Доступные электросети: потребителям обещают побороть коррупцию — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Доступные электросети: потребителям обещают побороть коррупцию

Энергетика
1126
К июлю 2015 года в Украине должен вступить в силу Кодекс электрических сетей. На сегодня уже подготовлено порядка 70% документа. Информация прозвучала на недавней конференции «Интеграция энергосистем Украины и Европы – вызовы и пути преодоления».
Поскольку Украина присоединилась к Европейскому энергетическому сообществу и приступила к формированию нового энергорынка на своей территории, принятие такого Кодекса является обязательным. Для потребителей электроэнергии этот документ важен тем, что отменяет ныне действующие «Правила присоединения к электросетям», и вводит новые, которые дадут потребителю гораздо больше прав и призваны исключить коррупцию.
Впервые к разработке Кодекса электрических сетей Украины специалисты приступили более 10 лет назад. За прошедшее время было разработано несколько вариантов документа, в том числе при помощи зарубежных партнеров. Но ни один вариант не дошел до утверждения. Причина – отсутствие на законодательном уровне четко обозначенных критериев, по которым он должен быть выписан, и задач, которые должен решать. Слишком много оказалось противников появления прозрачных правил.
Облэнерго всемогущий
Вы бизнесмен или частник, вы хотите построить производственный цех или собственный дом, вы облюбовали место под Киевом или забытый Богом участок земли на Херсонщине либо Волыни – сегодня судьба вашего новостроя полностью зависит от облэнерго. Подключение к сети становится самой затратной строкой расходов. Облэнерго – монополист, потому этот поставщик электроэнергии сам готовит технико-экономическое обоснование (ТЕО), сам составляет его смету, сам проводит строительные работы, а потом выставляет счет, сумма которого зачастую не вызывает ничего, кроме оторопи.
«Сегодня в Украине идет мощный перекос в сторону природной монополии по отношению к потребителям. Когда я увидел ТЭО облэнерго на проведение линии 10 кВ, с реконструкцией подстанции 110/10 кВ для подключения частного дома, лучше бы я меньше знал», – сокрушается Иван Плачков, глава наблюдательного совета ПАО «Киевэнерго» и дважды министр энергетики, в ходе обсуждения вопроса подготовки Кодекса. «Я тоже развлекаюсь иногда чтением документов этих разбойников-энергетиков, которые дают технические условия. Чего они только ни делают», – поддерживает разговор Сергей Чех, бывший замминистра энергетики и угольной промышленности.
Сегодня в некоторых регионах даже местные власти из-за баснословной стоимости не могут подключить к электросетям городки для переселенцев. А ведь в ближайшее время в Украине увеличится строительство частных домов, а соответственно возрастет и количество подключений к электросетям.
Тысячи военных из зоны АТО получают земельные участки в разных регионах Украины. Количество переселенцев уже превысило 1 млн человек – им тоже надо будет где-то жить. Скорее всего, будут восстанавливаться полупустые села и поселки вокруг крупных промышленных предприятий, частные секторы в городах. Реакция людей на вымогательство облэнерго будет вполне предсказуемой. Государству необходимо учитывать этот аспект.
Независимый подсчет
Сергей Чех рассказал на конференции, каким образом планируется повлиять на монополизм облэнерго. Новые нормы содержатся в разделе Кодекса «Присоединение». Согласно документу, любой человек, вне зависимости от того, является он владельцем земельного участка или нет, будет иметь право получить на руки техническую документацию и все исходные данные по существующим в округе электросетям – сечения, мощности, источники, подстанции.
Имея эти документы на руках, человек сможет самостоятельно заказать «рабочее проектирование», так сказать – в порядке коммерческого риска. «Это позволит квалифицированным проектировщикам и консультантам встать между произволом облэнерго и неопытностью потребителя. И уже специалист скажет, стоит ли связываться с этим проектом», – поясняет Сергей Чех. Сегодня эти расчеты облэнерго выставляет задним числом.
Заказчик потратит несколько тысяч или несколько десятков тысяч долларов, но получит на руки ТЕО, где будет сказано, что сети можно сделать таким образом, запитать из таких-то источников, и сколько это будет стоить. Если заказчика устраивает стоимость проекта, он идет в облэнерго, и тогда уже облэнерго делает заказ на строительство сетей для присоединения. Если облэнерго отказывается это делать, оно должно объяснить, почему. В противном случае привлекается энергоинспекция, которая и будет давать оценку требованиям облэнерго – завышены они или нет.
Каковы гарантии, что энергоинспекция не вступит в сговор с представителями облэнерго на местах, сказать никто сегодня не может. Довольно сложно контролировать из области людей в районных электросетях (РЭСах). Правда, Иван Плачков поделился своим опытом борьбы с подобной практикой работы службы перспективного развития еще в 1995 году, когда впервые стал генеральным директором «Киевэнерго».
«Что я только ни делал: премии снимал, выгонял, реструктурировал службу – ничего не помогало. Тогда я собрал всех и сказал, что они имеют право только выдавать техусловия и ничего не требовать от потребителя. Если же вы требуете у потребителя что-то построить, реконструировать и т.д., этот документ может быть подписан только мной, генеральным директором. Но, прежде чем я подпишу, приходите и убеждайте меня», – рассказал Плачков.
По словам чиновника, через полгода-год ситуация стабилизировалась: в городе все знали, что документы на строительство подписываются только генеральным директором. Впрочем, успехи такого подхода могут оценить лишь киевские бизнесмены.
Другие аспекты Кодекса
К разработке нынешнего варианта Кодекса приступили еще в 2012 году. В начале 2014-го он был передан в рабочую группу при Министерстве энергетики и угольной промышленности, и вот уже год совершенствуется. «Документ достаточно сложный. По нашей оценке, отработано больше 70% документа. Оставшаяся часть будет легче, чем то, что уже прошли», – считает Александр Болдырев, представитель ГП НЭК «Укрэнерго», один из разработчиков документа.
Только в 2014 году, когда был принят закон «Об основах функционирования рынка электроэнергетики Украины», появилось правовое определение Кодекса. В законе прописано, что это «свод требований и правил, которые регулируют взаимоотношения системного оператора, электропередающих, электрораспределяющих предприятий, производителей, поставщиков и потребителей электрической энергии, касающиеся планирования, развития и эксплуатации объединенных электросетей Украины и доступа к электросетям». Это упростило формирование разделов Кодекса.
А вот в разделе «Эксплуатация», по словам Сергея Чеха, рабочая группа просто расставила акценты. В отрасли есть правила технической эксплуатации, это более 1300 документов, регламентирующих процессы и процедуры эксплуатации. Кодекс их заменить не может и не должен. Но украинский менталитет отличается от европейского, поясняет Чех: «Если там записано «должно быть», то большинство субъектов выполнят требования, наши – никогда. Поэтому мы написали, что «собственность обязывает эксплуатировать, содержать в надлежащем состоянии с точки зрения исправности, надежности, безопасности», что монопольное положение обязывает еще больше».
Также в основном расставлены акценты в разделе «Защита энергосистемы», или то, что энергетики называют «технологическим диспетчерским управлением». Там тоже тысячи документов, вписывать которые в Кодекс не имеет смысла.
Отдельный подход к разделу «Системный оператор». Как выразился Чех, при всем равенстве субъектов в энергорынке системный оператор, то есть главный диспетчер страны – будет «равнее». Системный оператор получит полномочия самостоятельно принимать решения о режимах и условиях работы той или иной части энергосистемы в чрезвычайных ситуациях. В том числе и таких, как АТО. Отдельных решений правительства уже не понадобится.
Горе от ума
Почему так долго идет процесс усовершенствования Кодекса? «Скажу прямо, специалисты, которые привлечены в рабочую группу, у них у каждого есть свое восприятие документа. У них свой жизненный опыт, достаточно богатый. Часто заседание рабочей группы превращается в громкую полемику, как подойти к понимаю того или иного аспекта. Сказать, что мы сейчас создадим документ, который устроит всех, я не могу – он не устроит всех», – описывает Александр Болдырев ситуацию в рабочей группе.
«Я не хочу рассказывать, какими уговорами принимаются консенсусные варианты Кодекса. Сегодня нам уже не стоит ревизовать наработанное, а надо дорабатывать оставшиеся разделы и выходить на финишную прямую», – поддерживает коллегу Сергей Чех. Согласно процедуре, документ должен быть зарегистрирован Министерством юстиции, а потом на общей коллегии утвержден приказом министра.
Иван Плачков, исходя из собственного опыта, выразил сомнение, что у министра найдется время глобально изучить том в несколько сот страниц, чтобы оперативно и плодотворно провести коллегию. Плачков предложил энергетикам Украины совместно искать более прагматичные пути регистрации документа и донесения его важности непосредственно министру.
Ни в Европе, ни в США, ни в других странах мира нет документов, абсолютно гармонизированных друг с другом, о которых можно было бы сказать: да, все понятно, все хорошо, и во главе угла стоит потребитель. Украине нужен единый программный документ. Кодекс электрических сетей не решит всех проблем отрасли, но позволит гармонизировать все внутренние нормативные документы страны. А также увязать их с требованиями Европы, к энергосистеме которой мы хотим присоединиться.
Европейские страны уже прошли этот путь создания базового документа и определили для себя, что их устраивает, а что требует дальнейшей доработки. Сегодня там разрабатывается почти полтора десятка новых кодексов, которые отдельно выписывают понятие или аспект отрасли. Украина должна пойти по тому же пути.
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас