"Уникальная таблетка" правосудие - Открытый Суд — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

"Уникальная таблетка" правосудие - Открытый Суд

Криминал
794
Открытый (или публичный) судебный процесс является одним из способов восстановления доверия к судам и судейской ветви. Именно открытый суд показывает все стороны проведения судопроизводства и защищает от “тайного” правосудия, считает Европейский суд по правам человека.
Начинать реформы – из судейской системы
Недавно в Украине появилась общественная организация, которая именует себя, как “Открытый суд”. Главной целью которой является обеспечение гражданам права на справедливый суд, основанный на принципах гласности, открытости и состязательности процесса.
По мнению основателей инициативы, реформы в Украине должны начинаться именно с судейской системы. Каждый гражданин должен чувствовать справедливость в судопроизводстве, доверие к суду и к адвокатуре.
“Суд – это место, где человек имеет спокойно защитить свое право, которое было возбуждено прокуратурой, милицией, или другими органами. Для бизнеса это спокойствие, это инвестиции, это тоже уверенность в завтрашнем дне “, – подчеркнул основатель инициативы” Открытый суд “Станислав Батрин.
Аксиомой функционирования демократического общества является ситуация, когда низкое доверие к власти влечет снижение уровня ее легитимности. Исходя из конституции, Украина является демократическим и правовым государством, а единственным источником власти – народ.
“Если нет в Украине суда, нет правосудия, нет этой Украине, у нее нет никакого будущего, это ключевая проблема на которой мы сегодня отмечаем”, – отметил Станислав Батрин.
От записи суда к справедливому решению
Учредители иницитивы “Открытый Суд” отмечают, что их организация реализуется на основании новейших положений Закона Украины “Об обеспечении права на справедливый суд”, согласно которым любые лица могут проводить в зале судебного заседания фотосъемку, видео- и аудиозапись с использованием портативных видео – и аудиотехнических средств без получения отдельного разрешения суда.
Также считают, что с помощью внедрения фиксации судебного процесса, их организация сможет решить конфликтную ситуацию, получить справедливое решение компетентных органов исполнительной власти или суда и таким образом защитить права, свободы или законные интересы каждого гражданина.
“Когда потерянное доверие, мы должны помочь судам стать независимыми, но и суд должен понимать, что вся ответственность лежит на нем. Он должен быть открытым с людьми, должен быть человечным, должно быть этика “, – добавил Станислав Батрин.
Сквозным принципом деятельности суда является принцип гласности и открытости судебного процесса, который закреплен в статье 129 Конституции Украины и в статье 11 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей». Этот принцип заключается, в частности, в обеспечении государством свободного доступа в зал судебных заседаний, где проходит рассмотрение дела, всех желающих граждан, а также их право делать письменные записи и фиксировать с помощью звукозаписывающих технических средств все, что происходит в зале судебных заседаний.
Положение об открытости судебного процесса находят свое отражение и в процессуальном законодательстве. Так, в статье 4-4 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, статьи 12 Кодекса административного судопроизводства Украины, ст. 27 Уголовно-процессуального кодекса Украины, ст. 6 Гражданского процессуального кодекса Украины принцип гласности совмещенный с принципом открытого судебного разбирательства, в соответствии с которым рассмотрение дел является устным и открытым; никто не может быть лишен права на информацию о дате, времени и месте рассмотрения дела и о принятых судебных решениях, кроме случаев, установленных законом.
В свою очередь принцип гласности и открытости судебного рассмотрения тесно связаны с доступностью правосудия, включает в себя: безопасность, доступность и удобство использования помещений суда; открытое ведение своей деятельности судом; обеспечение судом возможности эффективного участия в процессе всех, кто стоит перед ним, в том числе лиц с ограниченными физическими возможностями; уважение и вежливость со стороны работников суда к каждому, с кем они контактируют, не унижая достоинства этих лиц.
Проблемы в судах, которые существуют в нашей стране
Директор Департамента по вопросам люстрации Министерства юстиции Украины Татьяна Козаченко, отмечает, что за 16 лет существования Высшего совета юстиции, в нарушение присяги было подано только 142 судей.
“Учитывая уровень коррупции проблемы правосудных решений, в этом правосудии, это просто смешно. У каждого появляется понимание, что это безнаказанное “, – прокомментировала она.
С ее слов, в судебной власти за год ничего не изменилось: судью не рассмотрели, органы очистки не работали. Только сейчас создана Высшая квалификационная комиссия и начала Высший совет юстиции.
Коллега Татьяны Козаченко, Екатерина Ковалевская, член правления ВОО “Совета адвокатов Украины”, считает, что судьи как не знали судейской этики, так и не знают, до сих пор. Уважения к судейской системы, пока, нет.
“Страшно, когда в своих решениях и приговорах судьи не просто переписывают то, что написал прокурор, они просто делают копию с электронного вида документа и оставляют те описки и ошибки, которые есть в электронном документе прокурора”, – отметила Екатерина Ковалевская.
Неоднократно комитет министров Совета Европы в своих документах отмечал о необходимости обеспечить надлежащую организацию работы судов, как одно из условий доступа граждан к правосудию.
Судья Федерального суда США, доктор права и профессор Богдан Футей заявил: “Никто не будет уважать судей, пока они сами себя не начнут уважать”.
По его мнению, в Украине следует записывать на различные технические носители судебные процессы: так восстановится доверие граждан к судейской ветви. Но, приводя американский пример, отметил, что данное внедрение в Америке не закрепилось.
“Сравнить Америку и Украину, то очень трудно. Потому Америка свое 300-летнее существование, где судебная система пережила также свои проблемы. У нас есть распределение власти, является сдерживание и противовесы. Распределение власти базируется на том, что Верховная Рада, конгресс, принимают законы, а исполнительная власть – президент, выполняют те законы, но суд решает, совместимы ли эти законы с конституцией и действительно президент и исполнительная власть их выполняют “.
Станислав Батрин рассказал, что их организация ориентируется на рекомендации ООН, Венецианской комиссии и Консультативный Совет европейских судей. Из-за этого, определились с тремя позициями, каким образом в Украине можно обеспечить правосудие:
  • Политическая воля, если ее нет, ее надо зародить и побудить для того, чтобы эта политическая воля реализовалась;
  • Стандарты судейской этики, этот стандарт не отработан, в связи с этим нет авторитета в суды;
  • Обеспечение справедливого ведения судебного дела, обеспечения прав сторон.
Материал подготовила Юлия Бондарь
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас