Газовая война Порошенко и Ахметова — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Газовая война Порошенко и Ахметова

Энергетика
2260
Уже неделю не стихает скандал вокруг главы Киевского апелляционного суда Антона Чернушенко. Однако истинной причиной конфликта может оказаться отнюдь не служебная нечистоплотность судьи, который всю жизнь служил всем властям, а конфликт вокруг предприятия “Нефтегаздобыча”.
Сейчас этот актив принадлежит Ринату Ахметову. Но еще в начале 2000-х им владел президент Петр Порошенко.
Именно готовое решение по “Нефтегаздобычи” было в руках судьи, когда к нему пришли с обыском. И о давлении на себя по этому делу со стороны АП пожаловался Чернушенко.
В АП обвинения отрицают, но войну за предприятие это никак не отменяет.
Обыск у судьи
19 июня в кабинете Чернушенко был проведен обыск совместный обыск ГПУ и СБУ, в результате которого у главы суда Антона Чернушенко изъяли 6,5 тыс. долларов, около 30 тыс. гривен, ключи от пяти автомобилей и карточки на бесплатное топливо общим объемом 14 тонн.
Следственные действия проходили в рамках уголовного производства по факту незаконного вмешательства служебными лицами Апелляционного суда Киева в работу автоматизированной системы документооборота. Как сообщили источники INSIDER, санкцию на обыск выдал суд Новозаводского района Чернигова.
В результате генпрокурор Виктор Шокин заявил, что инициирует в Верховной Раде снятие судейской неприкосновенности и арест Чернушенко.
Надо отметить, что адвокаты, имевшие дело с судьей, офф-рекордз отзываются о нем крайне негативно, указывая не только на нечистоплотность в принятии решений, но и обслуживание интересов сильных мира сего.
В то же время сам судья заявил, что проведенный обыск является лишь способом давления на него администрации президента.
Объясняя природу изъятого, Чернушенко сказал, что изъятые деньги (6 тысяч долларов) готовил для похода к стоматологу, попросил аудиенции у Петра Порошенко и обвинил заместителя главы администрации президента Алексея Филатова в давлении на суд.
“Меня вызывали неоднократно в администрацию президента и давали конкретные указания по принятию решений. Такие вызовы осуществлял Филатов”, – сообщил глава Апелляционного суда. Чернушенко отметил, что, в частности, Филатов требовал принять решение об аресте имущества “Нефтегаздобычи”.
Именно апелляция по “Нефтегаздобыче” должна была рассматриваться в тот день, когда начался обыск.
То, что судебные разбирательства вокруг газодобывающей компании, вероятнее всего, и стали причиной “маски-шоу” в суде, подтверждается и видеозаписью обыска, опубликованной пресс-службой Генпрокуратуры.
На ней видно, что сотрудники силовых структур пытались забрать из рук судьи проект решения, написанный еще до рассмотрения вопроса. В то же время, Чернушенко категорически отказывался отдать им эту бумагу.
Как свидетельствует стоп-кадр видео – в руках у Чернушенко был проект решения по апелляции “Нефтегаздобычи” на арест имущества и банковских счетов.
С конца марта 2015 года продолжается конфликт вокруг крупнейшей частной газодобывающей компании Украины “Нефтегаздобыча”. Сейчас ее контролирует ДТЭК Рината Ахметова.
Генеральная прокуратура через Печерский суд Киева уже несколько раз инициировала арест имущества и счетов компании. Поводом послужило уголовное дело по факту убийства бывшего директора “Нефтегаздобычи” Олега Семинского, который пропал еще в начале 2012 года.
Компания трижды снимала арест со своего имущества через Апелляционный суд Киева. Однако сейчас имущество и счета “Нефтегаздобычи” находятся под двумя арестами одновременно. Первое такое решение было вынесено Печерским судом 2 июня, второе –11 июня.
При этом один арест наложен в рамках дела Семинского, а второй – в рамках дела об уклонении от уплаты налогов.
История вопроса
Этот скандал – далеко не первый в “биографии” крупнейшей частной газодобывающей компании страны.
Стоит отметить, что “Нефтегаздобыча” – очень серьезный актив. Эта компания разрабатывает лицензионные участки на двух месторождениях в Полтавской области – Семиренковском и Мачухском.
Доказанные запасы природного газа там, по информации сайта ДТЭК, составляют 20 миллиардов кубометров. По состоянию на май 2014, “Нефтегаздобыча” эксплуатирует 11 скважин.
Согласно отчету компании за 2014 год, ею было добыто 752 миллиона кубометров газа. В денежном измерении в 2014 году компанией было реализовано продукции (газ и газовый конденсат) на 3 миллиарда 405 миллионов гривен.
“Нефтегаздобыча” была создана еще в 1999 году Николаем Рудьковским и Петром Порошенко, которые в то время вместе состояли в СДПУ(о) Виктора Медведчука.
Изначально компания называлась “Укрнафтогазтехнологии”, и ее акционерами выступали с одной стороны государственные, а с другой – частные компании. Государственные акционеры обеспечивали доступ к месторождениям, а частные – инвестиции в их разработку. Однако, в последствии, остались только частные акционеры.
После перехода Порошенко в команду Виктора Ющенко, а значит и в оппозицию к Медведчуку, его доля в компании досталась другому эсдэку – Нестору Шуфричу.
Как писали “Наші гроші” со ссылкой на Forbes-Украина, после того, как в 2005 году Порошенко возглавил Совет национальной безопасности и обороны, прокуратура открыла дело против топ-менеджеров “Нефтегаздобычи”, а юристы Порошенко обратились в суд с требованием лишить компанию лицензии.
Однако легитимность лицензии подтвердил Кабмин Юлии Тимошенко. А потом Виктор Ющенко отправил в отставку и Порошенко, и Тимошенко.
После этого начались конфликты между акционерами “Нефтегаздобычи” Шуфричем и Рудьковским. Первый их них произошел в 2007 году, после пребывания Рудьковского в СИЗО по обвинению в растрате государственных средств. Дело дошло даже до драки между акционерами.
Но компанией они владели вдвоем аж до февраля 2012 года, пока не пропал многолетний руководитель предприятия Олег Семинский.
Как писал INSIDER, в один из зимних вечеров Семинский выехал из столичного офиса “Нефтегаздобычи” на улице Константиновской, после чего его больше никто никогда не видел.
Источник издания в компании рассказывали, что при нем были документы для подготовки компании к продаже. При этом якобы Семинский был ближе к Шуфричу, желавшему уменьшить влияние Рудьковского в “Нефтегаздобыче”.
После пропажи директора ситуация накалилась, и Рудьковский пошел в атаку через суды. Партнеры начали открыто воевать за контроль над компанией.
После этого Шуфрич обратился за поддержкой к донецкому бизнесмену Руслану Цыплакову, хорошему другу Виктора Януковича-младшего.
Один из совладельцев “НГД” рассказывал INSIDER, что помощь Цыплакова обошлась Шуфричу примерно в 3% акций “Нефтегаздобычи”. Еще 5% акций, по словам собеседника, Шуфрич отдал Виктору Медведчуку. Рудьковский же обратился за помощью к Ринату Ахметову.
Конфликт закончился через год после исчезновения Семинского – в феврале 2013 года. Ахметов купил сначала у Рудьковского, а потом и у Шуфрича по 25% акций “Нефтегаздобычи”, заплатив каждому по $125 млн.
В апреле 2013 ДТЭК Ахметова назначила руководителем предприятия своего менеджера Игоря Щурова.
По состоянию на июнь 2015 года, по данным SMIDA, 36,6% акций принадлежит компании DTEK OIL&GAS B.V., 24,9 – FOLOUX CONSULTING LIMITED (хранитель бумаг – Первый украинский международный банк Ахметова), 16,7% – Wolford Holdings Limited, 16,6% – Vediston Management Limited.
Судя по хранителю ценных бумаг и сообщениям АМКУ, сейчас доля Ахметова в “Нефтегаздобыче” составляет около 70%. И контроль над компанией осуществляет менеджмент Рината Леонидовича.
Дух бывшего директора
Весной этого года пропажа Семинского опять послужила поводом для конфликта вокруг компании.
В Генпрокуратуре расследуется дело по факту убийства бывшего директора “Нефтегаздобычи”. В рамках этого дела следователи систематически инициируют арест имущества компании.
Интересно, что еще недавно Семинский фигурировал на сайте МВД в качестве пропавшего без вести. Но сейчас информация о нем удалена со страниц министерства.
29 мая, после очередного ареста имущества, пресс-служба ДТЭК заявила, что Семинский находится в Киеве. Якобы 28 мая он вышел на связь с членом наблюдательного совета “Нефтегаздобычи” Вячеславом Черепанем. Отметим, что последнего связывают с Нестором Шуфричем.
“Во время личной встречи бывший председатель правления компании заявил, что не имеет материальных или иных претензий к ЗАО “Нефтегаздобыча”. Это обстоятельство было зафиксировано в его заявлении в адрес Печерского районного суда Киева, Апелляционного суда Киева, а также Генеральной прокуратуры Украины”, – говорилось в пресс-релизе.
В ДТЭК также заявили, что в течение последних дней Семинский давал соответствующие показания в Генеральной прокуратуре.
“Я заявляю, что нет оснований для ареста движимого и недвижимого имущества, счетов, средств, продукции (углеводородов), которые добыты или добываются Обществом на скважинах Семиренковском и Мачухивском месторождений Полтавской области, и запрета использования и отчуждения указанного имущества, средств и продукции (углеводородов) Общества”, – процитировала пресс-служба заявление Семинского.
Правда, никаких других доказательств наличия Семинского в живых, его фотографий или видеозаписей предоставлено не было.
В пресс-службе ДТЭК на запрос INSIDER уточнили, что компания “не располагает информацией о местонахождении Семинского в 2012-2015 годах и обстоятельствах его появления”.
“Уголовное производство по факту убийства Семинского является лишь поводом для незаконного давления на компанию”, – заявили в пресс-службе.
В холдинге Ахметова считают, что “расследуемое происшествие никак не относится к хозяйственной деятельности “Нефтегаздобычи”.
“Компания до настоящего времени не имеет никакого статуса в уголовном производстве…Кроме арестов, никаких процессуальных действий в отношении компании не осуществляется”, – утверждают в ДТЭК.
“Во-вторых, апелляционный суд принял уже 3 решения, которыми подтвердил неправомерность ограничения деятельности “Нефтегаздобычи”. Но, пользуясь несовершенством законодательства, следователи каждый раз подавали новые аналогичные ходатайства об арестах, которые Печерский райсуд тут же удовлетворял”, – заявили в пресс-службе.
В дальнейшем, по информации ДТЭК, Генпрокуратура нашла другой предлог для наложения арестов, реанимировав уголовное производство за уклонение от уплаты налогов, зарегистрированное еще 8 февраля 2013 года.
“В рамках этого производства рассматривалась законность ряда сделок в 2010-2012. Однако в 2013-2014 гг. компания подтвердила в судебном порядке, что при их заключении не было допущено каких-либо нарушений. Каких-либо просроченных налоговых обязательств компания перед государством не имеет”, – подчеркнули в пресс-службе.
На вопрос, связаны ли обыски в апелляционном суде с рассмотрением жалобы “Нефтегаздобычи” на арест имущества, в ДТЭК заявили:
“Рассмотрение апелляционной жалобы не состоялось из-за того, что здание суда было заблокировано. Связаны ли данные события – компании не известно. Однако компания не исключает, что Генпрокуратура продолжает искать формальные поводы для препятствования законной хозяйственной деятельности компании”.
“По сути вынесенных решений, суд и прокуратура запретили “Нефтегаздобыче” вести хозяйственную деятельность, связанную с добычей газа, что является незаконным. Компании запретили продавать добытый газ, тем самым блокируется возможность получения выручки и, как следствие, блокируется выплата заработных плат, налогов, оплата услуг подрядных организаций”, – подчеркнули в ДТЭК.
“Наложение многочисленных арестов делает невозможным своевременную уплату налогов. Если блокирование деятельности будет продолжаться и далее, у компании неизбежно возникнут просроченные обязательства. Не исключено, что за этим последуют попытки признания компании неплатежеспособной и взыскание ее имущества в пользу государства”, – заявили в пресс-службе.
Операция “Вернуть долю”
Настойчивые аресты имущества “Нефтегаздобычи”, акционером которой когда-то был Порошенко, действительно выглядят странно.
Как известно, Генпрокуратура сейчас напрямую относится к “президентской вертикали”. Участие сотрудников СБУ в обысках в Апелляционном суде совпало со скандальной заменой руководства Службы на полностью лояльное президенту Порошенко.
Не менее странно выглядят и письма пропавшего Семинского, которые используются в качестве оснований для снятия арестов с “Нефтегаздобычи”. Более того, по информации источников INSIDER, обжалование этих арестов автоматическая система распределения дел странным образом все время направляла к одному и тому же судье Чернушенко.
Как говорилось выше, именно вмешательство в работу этой системы послужило поводом для обысков в суде, именно в руках у судьи Чернушенко был зафиксирован написанный до рассмотрения проект решения по жалобе “Нефтегаздобычи” и именно судья Чернушенко открыто пожаловался на давление администрации Порошенко в этом вопросе.
Информированные источники INSIDER в судейском корпусе рассказали, что дело “Нефтегаздобычи” действительно находится под чутким контролем Петра Порошенко.
“Некоторое время назад состоялся разговор Порошенко с Ахметовым. Он потребовал вернуть ему долю в “Нефтегаздобыче”. Ахметов сказал, что долю у Порошенко отбирали Шуфрич с Рудьковским, а он компанию купил за деньги. Этот ответ Порошенко не устроил, и начались аресты имущества. А у Ахметова всегда были хорошие отношения с киевской апелляцией, и там все снимается”, – рассказал собеседник.
Замглавы АП Филатов все обвинения Чернушенко назвал бредом.
“Бред. Я не знаю, насколько этот судья религиозный человек, чтобы клясться на Библии. Но, если бы были факты давления на суд по поводу “Нефтегаздобычи”, или другого предприятия, то судья должен немедленно сообщить в правоохранительные органы”, – сказал Филатов.
Как рассказал источник INSIDER в администрации президента, после обыска судья Чернушенко звонил Филатову и предлагал решить конфликт мирно.
“Он предложил Филатову денег, и сказал, что готов принять любое нужное АП решение, и если нужно сам уйдет в отставку”, – рассказал собеседник.
Близкий друг президента, депутат Игорь Кононенко версию о интересе президента к “Нефтегаздобыче” назвал надуманной. “Хотя сама история смены собствености у компании очень темная, и журналисты бы могли этим заняться. А что касается обвинений судьи Чернушенко, то думаю, что он немного задержался в координатах 2010-2013 годов. И поэтому проблему следует искать не в АП, а вот в таких судьях, которых, к сожалению, еще много осталось работать”, – сказал депутат.
Однако отрицание со стороны представителей президента не означает того, что нынешняя власть не пытается потеснить Ахметова с рынка.
Газодобывающий бизнес – не единственная проблема Ахметова с ГПУ. Это ведомство также инициировало судебный процесс по отмене приватизации 25% компании “Днепрэнерго”, которые приобрел ДТЭК.
Как писал INSIDER еще в апреле, в рамках объявленного властью курса на “деолигархизацию” начнется атака со стороны президента против Ахметова.
ДТЭК – монополист на рынке тепловой генерации, поэтому Антимонопольный комитет заставит его продать часть активов. Прежде всего “Западэнерго” и “Киевэнерго”. Это нормальная практика – нужно демонополизировать экономику и создавать рынок”, – рассказывал собеседник в окружении Порошенко.
Процесс “выдавливания” Ахметова был виден также в кадровых рокировках в энергетическом секторе – людей бизнесмена начали убирать с ключевых должностей в государственных компаниях. Однако занимать их начали люди другого бизнесмена – Константина Григоришина – близкого к президенту.
На этом фоне “деолигархизация” становится больше похожа на банальную олигархическую войну, в которой участвует и президент.
Сергей Щербина
По материалам:
Інсайдер
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас