НКРЭКУ: ни одного шанса для тепловой энергетики — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

НКРЭКУ: ни одного шанса для тепловой энергетики

Энергетика
974
Ситуация в украинской энергетике в очередной раз выходит из-под контроля правительства. За последние несколько дней в Киеве возникли сразу два антикризисных отраслевых штаба: один – при премьере Яценюке, второй – при Минэнергоугля. Причина – катастрофический дефицит угля на складах тепловых электростанций. В прошлом году пробуксовка была понятна – все ждали скорой победы в войне на Донбассе. На сей раз причиной срыва отопительного сезона можно назвать, разве что, саботаж со стороны властей, в частности – профильного министерства и НКРЭКУ.
Энергетика в полуобмороке
Основные проблемы энергоотрасли, которые очевидны при подготовке к отопительному сезону 2015-2016, – непрозрачное тарифообразование для генерирующих компаний и многомиллиардные долги госпредприятия “Энергорынок” перед генерацией, которые составляют 8,2 млрд грн.
Так, из-за заниженных тарифов ТЭС не могут обеспечить достаточные запасы угля на складах, провести необходимые ремонты. А, значит, гарантировать стабильное прохождение отопительного сезона.
Компании теплогенерации демонстрируют убытки и вынуждены останавливать работу блоков из-за нехватки топлива. Например, Змиевская ТЭС (ГК “Центрэнерго”) стояла в июне 20 дней – из-за отсутствия топлива. Остановлена Славянская ТЭС (ПАО “Донбассэнерго”).
В ночь на 1 августа остановлен последний остававшийся в работе блок ДТЭК Приднепровская ТЭС. В компании сообщили, что восстановление работы электростанции станет возможным после накопления необходимого объема антрацитового угля.
В конце прошлой недели ГП НЭК “Укрэнерго” заявила, что запасов угля на теплоэлектростанциях осталось на сутки работы. А уже сегодня остановлена Углегорская ТЭС.
“Существующий тариф делает любой импорт угля для покрытия дефицита запасов на складах исключительно убыточным”, – отметил руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий.
По его словам, сложившаяся ситуация свидетельствует о нежелании Минэнергоуля урегулировать вопрос вывоза угля из зоны АТО. При этом, энергокомпании жалуются на разрушения на железной дороге и отсутствие свободного подвижного состава.
По мнению эксперта, если тариф для энергокомпаний будет повышен, то у них появятся свободные средства, и они найдут возможности для доставки необходимых объемов угля без государственной помощи.
“Если у компаний уже сейчас нет денег, соответственно, единственный вариант, откуда они могут накопить эту сумму, – от повышения тарифа. Здесь никакого чуда быть не может. Компания зарабатывает только на тарифе”, – подчеркнул Паращий.
Катализатор кризиса
Впрочем, катализатором очередного кризиса в энергетике стало как раз нежелание Нацкомиссии, которая регулирует рынок электроэнергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), урегулировать тарифообразование в отрасли и сделать его прозрачным.
Свежий пример – перераспределение НКРЭКУ средств, освободившихся в структуре доходов “Энергорынка”, не на выплату долгов энергокомпаниям, а на погашения тела по облигациям, срок выплаты по которым наступит аж в 2018 году.
В июле ГП “Энергорынок” завершило выплату кредита объемом 2 млрд грн, привлеченного от “Ощадбанка” в ноябре 2014 года, для погашения задолженности перед компаниями теплогенерации и закупки угля для ТЭС. Это позволило высвободить в структуре доходов около 200 -230 млн грн ежемесячно.
Эти средства могли пойти на увеличение тарифов для тепловой генерации – и лечь в копилку средств, необходимых для пополнения угля на складах.
Но ГП “Энергорынок”, согласно решению НКРЭКУ, должен досрочно начать погашение этими средствами облигаций. Облигации на сумму 1,5 млрд грн были размещены в 2013 году и подлежат выплате через 3 года. То есть, острой нужды для погашения долга по этим облигациям нет.
При этом, ежемесячной же суммы в 230 млн грн, которая, увы, не дойдет до участников энергосистемы, хватило бы на закупку угля для 4-5 дней работы ТЭС.
Ситуация усложняется тем, что новый кредит из госбюжета на закупку угля для энергогенерирующих компаний, в недалеком будущем ляжет на стоимость тарифа – и приведет к его уменьшению.
Напомним, 2 млрд грн, выделены на прошлой неделе “Ощадбанком” по решению Кабмина, должны быть направлены, в первую очередь, ДТЭК, “Донбассэнерго” и “Центрэнерго” – в качестве аванса на приобретение угля. Впоследствии эти деньги, с учетом процентов по кредиту “Ощадбанка”, будут сняты с тарифа ТЭС.
Снова “спасительный” импорт?
Почему Минэнерго и де-факто курируемая им НКРЭКУ так упорно помогает тепловой генерации умереть?
Похоже, одна из причин – нежелание профильного министра Владимира Демчишина признавать ТЭС полноценными участниками энергетического рынка. От которых, кстати, зависит не только производство, но и регулирование маневровых мощностей системы на время планового или непланового выхода из строя ключевых источников электроэнергии – атомных энергоблоков.
Ведь при выходе в плановый ремонт сразу четырех энергоблоков АЭС и внеплановой остановке еще одного блока на Запорожской АЭС, глава Минэнергоугля начинает говорить о необходимости наращивания импорта электроэнергии из РФ. И ни словом, ни делом не поддерживает отечественную генерацию.
Но полагаться только на АЭС при прохождении отопительного сезона нельзя.
АЭС не могут работать сами по себе, их обязательно нужно регулировать. И если начинается, скажем так, неконтролируемое отключение потребителей из-за дефицита мощности, то это может привести к развалу всей энергосистемы. Резкое падение частоты сети приводит к тому, что автоматика на атомных блоках начинает отключать их от сети во избежание аварии – и у нас получается реальная системная авария. После чего надо поднимать всю энергосистему с нуля, надо все блоки запускать, по очереди синхронизировать. Это очень дорого, это огромная проблема для экономики”, – пояснил представитель Dragon Capital Денис Саква.
Получается, что нынешний подход Минэнергоугля направлен на срыв отопительного сезона и разрушение тепловой генерации как таковой. Конечной целью может быть что угодно: от точечной реприватизации резко подешевевших активов – до политической “подсадки” страны на импортную энергоиглу.
Без прозрачного подхода к тарифообразованию НКРЭКУ, по большому счету, может жонглировать цифрами себестоимости, очень далекими от реальности, даже близко не подходя к покрытию проблем тепловой генерации. И создание сразу двух антикризисных штабов вряд ли повлияет на деятельность НКРЭКУ, которую она проводит за наглухо закрытыми дверями.
Видимо, кому-то выгодно в очередной раз дотянуть критические для отопительного сезона решения до августа, чтобы снова поставить страну перед перспективой веерных отключений – и необходимостью спасительного импорта электроэнергии из страны-агрессора, России.
Иван Самойлович
По материалам:
РБК-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас