Инициатива наказуема — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Инициатива наказуема

Кредит&Депозит
1250
Нацбанк признал неплатежеспособным банк Олега Бахматюка – одного из крупнейших аграрных предпринимателей. Сегодня в «Финансовую инициативу» введена временная администрация, поскольку собственник не смог улучшить ликвидность кредитного учреждения. Бахматюк обещает принять активное участие в оздоровлении актива путем продажи его новому инвестору, но пока банк полностью во власти ФГВФЛ – его вкладчикам обещана компенсация на 3,7 млрд грн.
Второй пошел
Спустя семь месяцев после банкротства ВиЭйБи Банка бизнесмен Олег Бахматюк потерял второй свой банк. Вчера НБУ признал неплатежеспособным банк «Финансовая инициатива», работавший под брендом «the Bank». Учреждение, которое относится к числу крупных (16-е место по активам), пострадало из-за оттока средств. Еще в феврале 2015-го регулятор признал его проблемным и дал владельцу 180 дней на улучшение финансовой ситуации. Ему это не удалось. «Несмотря на все усилия по стабилизации, в частности докапитализацию банка владельцем существенного участия, остановить отток средств, стабилизировать ликвидность и восстановить платежеспособность в условиях текущего финансового кризиса так и не удалось», – сообщает Нацбанк. В мае Олег Бахматюк заявлял в кулуарах инвестиционной конференции «New Ukraine»: «Мы двигаемся поэтапно, как раз до конца июня мы увеличиваем капитал на 1 млрд грн».
«Финансовая инициатива» не погашала кредиты рефинансирования НБУ и вклады своим клиентам, говорят в НБУ. В 2014 году банк «Финансовая инициатива» взял у НБУ кредиты на срок свыше 30 дней на общую сумму 8,36 млрд грн. Уже в 2015 году он не получал такого рефинансирования. При этом задолженность «Финансовой инициативы» перед банками, в том числе и НБУ, выросла за прошлый год с 3,84 млрд грн до 9,36 млрд грн (+5,52 млрд грн). В мае 2015 года Олег Бахматюк заявил, что банк не планирует увеличивать портфель кредитов рефинансирования: «К концу года мы планируем его погашать. Я не знаю, что будет в конце года в экономическом и политическом плане, но мы планируем». Из отчетности банка за I квартал следует, что его долг перед другими банками вырос на 111 млн грн.
Несмотря на официальный статус «неплатежеспособности», в самом банке заявляют, что ситуация остается стабильной и обещают вернуть клиентам все их деньги. «Только за последние полгода владельцем потрачено $192 млн на пополнение уставного капитала банка, выплату кредитов и обеспечение других финансовых обязательств. Также в течение последних трех месяцев акционер докапитализировал банк на сумму более 1,2 млрд грн, что позволило проводить стабильные выплаты по депозитам, а также вести текущую деятельность и в полной мере выполнять все свои обязательства», – сообщили в банке «Финансовая инициатива», а это противоречит тому, что заявили в НБУ. Текущий уставный капитал банка составляет 3,84 млрд грн. Банк утверждает, что 30% докапитализации проведено в рамках стресс-теста по итогам аудита «Делойт энд Туш ЮСК», а 70% средств «влито» в капитал для поддержки ликвидности банка.
План спасения
Собственник рассчитывает, что банку удастся восстановить свою работу. Поэтому он планирует принять активное участие в его финансовом оздоровлении, хотя действующее законодательство прямо говорит, что собственник обанкротившегося банка ни при каких обстоятельствах не сможет сохранить контроль ни над этим учреждением, ни над переходным банком, который может быть создан на основе «Финансовой инициативы». «Акционер и менеджмент банка планируют в конструктивном сотрудничестве с временным администратором обеспечивать выполнение всех обязательств банка, а также принимать меры по его дальнейшему оздоровлению и возвращению на рынок путем продажи стратегическому инвестору», – сообщили в банке.
Такая «открытая» позиция может объясняться тем, что ФГВФЛ может подать в суд на собственника обанкротившегося банка за доведение учреждения до состояния неплатежеспособности. Речь идет как о финансовой, так и уголовной ответственности. К тому же деловая репутация Олега Бахматюка, согласно постановлению НБУ № 357, в течение ближайших трех лет считается испорченной. А значит, он не сможет купить новый банк для обслуживания своего аграрного бизнеса.
Как сообщалось, господин Бахматюк также обещал спасти ВиЭйБи Банк за счет привлечения инвесторов – в лице своего неназванного партнера по бизнесу и государства. Однако Минфин отказался национализировать банк, «инвестор» так и не был назван, поэтому в марте 2015-го началась ликвидация учреждения.
Нагрузка по компенсации клиентам гарантированных государством средств значительная. Под гарантии подпадают счета 92% вкладчиков «Финансовой инициативы» – 59 тыс. человек. Фонд гарантирования вкладов физлиц должен выплатить им больше 3,7 млрд грн (в том числе валютные вклады по курсу 21,52 грн/$).
Фонд был готов к приему нового клиента, поскольку в начале июня порядка полутора десятка банков имели статус проблемных. «В бюджете для нас заложено 20 млрд грн, но очевидно, что этих денег не хватит. Есть еще возможность получить 21,5 млрд грн из дополнительных резервов. Основной вопрос для нас – это крупные банки, с мелкими проблем не будет», – говорил тогда заместитель директора-распорядителя ФГВФЛ Андрей Оленчик.
Более крупные клиенты «Финансовой инициативы» будут дожидаться своей очереди на возврат денег уже после продажи активов банка – в ходе ликвидации учреждения, если инвестор все же не будет найден. За 2014 год портфель вкладов юрлиц сократился более чем вдвое (с 2,51 млрд грн до 0,92 млрд грн), но в I квартале 2015 года он вырос на 0,6 млрд грн. По данным НБУ, на 1 апреля 2015-го физлица хранили в банке 5,17 млрд грн. Олег Бахматюк агентству «Интерфакс-Украина» уточнил, что общая сумма обязательств по вкладам физлиц оценивается в 4,7-4,8 млрд грн, у состоятельных клиентов «завиcло» порядка 1 млрд грн.
Массовые банкротства
Это уже не первый случай на украинском рынке, когда собственник нескольких банков по очереди теряет их из-за проблем с платежеспособностью. В марте обанкротились сразу четыре банка, принадлежавших Николаю Лагуну: Дельта Банк, Кредитпромбанк, Астра Банк и Омега Банк. Однако пока есть и противоположные примеры. Например, Юнекс Банк Вадима Новинского продолжает работать, несмотря на то, что его банк «Форум» обанкротился еще в марте прошлого года. При этом оба банкира – и Николай Лагун, и Вадим Новинский – безрезультатно декларировали готовность «спасти» свои неплатежеспособные банки, чтобы свои сбережения не потеряли состоятельные клиенты Дельта Банка и банка «Форум».
Участники рынка не видят прямой закономерности в том, что если предприниматель потерял один свой банк, он не сможет удержать второй. «Это вряд ли можно считать закономерностью. Все зависит просто от того, есть ли у конкретного акционера возможность поддерживать свой банк. Если он сможет это делать, то банк будет стоять, а если нет, то ничего не поделаешь, – считает председатель правления банка «Хрещатик» Дмитрий Гриджук. – На рынке вряд ли будет какая-то реакция на это банкротство. Это как в больнице: один укол или три – уже не имеет значения».
Елена Губарь
По материалам:
FinMaidan
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас