Занятая и бедная, или В чем отличие украинской молодежи от европейской
Современная молодежь живет в более технологически и экономически развитом мире и может похвастаться лучшим здоровьем и образованием.
В исследовании Deloitte 2016 года говорится о поколении рожденных в 1980-2000: “Они уже не лидеры завтрашнего дня, но все больше и больше – лидеры дня сегодняшнего”.
Это легко подтверждается рейтингами 30 до 30-ти, которые включают в себя молодых стартаперов и гражданских активистов.
В то же время их менее “звездные” ровесники не могут найти себе места в современном мире, сотрясаемом финансовыми кризисами, войнами и социальными волнениями. В некоторых странах они чувствуют себя такими же незащищенными с точки зрения работы, как и молодежь их возраста 50 лет назад.
На основании Исследования украинской рабочей силы эксперты VoxUkraine пронализировали безработицу среди украинской молодежи и в Евросоюзе после кризиса 2008 года и в период последнего экономического спада.
Как велика эта проблема в Украине?
Уровень безработицы низкий. Уровень безработицы среди молодежи в Украине ниже, чем средний по странам Евросоюза. Так, по результатам 2013 года он составил 15% в Украине и 22% в Евросоюзе.
Это говорит о серьезности этой проблемы для европейских стран. В шести странах Евросоюза безработица среди недавних выпускников превышает 30%, а в Греции достигает 55%.
Разрыв между безработицей среди молодежи и среди взрослого населения колеблется между 3% в Германии и 32% в Греции, со средним показателем для стран Евросоюза на уровне 12%.
Украина по этому показателю находится ниже среднего уровня, с разрывом между безработицей среди молодежи и взрослого населения на уровне 9%.
Ненадежная работа – редкость. Временные контракты и частичная занятость, которые считаются ненадежной формой трудоустройства, для Украины нехарактерны, и нет доказательств, что такая форма более распространена среди молодежи, чем среди взрослого населения.
Например, временные контракты заключает примерно 4,6% украинских выпускников, по сравнению со средним значением в 26% в Евросоюзе. Частичная занятость составляет 5,3%, по сравнению с 13,3% для европейских стран.
Так, в Польше, Италии, Испании и Португалии больше половины контрактов, заключенных с молодежью, были временными, а частичная занятость больше всего распространена в Нидерландах и покрывает около 44% выпускников.
Такие типы занятости появляются из-за того, что работодатели хотят перенести на работников риски, связанные с неопределённостью на глобальных рынках.
В странах Европы молодых людей очень много среди временно занятых еще и потому что, заходя впервые на рынок труда, они не имеют ни опыта, ни профессиональной сети контактов, ни репутации. Но в случае с неполной занятостью ситуация отличается.
Рынок молодежного труда более устойчив к экономическим кризисам. Украинский молодежный рынок труда более устойчив к экономическим рецессиям.
В 2013 реальный ВВП Украины был на 4% ниже, чем в 2007 – как и во многих других странах, таких как Кипр, Эстония, Финляндия, Дания. При этом уровень безработицы среди молодежи почти не изменился, если сравнивать со странами, которые также пострадали от кризиса.
Последний экономический кризис в Украине также не привел к появлению армии безработных – данные официальной статистики показывают, что при постоянном ежегодном падении ВВП, приведшем к 20% падению по сравнению с январем 2011 года, уровень безработицы даже снизился, и во втором квартале 2015 года составил 9%.
Означает ли это, что выпускники в Украине обладают теми же возможностями, что и молодые люди в Швеции, Чехии, Великобритании, Эстонии или Бельгии – странах, близких к Украине по уровню безработицы среди молодежи? Ответ отрицательный.
Почему в Украине низкий уровень безработицы?
Во-первых, группа молодой рабочей силы в Украине более узкая, чем в большинстве европейских стран.
Мы можем увидеть это, сравнивая высокий процент молодежи, учащейся в ВУЗах и относительно высокий процент людей в категории ВОЗТ – “вне образования, работы, тренингов” (NEET – not in education neither in employment nor training), которые исключаются из знаменателя при расчете уровня безработицы.
По данным последнего отчета об индексе глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index), Украина занимает 13 место среди 144 стран по распространенности высшего образования – только Греция, Финляндия и Испания среди стран Евросоюза демонстрируют более высокий показатель.
С одной стороны, страна с низким спросом на молодых профессионалов создает стимулы учиться дольше. С другой стороны – чем дольше люди учатся, тем ниже доля экономически активного населения среди молодежи.
29% украинцев, как и в среднем по Европе, не заняты ни получением образования, ни работой, ни тренингами. Принимая во внимание большую долю студентов и большую долю неактивной молодежи, мы видим, что уровень безработицы в Украине действительно низкий, но относится это только к сравнительно небольшой группе молодежи, которая-таки участвует в рынке труда .
Во-вторых, более 15% молодых людей заняты в теневом секторе. Если бы в стране работали более строгие правила, регулирующие отношения работодателя и работника, как во многих странах Евросоюзе, эти люди оказались бы безработными.
По данным Европейского социального исследования (ESS), Украина – один из лидеров по уровню занятости за рамками национального законодательства. Только в двух европейских странах неформальная занятость выше, чем в Украине – это Ирландия и Кипр.
Занятость в теневом секторе – не только причина недоплаченных налогов в государственную казну или неконтролируемого качества производства в стране, но это еще и отсутствие защиты прав наемных работников.
Слабые институты в Украине и низкая защита прав работников, как в формальном, так и в неформальном секторе, создали среди работодателей нездоровые практики, которые помогают компаниям адаптироваться к экономическим спадам. В частности, работодатель в частном секторе может затягивать с выплатой зарплаты, или заставлять работников уходить в неоплачиваемые отпуска, или уменьшать рабочее время, например.
В-третьих, может быть найти работу в Украине и легче, чем в Евросоюзе, но оплата труда будет меньше.
Например, средняя зарплата в Украине очень низкая, сейчас она составляет примерно 170 долларов в месяц, а минимальная зарплата едва достигает 60 долларов в месяц, что делает украинские зарплаты самыми низкими в Европе.
Как показывают исследования Gorry, 2013, минимальная зарплата, как и регулирование рынка труда в целом, негативно влияет на занятость, особенно среди молодых людей.
В странах с относительно низкими зарплатами, плохой защитой прав работников и слабыми профсоюзами, к которым принадлежит Украина, затраты на найм нового сотрудника для работодателя совсем небольшие, что является дополнительным объяснением более высокого уровня занятости среди молодежи в Украине.
Выводы
Украинский рынок труда кажется более благоприятным для молодежи, чем в странах Евросоюза. Он довольно устойчив к экономическим спадам.
Безработица среди молодежи на уровне 15% в 2013 году выглядит для Украины гораздо меньшей проблемой, чем для стран Европы, где она достигает максимальных значений в 55% с широким разрывом между занятостью молодежи и людей за тридцать, как например в Греции.
Однако за этими сильными данными скрывается низкий уровень участия в рынке труда, нестабильные условия найма и труда, долгие годы образования, которые затем не вознаграждается.
Более того, молодые украинцы, которые работают, получают более низкие зарплаты, чем их ровесники в Евросоюзе, что само по себе может нанести ущерб здоровью и благополучию в долгосрочной перспективе.
Традиционно, трудовая политика и реформы находятся на периферии внимания чиновников. Несмотря на их многочисленные предвыборные обещания повысить зарплаты и создать новые рабочие места.
Это явление некоторым образом объясняется тем, что все усилия, направленные на стимулирование экономического роста, либерализацию рынков, дерегуляцию экономики и снижение налоговой нагрузки, одновременно оказываются направленными и на создание рабочих мест и снижение структурной безработицы.
Но состояние рынка труда – не только производная экономического роста. Оно в свою очередь играет важную роль либо в стимулировании экономического развития, либо в его сдерживании, нанося урон человеческому капиталу и снижая продуктивность труда.
Так, к примеру, в Индексе экономической свободы за 2016 год Украина находится на 147 месте из 186 стран по показателю свобода труда, набрав 47,9 баллов, и на 162 месте в общем рейтинге стран.
Показатель включает в себя различные аспекты законодательного и регуляторного поля рынка труда страны, включая нормативы по минимальной оплате труда, временному увольнению, условиям расторжения трудового договора, измеримые регуляторные ограничения на найм и рабочие часы, плюс индикатор участия в рабочей силе, который измеряет потенциальные возможности рынка труда.
Чтобы приблизиться к наиболее успешным экономикам – таким как Гонконг, Сингапур, Великобритания или США, – Украина должна ускорить работу над Трудовым кодексом, проект которого сейчас подвергается суровой критике со стороны профсоюзов.
Но не стоит забывать, что при несоблюдении принципа верховенства права даже самые лучшие законы ничего не стоят. Следовательно, ключом к улучшению рынка труда и созданию новых возможностей для молодежи и всего населения является как совершенствование законодательства, так и нормально функционирующая правовая система.
Наталья Шаповал, Киевская школа экономики, Елена Низалова, Кентский Университет.
Статья основана на данных исследовательского проекта EXCEPT и собственных расчетах авторов. EXCEPT – исследовательский проект, который финансируется Евросоюзом в рамках программы Горизонт 2020. Цель EXCEPT – разработка эффективных и инновационных политических инициатив, чтобы помочь молодым людям в Европе преодолеть нестабильность рынка труда и риски, связанные с этим.
По материалам: Економічна Правда
Поделиться новостью