Что мешает успешной реализации программы МВФ — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Что мешает успешной реализации программы МВФ

Казна и Политика
242
В конце минувшей недели Совет директоров Международного валютного фонда завершил первый пересмотр выполнения Украиной экономической программы EFF, после чего одобрил выделение второго транша этого кредита на сумму $1,7 млрд. Деньги пополнят золотовалютные резервы НБУ.
Сложности, к примеру, возникли с усилением «институциональной независимости НБУ»: Рада не уложилась в дедлайн с принятием закона, хотя, как ранее писал Forbes, изменения носят лишь формальный характер.
С трудом был проголосован и законопроект №2045-а, касающийся улучшения системы гарантирования вкладов физических лиц и решения острых проблем с прозрачностью и эффективностью работы Фонда гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ). В ходе работы над законом депутаты хотели извлечь для себя и своих спонсоров определенные выгоды.
В итоге лишь после пятничного решения Совета директоров МВФ Минфин смог вздохнуть с облегчением. «Расширенная программа финансирования является главной составляющей плана Министерства финансов по стабилизации экономики Украины и закладкой фундамента для восстановления ее роста начиная с 2016 года. В сочетании с глубинными и амбициозными реформами, которые осуществляются Правительством Украины, получение нового транша будет способствовать дальнейшему восстановлению экономики и укреплению доверия к финансовым рынкам, как со стороны инвесторов, так и украинских граждан», – подчеркивается в сообщении на сайте Министерства финансов Украины.
В то же время опрошенные Forbes эксперты оптимизма Минфина пока что не разделяют. «Позитивное решение от МВФ по второму траншу – это, конечно, хорошая новость для Украины. Деньги МВФ сейчас позволяют платить за электричество, на котором работает аппарат искусственного дыхания для экономики страны. За полным отсутствием внутренних реформ, которые бы позволили экономике как-то начать выкарабкиваться из этого печального состояния, деньги МВФ и других международных кредиторов и доноров – единственное, что удерживает организм украинской экономики на этом свете», – считает финансовый аналитик Иван Угляница.
Далеко не все аспекты программы в Украине работают так, как того хочет Фонд. Или как это преподносится Кабмином или Нацбанком, будь то курс национальной валюты, ценовая стабильность или реальное состояние экономики.
Еще в апреле 2015 года в отчете Мирового банка «Всемирный экономический прогноз» говорилось, что после 6,8%-ного сокращения ВВП в 2014 году, в 2015-м Украина должна показать определенное улучшение – с падением ВВП уже на 5,5%. Сейчас большинство украинских инвестиционных компаний пересмотрели свои прогнозы в сторону минус 11-13% ВВП.
По словам экспертов, попытки убрать макроэкономические дисбалансы без реальной борьбы с коррупцией ни к чему не приведут. «Деньги МВФ не способны решить проблему тотальной коррупции, отсутствующей системы правосудия и всех остальных проблем, которые с завидной регулярностью приводят страну в одну и ту же точку», – говорит Угляница.
Председатель ОО «Реформы против коррупции» Анатолий Родзинский особого прогресса в борьбе с коррупцией, несмотря на сотрудничество с различными международными финансовыми организациями (МФО), также пока не видит. «Судьи по-прежнему принимают очевидно незаконные решения, часто, «руководствуясь внутренним убеждением», они могут принять решение в пользу либо одной, либо другой стороны, вне зависимости от того, что написано в законе», – указывает Родзинский.
По его словам, такая же ситуация имеет место и в налоговой сфере, из которой никуда не делись конвертационные центры. Не решена и проблема контрабанды, что показали последние события в Мукачево и Одессе. Не особо виден прогресс в исполнении судебных решений и регистрации недвижимости Минюстом. «При таком положении дел стране не нужны ни юристы, ни инвесторы», – констатирует Родзинский.
Если инвесторы и дальше будут оставаться безразличными к Украине, то очередные прогнозы по росту экономики в 2016 году останутся лишь на бумаге. Дальнейшие кредиты от МВФ в основном будут направляться в ЗВР. Также программа предусматривает будущие интервенции НБУ на внутреннем валютном рынке по выкупу валюты для достижения уровня резервов НБУ в $35 млрд. Учитывая то, с каким трудом продвигается «либерализация» валютного рынка, эти цели уже сейчас выглядят чересчур амбициозными.
«Следует отметить, что часть реформ развивается в абсолютно противоположном направлении от заявленного и прописанного в соглашении. К примеру, реформы пошли «наоборот» в вопросе налогообложения и дерегуляции предпринимательской деятельности», – говорит Угляница.
По мнению координатора группы «Налоговый кодекс» Общественной платформы «Нова Країна» Тараса Козака, позиция МВФ по налогам вызывает много вопросов. «Формально наша налоговая система не такая уж и плохая – если посмотреть на ставки, но не углубляться в эту тему. НДС 20% – нормально, в Европе часто бывает и выше. Налог на доходы физлиц 15-20% – прекрасно, по мировым меркам он очень низкий; налог на прибыль у нас тоже ниже, чем в других странах. Они удивляются, почему мы хотим его менять, все ведь хорошо. Но они не понимают, что за этими цифрами ничего не стоит. Тот же НДС – для налоговиков нет проблем снять налоговый кредит, если где-нибудь через семь посредников кто-то что-то не заплатил. А предприятие так «попадает» не на 20% НДС, а на 20% налога от оборота», – рассказывает Козак.
По его словам, даже если МВФ в каких-то моментах соглашается снизить налоговое давление, например ставку ЕСВ, то тут же требует найти компенсаторы, дабы не наращивать дефицит госбюджета. Однако, по мнению эксперта, замена одного налога на другой к росту экономики не приведет. «Это не работает, в Украине большое налоговое давление и еще очень плохое администрирование. У нас позиция такая – только детенизация может стать этим компенсатором, но для того, чтобы она произошла, нужно уменьшить налоговое давление. Но нас, к сожалению, не слышат», – констатирует Козак.
Однако получение внешних кредитов, без серьезных изменений внутри страны, вряд ли приведет Украину к долгосрочному экономическому росту. «Не следует надеяться на программу и деньги МВФ, как на лекарство в долгосрочной перспективе. Как показывает практика стран, которые не хотели лечить себя сами (Аргентина, Греция та же Украина), деньги МВФ – это всего лишь временное, краткосрочное решение», – подчеркивает Угляница.
По его словам, подобные программы обычно не выполняются либо выполняются лишь формально в виде законов, которые не работают. И это не позволяет «перезапустить» проблемные экономики. «В итоге страны оказываются в том же состоянии с большим долгом, потерянным временем и упущенными возможностями. Украина уверенно идет тем же проторенным путем – получить денег, немного перетерпеть и снова стать на те же старые, ржавые рельсы ресурсной экономики», – резюмирует Угляница.
Александр Моисеенко
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас