Аудит министерств: компетенция и ответственность — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Аудит министерств: компетенция и ответственность

Казна и Политика
673
Национальные аудиторы часто обижаются, что их не приглашают принять участие в тендере на проведение независимых аудиторских процедур государственных институций. Объективно, нужен ли независимый аудит министерствам, ведомствам и предприятиям, которые принадлежат к сфере управления министерств и других центральных органов власти?
Кто в ответе?
Как известно, государственный финансовый контроль от имени исполнительной ветви власти осуществляет Государственная финансовая инспекция Украины и ее территориальные органы. В соответствии с возложенными на нее задачами, Госфининспекция, среди прочего, осуществляет государственный контроль за использованием и сохранностью финансовых ресурсов, необоротных и других активов, эффективностью использования средств и имущества, соблюдением действующего законодательства Украины, проводит оценку системы внутреннего контроля, и главное – имеет право привлечь к ответственности виновных лиц.
Огромным минусом является то, что Госфининспекция не использует международные стандарты высших органов контроля финансового контроля (аудита) в государственном секторе, – ИНТОСАИ. Однако в конце 2014 года было организовано специальное обучение сотрудников Госфининспекции этим стандартам, а значит, что их имплементация – это только вопрос времени. Важно отметить, что Госфининспекция имеет право привлекать к выполнению отдельных работ и участию научных сотрудников и специалистов, в том числе на договорной основе. На мой взгляд, именно Госфининспекция и должна привлекать международные аудиторские компании для сотрудничества. Не исключаю, что и для национальных специалистов работы бы хватило. И такая совместная работа позволила бы решить две стратегические задачи: во-первых, выявить воровство и мошенничество в органах исполнительной власти и, во-вторых, обучить действующих сотрудников Госфининспекции работе с использование международных стандартов аудита. А главное, – результатами такого совместного аудита (joint audit) можно будет воспользоваться и привлечь к ответственности виновных лиц. Разумеется, что и вопрос финансирования работы как международных, так и национальных специалистов международными институциями был бы легитимизирован намного быстрее. Одним словом, преимуществ от такого сотрудничества больше, чем недостатков.
Нарушителей могут привлечь к ответственности
С другой стороны, существует Постановление КМУ от 28.09.2011 года № 1001, которым определен Порядок создания структурных подразделений внутреннего аудита и сама процедура проведения внутреннего аудита в министерствах и других центральных органах исполнительной власти. Для сотрудников подразделений внутреннего аудита на законодательном уровне утверждены специальные стандарты аудита, а также кодекс профессиональной этики. Объектом внутреннего аудита является деятельность центрального органа исполнительной власти, его территориальных органов, а также предприятия и учреждения, организации, которые принадлежат к сфере управления министерств и других центральных органов исполнительной власти.
Основной задачей таких подразделений внутреннего аудита является, среди прочего, предоставление руководителю центрального органа исполнительной власти независимых выводов и рекомендаций относительно функционирования системы внутреннего контроля и ее усовершенствования, совершенствования системы управления, предотвращения фактов незаконного, неэффективного и нерезультативного использования бюджетных средств. А кроме того, в соответствии с разделом IV Стандартов внутреннего аудита, утвержденных приказом Минфина, в случае выявления подразделением внутреннего аудита фактов нецелевого использование бюджетных средств, расточительства, злоупотребления служебным положением, нарушений финансово-бюджетной дисциплины, которые привели к потерям или убыткам и / или которые имеют признаки преступления, руководитель подразделения внутреннего аудита письменно информирует руководителя учреждения о необходимости информирования правоохранительных органов о таких фактах или передачи им материалов внутреннего аудита. По решению руководителя учреждения руководитель подразделения внутреннего аудита обеспечивает информирование и / или передачу материалов такого аудита в правоохранительные органы. Таким образом, по результатам работы службы внутреннего аудита можно привлечь виновные лица к ответственности.
Почему результаты аудита не разглашают?
Сегодня каждое второе министерство говорит о необходимости привлечения независимого аудитора. Как правило, привлекаются международные компании, некоторые из них уже имели опыт работы с предыдущей властью. Интересно, что отчеты таких аудиторских компаний публично не разглашаются, по результатам проведения аудиторских процедур независимыми аудиторами винные лица к ответственности не привлекаются. Абсолютно резонный вопрос – почему?
Во-первых, независимые аудиторы, как правило, проводят по факту не аудит финансовой отчетности, а согласованные аудиторские процедуры в виде анализа хозяйственной деятельности (due diligence review). Для проведения таких аудиторских процедур вовсе не обязательно, чтобы исполнителем была именно аудиторская компания, включенная в Реестр аудиторских фирм Аудиторской палаты Украины (АПУ).
Во-вторых, независимые аудиторы не наделены полномочиями правоохранительных органов и не имеют право делать заключения относительно наличия в работе ведомств мошенничества. Как аудиторы мы можем говорить лишь о наличии среды, в которой может иметь место воровство и мошенничество. Как правило, такие выводы тесно связаны с отсутствием системы внутреннего контроля.
В – третьих, в рамках проведения указанных согласованных аудиторских процедур, такие выводы никогда не делаются аудиторами. Попросите хоть одно ведомство публично опубликовать ценовое предложение или договор с аудиторами и всем сразу станет ясно, какие процедуры проводит независимый аудитор и какие документы заказчик получит в результате сотрудничества.
И самое важное, – независимые аудиторы не имеют право работать бесплатно. В тоже время, согласно ст. 75 Хозяйственного кодекса Украины и п. 13 Постановления КМУ № 1673, граничный объем расходов на оплату аудиторских услуг установлен на уровне не более 1,5% чистой прибыли министерства и его структурных подразделений. Если прибыли нет, то и расходов на аудит в статье расходов тоже нет.
По правде говоря, еще ни одно министерство за независимый аудит самостоятельно не платило, а значит речь идет о финансировании таких процедур международными институциями. Выходит, что заказчиком выступает не центральный орган исполнительной власти, а международный институт – Мировой банк, Международная финансовая корпорация IFC, ЕБРР и т.д. Даже если и так, то в таком случае, как обеспечивается доступ независимых аудиторов к проверке? Вполне возможно, что директор предприятия, которое принадлежат к сфере управления министерства, не допустит аудиторов к проверке, и будет абсолютно прав. А кроме того, как воспользоваться результатами аудиторских процедур, заказчиком которых было не министерство? Такой процедуры просто нет.
Таким образом, результатом работы независимого аудита воспользоваться нет возможности, а полученная информация может быть использована лишь руководителем ведомства для собственных нужд. Скорее всего, в договоре между международной аудиторской компанией и финансовым донором будет указаны информационно-консультационные услуги, без четкого указания предмета и технического задания аудитора. Спрашивается, кому нужны такие услуги, по результатам которых не будут привлечены к ответственности виновные лица? Государственные мужи это понимают?
К сожалению, привлечение международных аудиторов к проверке центральных органов власти, – это не больше, чем пиар новоназначенных министров. Вместо того, чтобы реформировать Госфининспекцию, улучшить работу структурных подразделений внутреннего аудита министерств и ведомств, создать профессиональную группу аудиторов и провести joint audit, результатами которого можно воспользоваться, мы снова тратим деньги (на сей раз деньги международных финансовых институций) на проведение аудиторских процедур, результаты которых понятны даже рядовому гражданину.
На мой взгляд, денежные средства международных доноров эффективнее потратить на создание профессиональной группы аудиторов на базе Госфининспекции, которая сможет выявить как коррупционные схемы, так и привлечь к ответственности виновных лиц. Может я ошибаюсь, но именно этих действий ждет общество.
Елена Макеева
Управляющий партнер
Аудиторская фирма «Аксенова и партнеры»
Geneva Group International
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас