Долгий путь в Европу: как Украина реформирует энергосектор — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Долгий путь в Европу: как Украина реформирует энергосектор

Энергетика
494
Прошел год со времени, когда Украина окончательно сделала выбор в пользу реформ, которые приблизят ее к Европейскому Союзу. В июне 2014 года была подписана экономическая часть соглашения об ассоциации, подразумевавшего перенос европейских правил игры в украинские реалии и на украинский энергетический рынок в том числе. При этом хоть Украина и является членом Европейского энергетического содружества, данный сектор до сих пор остается одним из наиболее уязвимых вопросов реформирования национальной экономики.
Скорее тормоз, чем газ
Введение новых правил игры на энергетическом рынке Украины находится на подготовительной стадии. Уже разработан ряд законопроектов, которые отвечают европейскому законодательству.
Среди наиболее важных вопросов энергетической реформы — реорганизация “Нафтогаза”, прозрачный доступ инвесторов к ГТС, установка единой оптовой цены на газ для всех потребителей, отход от логики перекрестного субсидирования на рынках газа и электроэнергетики. Часть этих пунктов стала основой Коалиционного соглашения.
Хотя, как показал опыт работы в отношении Закона о рынке газа, принятого в 2010 году, который тоже соответствовал европейскому законодательству, главное — реализация новых правил игры. Эту точку зрения поддерживает президент Центра глобалистики “Стратегия ХХI” Михаил Гончар. По его словам, в Украине есть тенденция к маскировке старых схем европейской “оберткой”. “Ключевая проблема для реформирования энергетического сектора — отсутствие политической воли со стороны власти, чтобы заставить играть по новым общим правилам всех игроков”, — рассказывает Михаил Гончар.
Главной проблемой является затягивание процесса. Это заметно уже на законодательном уровне. Призывы премьер-министра принять закон о рынке газа к концу 2015 года наталкивают на мысли о возможной длительности решения вопроса.
“У нас не имплементирован Третий энергопакет, хотя, по требованиям Энергетического содружества это нужно было сделать еще до 1 января текущего (2015 — ред.) года. Соответственно, не приняты необходимые законопроекты, которые изменяют правила игры на рынке газа и электроэнергетики”, — отмечает экс-руководитель Управления по связям с общественностью “Нафтогаза” Валентин Землянский.
Речь идет прежде всего о законопроекте “О рынке природного газа”, предусматривающий либерализацию его работы в Украине — подобные попытки делались уже давно, однако в последнее время наблюдаются обратные тенденции; особенно этому способствуют указания правительства промышленным потребителям покупать газ только у НАК “Нафтогаз”.
В энергетической сфере уже более года действует Закон “Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины”. Согласно этому закону, Украина уже в 2017 году должна перейти на новые условия функционирования энергорынка. Готовиться к этому нужно уже сейчас — с 1 января 2015 года планировалось отменить все льготные тарифы на электроэнергию. Но и в этом направлении изменения пока не наблюдаются.
Газ, электроэнергия или уголь?
Лидером в вопросе реформирования в прошлом году стала газовая отрасль. Именно в этой сфере произошли наиболее существенные изменения в вопросах прозрачности, борьбы с монополизмом. В 2014 году ГТС Украины стала прозрачной с точки зрения европейских стандартов. В мае Украина присоединилась к европейской Платформе движения и запасов газа в газохранилищах. Теперь данные по объемам природного газа во всех подземных газохранилищах в открытом доступе, а значит, России будет сложнее манипулировать вопросом “сомнительности” движения газа территорией Украины.
Доказательством того, что в газовом секторе есть определенные успехи, можно считать $150 млн, выделенных ЕБРР на модернизацию газотранспортного сектора.
Однако, по мнению экспертов, далеко не каждое время подходит для изменения правил игры в секторе. В вопросе реорганизации нефтегазовой отрасли Михаил Гончар отмечает, что не стоит действовать прямо сейчас, в зимний период, когда Украина столкнулась с дефицитом энергоресурсов. Украинские ПХГ заполнены на треть объемов. “Если реорганизация начнется в конце отопительного сезона — весной, ничего драматического не произойдет”, — добавляет Михаил Гончар.
В угольном и электроэнергетическом секторе ситуация сложнее. В электроэнергетике до сих пор нет четкого закона, который бы определил направления реформирования сектора энергетики. Есть заметный монополизм угольно-энергетической группы Рината Ахметова, которая владеет 3 из 5 генкомпаний в сфере тепловой энергетики, действуя “на пороге” антимонопольного законодательства. Об этом напрямую заявил министр энергетики Владимир Демчишин, обвинив компанию в непрозрачности при подаче документов в Национальную комиссию по регулированию электроэнергии. Кроме того, Демчишин озвучил несколько цифр, связанных с работой “Киевэнерго”. По его словам, компания недоплатила в рынок 180 млн гривень за 2014 год, и лишь 16 млн гривень задолжали потребители самой компании. Министр отметил, что компания настаивает на увеличении тарифов, но не собирается раскрывать структуру себестоимости угля.
В нефтяном секторе тоже ощутимо доминирование, но уже под знаком группы Игоря Коломойского; бизнесмен предпринимал несколько попыток регулироваия рынка при помощи остановки работы крупнейшей в Украине сети заправок, часть из которых действует под брендом “Укрнафты”, акции которой он делит с государственной НАК “Нафтогаз”.
Минимизировать такое влияние обещает премьер Арсений Яценюк. Он призвал депутатов подкорректировать закон 13 января о кворуме, что позволит изменить руководство “Укрнафты”. Если этого не произойдет, группа “Приват”, которой принадлежит 42% акций компании, продолжит блокировать решение по смене руководства “Укрнафты”.
Европейский рецепт
Европейский Союз настаивает на том, что новые источники получения энергоресурсов — путь к энергетической независимости. Это позволит уменьшить влияние “Газпрома”, который до недавнего времени был практически монопольным поставщиком; ситуация изменилась лишь в 2012 году. Для демонополизации сектора можно использовать как свои ресурсы, так и новые направления импорта.
Стратегия Петра Порошенко обещает к 2020 году уменьшить зависимость от России до 30%, и это вполне соответствует европейским ожиданиям. Хотя реверс — не самая надежная схема газовой независимости, благодаря ему в энергетической сфере уже намечаются успехи. Реверсные поставки в объеме 5,1 млрд кубометров заполняли украинские газохранилища российским газом из Европы в 2014 году, а на 2015 существует договоренность с европейскими партнерами об их увеличении. Так, словацкий оператор газотранспортной системы Eustream заявил о готовности поставить Украине в 2015 году 11,5 млрд кубометров газа. О возможности роста прокачки ресурса заявила и Польша.
Помимо привязки к импорту нефти из-за ее низкой добычи в стране, есть еще импортозависимая сфера нефтепродуктов, а также поставки ядерного топлива, по которым Украина в большинстве полагается на Россию. К болезням “зависимости” добавился еще и угольный дефицит. После появления так называемых “ДНР” и “ЛНР”, на востоке много шахт оказались на неподконтрольной Украине территории. В том числе и шахты, где добывался уголь марок “А” и “Т”. Следствием этого стало значительное сокращение добычи и поставок антрацитного сырья на теплоэлектростанции. В итоге этот ресурс Украина также должна импортировать, преимущественно из России — дефицит необходимых мощностей в портах не позволяет везти сырье из других стран морским путем. Впрочем, и тут не обошлось без проблем — Россия с завидной регулярностью блокирует пересечение вагонов с сырьем границы, и заявления об открытии импорта угля сменялись информацией о блокировании поставок.
Не менее важным, чем поиск новых источников поставок, является энергосбережение. В этом уверен президент Центра экономического развития Александр Пасхавер: “Высокая стоимость энергетических ресурсов должна научить украинцев их экономить”. Вопрос выравнивания цены на энергоносители для населения и для промышленности является важной составляющей реформ. На этом настаивает и МВФ. Аналитики отрасли считают, что сейчас благоприятная ситуация для воплощения таких непопулярных мер в жизнь. Цена на нефть, по оценкам экспертов, ближайшие два года будет оставаться на порядок ниже, чем год назад. А цена на газ для Украины, согласно контракту с “Газпромом”, зависит от средневзвешенной цены на нефть за девять месяцев. Кроме того, ни один международный институт не требует от Украины скачкообразного увеличения цены.
“Параллельно, правительство должно думать, как уменьшить потребление политически чувствительных энергоресурсов. Таким всегда был газ, а теперь стал и уголь, так как основные ресурсы оказались на оккупированной территории. Есть задача осуществлять переход на газо- и углезамещение”, — рассказывает Михаил Гончар. Он отмечает возможность использования биомассы вместо политически чувствительных энергоносителей.
У украинского руководства есть понимание реформ, которые нужно проводить в энергетической сфере. Но первый год попыток показал медлительность, а иногда — недостаточность политической воли к изменениям. Война стала официальным поводом для этого промедления.
Статья написана в рамках проекта MyMedia.
Алексей Коваленко
По материалам:
Діло
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас