Как скандал «Дизельгейт» ударит по германскому автопрому — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Как скандал «Дизельгейт» ударит по германскому автопрому

Мир
1407
Выведя Volkswagen «на чистую воду», власти США на 30% обрушили капитализацию автогиганта и запятнали марку «Сделано в Германии».
Для сравнения – пять подобных инцидентов, ранее потрясшие мировой автопром.
Сколько будет стоить Volkswagen раскрывшееся мошенничество? Цифра вырисовывается на порядок выше нынешнего «антирекорда», установленного Toyota. Японский концерн согласился заплатить властям США $1,2 млрд за сокрытие информации о проблеме «залипания» педали газа, что стало крупнейшим штрафом в истории мирового автопрома. Второй по величине штраф в размере $900 млн заплатит General Motors за утаивание проблем в замке зажигания.
Volkswagen надеется вложиться в $7,3 млрд, зарезервировав эту сумму на урегулирование скандала. Власти США хотят больше. Агентство по охране окружающей среды США сообщило о желании потребовать от Volkswagen $18 млрд, или $37 500 в пересчете на каждый автомобиль. Претензии к компании выдвинут и другие страны. О проведении собственных расследований объявили Германия, Франция, Британия и Южная Корея. Помимо миллиардных штрафов, Volkswagen может потерять рынки сбыта, а ее руководителям грозят тюремные сроки.
Мошенничество Volkswagen еще в 2014 году раскрыли активисты малоизвестной организации «Международный совет по чистому транспорту», решившие перепроверить хваленую чистоту дизельных двигателей. Результаты получились невероятные: выбросы оксида азота оказались в 5-35 раз выше допустимых в США норм. Американские официальные органы потребовали от компании объяснений и возбудили собственное расследование.
Скандал вспыхнул в пятницу, 18 сентября, после того как регуляторы США официально объявили о том, что Volkswagen в течение последних семи лет обманным способом проходила проверки на экологичность. С 2009 года в автомобилях популярных моделей Jetta, Golf, Beetle, Passat и Audi A3 устанавливалась компьютерная программа, которая по положению руля и нагрузке на механизмы определяла, где находится машина: стоит в лаборатории или ездит по дорогам. В первом случае программа переводила работу моторов в щадящий режим, ограничивавший эмиссию выхлопных газов, что позволяло обманывать проверяющих.
Volkswagen признала, что программа для корректировки выбросов установлена на 11 млн автомобилей, из которых 500 000 были поставлены в США. Не исключено, что скандал охватит и других производителей дизельных машин. В эфире французского радио министр финансов Франции Мишель Сапен сообщил о необходимости проверить все компании европейского автопрома на то, сколько вредных выбросов их автомобили производят в реальных условиях.
Третий день подряд ценные бумаги немецких автомобилестроительных компаний падают вниз. Акции Volkswagen в понедельник рухнули в цене на 23%, во вторник еще на 17%, в среду – еще на 2%. Компания потеряла более трети рыночной стоимости, или свыше €25 млрд. Акции BMW за три последних дня подешевели с €88 до €77, акции Daimler, выпускающей автомобили марки Mercedes, упали с €76 до €64.
В Германии автопром приносит 17% экспортных поступлений, и с ним связано каждое седьмое рабочее место. Поэтому скандал вокруг Volkswagen может создать цепную реакцию в экономике. Если немецкие автомобили начнут терять рынки сбыта, сокращать производство и закрывать рабочие места, Европейскому центробанку, вероятно, придется печатать деньги, чтобы предотвратить очередную рецессию.
Примечательно, что все другие крупнейшие скандалы мирового автопрома были связаны с утаиванием наличествующих в автомобилях смертельно опасных дефектов. Мошенничество Volkswagen не создает угроз возникновения аварий. Но за гипотетическое воздействие дизельных двигателей на здоровье и самочувствие миллионов людей автогигант понесет гораздо более серьезное наказание, чем те производители, по вине которых сотни людей погибали.
Предыдущие подобные скандалы:
Возгорания Ford Pinto
В 1977 году пресса разразилась публикациями о бессердечии американской Ford Motors. У выпускаемых этой корпорацией субкомпактных автомобилей Pinto иногда ломались горловины топливных баков, что приводило к возгораниям, из-за чего погибло не менее 27 человек.
Журнал Mother Jones обвинил компанию Ford в том, что она поднимала вопрос об устранении смертельно опасного изъяна, но решила не перепроектировать Pinto, так как сочла, что экономически выгоднее будет выплачивать компенсации родственникам погибающих от возгораний водителей. Возникший скандал вынудил Ford отозвать более 1,5 млн моделей Pinto в 1978 году.
Шины Firestone
Поначалу Firestone отрицала наличие проблемы, но под давлением властей США и общественности ей пришлось изъять с рынка США 6,5 млн покрышек. Капитализация Firestone упала вдвое, а в реальных деньгах ее ущерб составил около $4 млрд.
Подушки Takata
Автомобильные воздушные подушки безопасности должны спасать людей в случае аварии. В 2008 году появилась информация о «подушках-убийцах» японской Takata, которые надуваются слишком быстро, из-за чего могут взорваться и обстрелять салон картечью металлических осколков. По данным властей США, эта проблема стала причиной семи смертельных случаев.
Скандал привел к беспрецедентному по масштабу отзыву автомобилей. С 2008 года для устранения взрывоопасной проблемы подушек Takata с мировых рынков было отозвано 53 млн автомобилей. В США было затронуто 34 млн машин, это эквивалентно двухлетнему объему продаж автомобилей на американском рынке. По оценкам экспертов, операция по замене подушек Takata обошлась поставщикам и производителям авто в $5 млрд.
Газовые педали Toyota
В 2010 году главе крупнейшего японского автоконцерна Toyota Акиро Тойоде пришлось оправдываться перед Конгрессом США за то, что компания скрывала информацию о дефектах, приводящих к самопроизвольному ускорению ее автомобилей. На дорогах США случалось, что машина внезапно разгонялась до 150 км/ч против воли водителя.
Начиная с 2009 года, Toyota отозвала по всему миру более 10 млн автомобилей, чтобы устранить причины «залипания» педали газа. Ради урегулирования конфликта с властями США Toyota согласилась выплатить $1,2 млрд. Ее затраты на ремонт отозванных машин оцениваются в $2 млрд.
Замки зажигания General Motors
Американский автогигант General Motors пострадал из-за скандала, связанного с неисправностью замков зажигания. Проблема заключается в том, что при тряске автомобиля ключ в замке может самопроизвольно поворачиваться, если на нем висит брелок. Это приводило к выключению двигателя, блокировке руля и несрабатыванию систем безопасности.
Корпорация получала от клиентов жалобы на проблемные замки зажигания с 2004 года, но ничего не предпринимала для устранения дефекта до тех пор, пока не грянул гром. В 2014 году министерство юстиции США признало GM виновной в преступной халатности, и американцы забросали компанию судебными исками. От нее требуют выплатить компенсации за 251 смерть и свыше 2000 увечий, предположительно, произошедших из-за бракованных замков зажигания.
В этом году GM уволила 15 топ-менеджеров и согласилась выплатить властям США $900 млн штрафа за сокрытие информации о неисправностях в системе зажигания. Затраты на отзыв автомобилей с дефектами эксперты оценивают в $2,5 млрд, а компенсации пострадавшим в авариях гражданам могут превысить $1 млрд.
Денис Закиянов
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас