае банкротства страховой компании, пострадавшие в ДТП могут совершенно не дождаться гарантированных выплат.
Юлия Бондарь
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас